1. Краткое описание ситуацииСражения нужно обязательно доводить до конца. Лояльный человек достигнет своей цели, если крепко удерживает меч решительности и полностью уверен в своей правоте.
2. Сара Деннинг
…Я ясно внушил Восьмой Армии, что жалость к себе неприемлема.
Фельдмаршал Монтгомери
Армии необходим сильный лидер, понимающий, как завоевать доверие войск и воодушевить их своей компетентностью. В то же время он должен знать, как использовать свой авторитет и добиться послушания. Для вас это означает, что нужно заботиться о собственной судьбе самостоятельно. Вы должны распоряжаться ресурсами наиболее эффективным образом. Во-первых, необходимо точно знать, чего вы хотите добиться. Чтобы преодолеть все препятствия, необходим энтузиазм. Следующий шаг — точно выбрать направление действия, ибо только правильный выбор может гарантировать успех. Будьте восприимчивы к новым идеям. Приступайте к действиям, лишь тщательно взвесив все возможные последствия вашего решения. На пути к цели необходимо быть абсолютно уверенным в своих силах. Будьте щедры, поддерживайте остальных, и люди будут сотрудничать с вами. Если ваш вопрос касается взаимоотношений, совет тот же. Решите, чего вы хотите достичь, и наметьте пути достижения цели. Не действуйте себе в ущерб.
Возможность личного роста
В нынешней ситуации самодисциплина — залог успеха. Не позволяйте эмоциям брать верх. Относитесь к ним как к силам, которые могут усложнить вашу жизнь. Вы должны контролировать их как командующий. А командующему непозволительно быть раздражительным или снисходительным к себе. Небольшое самопожертвование — в ваших же интересах, но не будьте в этом чересчур упорны. Можете потерять душевность, необходимую для поддержания внутренней силы и уверенности в себе. А это те качества, без которых не преодолеть тяжелые времена.
Дальнейшие аспекты ситуации
Шестерка внизу
Бойтесь быть поглощенным волной энтузиазма. Если вы слепо несетесь вперед, хаос будет сопутствовать вам. Если вы не совершенствуете самодисциплину, навлечете на себя беду.
Девятка вторая
Вы можете повлиять на ситуацию благотворно. Будьте дипломатичны и держите цель перед глазами. Если вы гибки, то обернете все, что ни произойдет, в свою пользу.
Шестерка третья
У вас нет шансов. Расстановка сил не в вашу пользу. Если действуете, не задумываясь о последствиях, то даже титанические усилия ничем не увенчаются.
Шестерка четвертая
Преимущество не на вашей стороне. Нет смысла сражаться в подобной ситуации. Не расходуйте силы понапрасну и ничего не предпринимайте.
Шестерка пятая
Проблему нужно как-то разрешать. Решительности, хотя она важна, недостаточно, чтобы гарантировать успех. Используйте весь ваш опыт и мудрость. Не стесняйтесь обратиться за советом, если полагаете, что это поможет. Старайтесь быть искренним.
Шестерка сверху
Ваша цель достигнута. Опасайтесь почить на лаврах. Было бы ошибкой пустить дела на самотек. Отблагодарите тех, кто вам помогал. Если возлагаете на кого-либо ответственность, будьте реалистичны, оценивая его личный вклад в ситуацию. Берегитесь потерять наработанное.
3. Алистер Кроули и Юлиан Щуцкий
Войско. Войска; все зависит от мудреца. Его зрелого опыта, и мудрости его лет. (Войско. Стойкость. Возмужалому человеку – счастье. Хулы не будет.)
- Запомни хорошо правила военной стратегии. (Выводи войско, руководясь законом. – <А если> не так, <то хотя бы оно и было> хорошим – будет несчастье.)
- Военачальник, твой царь назначает тебя на пост. (Пребывание в войске. – Счастье. Хулы не будет. Царь трижды пожалует приказы.)
- Действия по нечетким планам будут безуспешными. (В войске, быть может, воз трупов. – Несчастье.)
- Своевременное отступление — не ошибка. (Войско отступает на постоянные квартиры. – Хулы не будет.)
- Преследуй и уничтожай измену и мятеж! (<1> На поле есть дичь. <3> Старшему сыну – вести войска. <4> Младшему сыну – воз трупов. – <Первому> <2> благоприятно сдержать слово; хулы не будет. <Второму> – <5> стойкость – к несчастью.)
- И ищи хороших людей на почетные должности. (Великий государь владеет судьбами, начинает династию и наследует <своему> дому. – Ничтожному человеку – не действовать.)
4. Календарь И-Цзин на каждый день
День движения вперёд
Сегодняшний день — для мощного движения вперёд! Для сохранения внутреннего равновесия, если вы наедине с собой, вам не нужно размышлять и придаваться философствованиям, лучшее, что можно сделать сегодня — это преданно служить идее, своему делу или людям. Преданность подразумевает, в чём-то покорность, принятие и самоотдачу.
Если вам будет хотеться действовать без промедления и идти на риск ради того, чему или кому вы служите — делайте это, сегодняшний день как раз для таких дел! Он воспитывает выдержку, бесстрашие, упорство и ловкость. Всё это подразумевает высокую долю вашей личной ответственности и дисциплины перед самим собой.
Чем больше будет физической подвижности сегодня, и чем более целенаправленными будут ваши мысли, тем лучше. Но не ждите быстрых результатов своих поступков, лучше опирайтесь на то понимание, что вы служите бескорыстно, не ради личной выгоды, а ради общего дела.
5. Сказки и притчи
Сказка Афанасьева:
Царевна сера утица
Жил царь с царицею, у них были дети: сын да дочь; сына звали Дмитрий-царевич, а дочь — Марья-царевна. Были приставлены к царевне и няньки и мамки, и ни одна не могла ее укачать-убаюкать. Только брат и умел это сделать: бывало, придет к ее кроватке и начнет припевать: «Баю-баюшки, сестрица! Баю-баюшки, родная! Вырастешь большая, отдам тебя замуж за Ивана-царевича». Она закроет глазки и заснет. Прошло несколько лет, собрался Дмитрий-царевич и поехал в гости к Ивану-царевичу; прогостил там три месяца — много играли, много гуляли; стал уезжать и зовет к себе Ивана-царевича. «Хорошо, — говорит, — приеду!» Воротился домой, взял портрет своей сестры и повесил над своею постелью, и так хороша была царевна, что все бы смотрел на ее портрет: глаз оторвать невозможно!
Нежданно-негаданно приезжает Иван-царевич к Дмитрию-царевичу, входит в его комнату, а он спит себе крепким сном. Увидал Иван-царевич портрет Марьи-царевны — и в ту ж минуту влюбился в нее, выхватил свой меч и занес на ее брата. Бог не попустил греха, словно что толкнуло Дмитрия-царевича — вмиг проснулся и спрашивает: «Что ты делать хочешь?» — «Хочу тебя убить!» — «За что, Иван-царевич?» — «Ведь это портрет твоей невесты?» — «Нет, моей сестры Марьи-царевны». — «Ах, что же ты мне никогда об ней не сказывал! Я теперь жить без нее не могу». — «Ну что ж! Женись на сестре, будем братьями». Иван-царевич бросился обнимать Дмитрия-царевича. Тут они и поладили, по рукам ударили.
Иван-царевич домой уехал — к свадьбе готовиться, а Дмитрий-царевич стал собираться с своею сестрицею в путь-дорогу, к жениху в гости. Снарядили два корабля: в одном брат плывет, в другом сестра плывет, а при ней нянька с дочкою. Вот как выехали корабли посеред моря синего, нянька и говорит Марье-царевне: «Скинь с себя драгоценное платье да ложись на перину — тебе спокойней будет!» Царевна скинула платье, и только легла на перину — нянька ударила ее слегка по белому телу, и сделалась Марья-царевна серой утицею, взвилась-полетела с корабля на сине море. А нянька нарядила свою дочь в царевнино платье, сидят обе да величаются. Приехали в землю Ивана-царевича; он тотчас выбежал навстречу и портрет Марьи-царевны с собой захватил; смотрит, а невеста далеко на тот портрет не похожа! Разгневался на Дмитрия-царевича, велел посадить его в темницу, в день давать ему по куску черствого хлеба да по стакану воды; кругом были часовые приставлены, и наказано им настрого никого не пускать к заключеннику.
Приходит время к полуночи, стала сера утица с моря подыматься, полетела к родимому братцу — все царство собой осияла: крыльями машет, а с них словно жар сыпется! Подлетела к темнице да прямо в окошечко, крылышки на гвоздик повесила, а сама к брату пошла: «Родимый мой братец, Дмитрий-царевич! Тебе тошно в темнице сидеть, по стакану воды пить, по куску хлеба есть; а мне, братец, тошнее того по синю морю плавать! Сгубила нас злая нянюшка, скинула с меня драгоценное платье — нарядила в него свою дочку». Братец с сестрицею поплакали, погор??вали вместе; ранним утром улетела сера утица на сине море. Докладывают Ивану-царевичу: «Так и так, прилетала к заключеннику сера утица — все царство собой осияла!» Приказал он, чтоб сейчас дали ему знать, как скоро та утица опять прилетит.
Вот подходит время к полуночи; вдруг море заколыхалося, поднялась с него сера утица, полетела — все царство собой осветила, крылышками машет, а с них словно жар сыпется. Прилетела к темнице, крылышки свои на окне оставила, а сама к брату пошла. Тотчас же разбудили Ивана-царевича; он побежал к темнице, смотрит: на окне лежат крылышки, взял и велел их на огне спалить, а сам приложил ухо да слушает — про что говорят братец с сестрицею. «Родимый мой братец! — говорит Марья-царевна. — Тебе тошно в темнице сидеть, по стакану воды пить, по куску хлеба есть; а мне тошнее того по синю морю плавать! Сгубила нас злая нянюшка, скинула с меня драгоценное платье — нарядила в него свою Дочку… Ах, братец, что-то гарью пахнет!» — «Нет, сестрица! Я ничего не слышу».
Иван-царевич отворил темницу, входит туда — Марья-царевна в ту ж минуту бросилась к окошечку, видит: крылышки ее до половины обожжены; тут ухватил ее Иван-царевич за белые руки, а она стала оборачиваться разными гадами. Иван-царевич не пугается, из рук ее не пущает… Вот, наконец, она веретеном обратилась; царевич переломил веретено надвое, один конец бросил вперед, а другой назад и говорит: «Стань передо мной красна девица, а за мной белая береза!» Стала позади его белая береза, а перед ним явилась Марья-царевна во всей своей красоте. Иван-царевич выпросил себе прощение у Дмитрия-царевича, и все трое во дворец пошли; а на другой день была свадьба: Иван-царевич женился на Марье-царевне; гости долго пировали, веселились, прохлаждались. А няньку с дочкою отослали в такое место, чтоб об них ни слуху ни духу не было!
6. Статьи Стива Павлины
Вы имеете право быть неправым
У моего бывшего учителя истории в средней школе была любимая фраза: «Вы имеете право быть неправым». Многие ученики не любили его, потому что считали ленивым и жестоким. Он никогда не объяснял материал, и казалось, что у него никогда нет плана урока. Он просто сидел и иногда клал ноги на стол, а потом задавал контрольные вопросы и оскорблял тех, кто пытался на них ответить (обычно за неумение мыслить самостоятельно).
На дом он задавал много сухого и скучного материала, и потом нам приходилось писать очень короткие сочинения на сложные темы, например, работу на две страницы с двойным интервалом о причинах Гражданской войны. Поверьте, по такому вопросу это гораздо сложнее, чем написать работу на 5-10 страниц, потому что слова приходится подбирать очень аккуратно, иначе вы выйдете за допустимый объем еще до того, как приступите к теме. Две страницы было максимум того, что вам можно было написать. Если вы писали 2,1 страницы, это означало, что вы не справились с заданием. Многословность не разрешалась.
Несмотря на то, что этот учитель был непопулярен, у него была определенная цель: научить школьников думать, а не просто механически повторять полученную информацию. Это непросто сделать, когда речь идет об учениках, которым по семнадцать лет, и о таком предмете, как история Соединенных Штатов.
Я думаю, что фраза «Вы имеете право быть неправым», которая хотя и звучала как шутка в нашем классе, была хорошим советом. Ее нет в Билле о правах, но, возможно, ее нужно рассматривать как основное право человека. Вы имеете право быть неправым. Вы имеете право ошибаться. Вы имеете право на неудачу.
Однако многие люди не видят ценности в осуществлении этого права. Я думаю, это, кроме всего прочего, основная причина страха перед публичными выступлениями. Что, если вы отстаиваете какую-то точку зрения и оказываетесь побежденными в споре, получаете доказательства, что во всем ошибаетесь?
Что такого ужасного в том, чтобы ошибаться? Если вы никогда не ошибаетесь, для меня это означает, что вы не растете. Я надеюсь, что через пять лет я оглянусь на некоторые свои статьи в блоге за этот год и не соглашусь с ними. Иначе это значило бы, что либо я не вырос за это время, либо слишком робко выражал свои мысли.
Не бойтесь поколебать свою уверенность. Это один из наилучших способов учиться. Дайте возможность людям реагировать на ваши идеи. Иногда они предоставят новую информацию, которая позволит вам уточнить вашу мысль. Иногда они отреагируют только эмоционально, что может помочь вам быть устойчивее к эмоциям других людей. Не бойтесь излагать свои идеи в разговоре, выступлении, статье, блоге, на форуме — в любом месте, где вы можете получить обратную связь от других.
Вынесите свое эго за скобки
Я думаю, что люди так сопротивляются тому, чтобы быть неправыми, потому что ставят знак равенства между собой и своими идеями. Таким образом, если оказывается, что их мысли ошибочны, они воспринимают это как личное поражение. Они чувствуют себя униженными. Обратная связь может даже усилить такую реакцию. Но вы не обязаны приравнивать себя к своим мыслям только потому, что другие так делают.
Чрезмерное вкладывание эго в свои результаты непродуктивно и не нужно. Если вы будете думать, что неудача ваших идей — это ваша личная неудача, вы слишком редко будете идти на риск, на риск, который в конечном счете мог бы оправдаться. Но если вы научитесь отделять себя от своих идей и своей работы и видеть в них нечто обособленное, вы почувствуете, что действительно имеете право на ошибку. Если идея терпит неудачу, почему бы не посчитать, что это идея ошибочна, а не вы сами? Позвольте вашим идеям быть ошибочными, не превращая это в личное поражение.
Когда я пишу статьи или выступаю перед публикой, я делаю все, чтобы удалить мое эго от любой привязанности к результатам. Идеи — это идеи, это не я сам. Даже если я рассказываю истории, касающиеся меня лично, эти истории и настоящий я все равно нетождественны. Это просто слова. Если я произношу речь и получаю отрицательную реакцию, то она может быть вызвана моей недостаточной квалификацией как оратора. Но снова мои умения нетождественны мне самому. Мои идеи и мои умения — это то, что принадлежит мне, или то, что я создал, но они не определяют меня настоящего. Таким образом, я никогда не чувствую, что мое эго в опасности, если моя статья или речь терпят неудачу.
И если идея действительно попадает в цель, я тоже не воспринимаю это как личную победу. Я просто думаю: «О! Да это, похоже, хорошая мысль». Если же она в цель не попадает, я смотрю, есть ли в этом какая-либо полезная обратная связь, и тогда могу либо улучшить идею, либо оставить ее. Или, возможно, я чувствую, что идея выражена недостаточно хорошо и не достигает цели, потому что плохо донесена до людей. Для меня все это просто обратная связь, которая помогает отточить мои мысли и усовершенствовать навыки общения.
Я думаю, именно такое отношение помогает мне очень легко и спокойно выступать с речами и регулярно писать для аудитории в десятки тысяч читателей. Я думаю, что для меня быть неправым — это совершенно подходящая ситуация. В такой сложной теме, как личностный рост, есть очень много нюансов. Несмотря на все те знания и опыт, которые у меня есть в этой области, я совершенно не надеюсь когда-нибудь понять все аспекты этого обширного предмета. Вдобавок к этому мои навыки общения всегда будут несовершенны. Эффективное общение требует сочетания логики и эмоций, и они иногда противоречат друг другу и по-разному воздействуют на людей. Я не знаю великого оратора или писателя, который получал бы единодушные отзывы, когда сообщал нечто действительно ценное. Убрав эго за скобки, вы можете поступать, как предлагал Уинстон Черчилль, то есть двигаться от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма.
Как лучше тренировать свое умение ошибаться? Не боялись ли вы когда-нибудь прийти в спортзал, потому что не знали упражнений и считали, что будете выглядеть по-идиотски? Не подвергайте свое эго риску, помните, что это только ваши умения, которых вам сейчас не хватает. Вы сами не становитесь хуже только потому, что вам не хватает каких-то знаний или умений. Где еще вы можете рискнуть и быть неправым или несведущим, когда единственным долгосрочным последствием будет ваше задетое эго (не будет даже и этого, если вы оставите его)?
Вы имеете право ошибаться. Позвольте вашим идеям потерпеть неудачу, позвольте вашим умениям показать свою недостаточность, позвольте своим знаниям обнаружить свои пределы. Ничто из этого не является действительно вами.
Когда вы терпите неудачу, вы открываете свои границы, вы обозначаете приделы, до которых распространяются ваши способнос??и, и это позволяет вам в конечном счете выйти за эти рамки.
Способность быть неправым приводит в конце концов к возможности быть правым. И даже когда этого не происходит, это все же интереснее, чем быть пустым местом.
Данный текст является переводом статьи Стива Павлины You Have the Right to Be Wrong
Перевод: Елена Козловская, www.lingvish.ru