АРИСТОТЕЛЬ

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 годы до нашей эры) — величайший мыслитель древности. Древнегреческая философия, по словам К. Маркса, достигла «в лице Аристотеля высшего расцвета» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 27).

Аристотель родился в Стагнре, греческой колонии на Фракийском побережье (отсюда второе имя Аристотеля — «Стагирит»). Первоначальное образование получил под руководством отца, придворного врача македонского царя. С 367 года жил в Афинах и, став учеником Платона, в течение 20 лет (до самой смерти Платона) был участником платоновской Академии. В 343—339 годы — воспитатель Александра Македонского. В 335 году в Афинах основал собственную школу, известную под названием «Ликей» или «перипатетической школы». Умер на Эвбее, куда бежал от преследований по обвинению в преступлении против религии.

Аристотель жил в эпоху, когда общественное сознание отождествляло мир с гармонической целостностью Космоса, причем Космос понимался скульптурно, как прекрасно организованное тело, а микрокосм (человек) — как часть этого Космоса, его элемент, органически определяемый целым. Будучи типичным представителем стиля мышления античности, Аристотель в качестве фундаментального принципа определения природы принимает именно телесную пластичность, гармонию. Поэтому первой сущностью, по Аристотелю, являются сами материальные объекты. Обосновывая многообразие их конкретного бытия, он вводит четыре вида причин: материальную, то есть субстратную и тем самым пассивную, и активные причины — движущую, целевую и формальную. Формальная причина, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть, и определяет вторую, высшую, сущность бытия — «форму». Путь же познания формы как сущности каждого конкретного предмета лежит, по Аристотелю, прежде всего в так называемом аподиктическом познании, то есть безусловно достоверное знание достигается при выведении истины из высших принципов, которые созерцаются умом непосредственно, в то время как «диалектическое познание», берущее начало в общем опыте людей, может дать лишь вероятностное «мнение».

Такая философская установка получила свое отражение и в учении Аристотеля об органической целесообразности. Детально разобрав и систематизировав имевшиеся к этому времени знания о человеке, животных и растениях, он проводит аналогию строения и развития биологических объектов с деятельностью скульптора, который в осуществлении формы целесообразно использует и подчиняет материал. Аристотель видит в фактах органического развития закономерный процесс раскрытия внутренне присущих живым телам особенностей их строения. Жизнь, по Аристотелю, предполагает свою материю и форму. Материей является тело, формой — душа, которую Аристотель назвал энтелехией (от entelecheia осуществленность). В философии Аристотеля энтелехия выражает единство всех четырех видов причин, а также переход материальной субстанции от потенции к организованности и выступает как причина самой себя и в то же время как цель своего движения. Столь сложное понятие, включающее в себя и некоторый момент предопределенности, предсуществования формы в качестве заданной цели развития, явилось выражением колебаний Аристотеля между материализмом и идеализмом. Оно оставляло возможность различной интерпретации категорий «цель» и «энтелехия».

Виталисты, и в частности Дриш (H. Driesch), считают Аристотеля основателем своего направления, хотя это не совсем соответствует действительности, ибо термин «энтелехия» употребляется виталистами для обозначения сверхматериальной «жизненной силы». Виталисты практически продолжают в философии линию Платона, находившего объяснение сущности каждого из предметов материального мира («многого») в существовании мира «идей», служащих образцами материальных предметов. Аристотель же, в отличие от Платона, отказался от обоснования телесной гармонии путем удвоения бытия и вскрыл теоретическую непродуктивность определения «многого» через многое же, понимая отношение «формы» и «материи» отнюдь не как отношение сверхчувственной «идеи» и чувственного «вещества». Хотя, по Аристотелю, «форма» вечна и неизменна, в то же время она есть не что-то потустороннее, а присущий самой «материи» вид, ею принимаемый. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. В реально существующем предмете чувственного мира форма составляет с материей единое целое, и он может рассматриваться и как «форма», и как «материя». Именно в такой трактовке материи и формы В. И. Ленин усматривал в философии Аристотеля «материалистические черты» и «критику идеализма, как идеализма вообще» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 254, 255).

Труды Аристотеля («История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных» и др.) долгое время служили основным источником сведений по зоологии и в известной степени послужили основой для развития систематики, описательной и сравнительной анатомии, эмбриологии, а также психологии (работа «О душе»). В частности, Аристотель дает систематическое описание 500 видов животных. При этом он классифицирует организмы, разделив их на «существа, имеющие кровь» и «существа, не имеющие крови», и выдвигает идею единства и ступенеобразного расположения живых существ по высоте организации.

В различных работах Аристотеля можно встретить высказывания, которые непосредственно касаются медицины. Некоторые из них имели большое значение для ее развития. Аристотель первым ввел термин «аорта». Он же описал «большую вену» — легочную артерию. Сердце (по его мнению, трехкамерное) Аристотель считал важнейшим органом тела, который в силу своей значимости не может быть серьезно больным. Аристотель ввел в медицину понятие о гниении, которое, по его мнению, вызывается порчей природной теплоты теплотой инородной. Это понятие долгое время господствовало в медицине, пока не было вытеснено учением об инфекционных заболеваниях. Много внимания Аристотель уделял среде, временам года, перепадам температуры как причинам возникновения болезней.

Но все же влияние Аристотеля на развитие и практику биологии и медицины определяется не столько его непосредственным вкладом в эти области знания, сколько воздействием разработанных им теоретических принципов. Учение об энтелехии, о биологической целесообразности, в том числе и о взаимодействии органов в организме (а также о жизни и развитии организмов как о процессе целеустремленного движения к форме), оказало большое влияние на медико-биологические взглядыГалена (см.), а через него — на всю медицину средневековья. Но в средние века, когда отсутствовало экспериментальное естествознание и утверждался примат «чистой» логики над чувственным познанием, из учения Аристотеля были выброшены все поиски, колебания, приемы постановки вопросов. Тем самым оно, по словам

В. И. Ленина, было превращено в «мертвую схоластику» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 29, с. 326) и уже в таком виде получило широкое распространение и было канонизировано. В то же время подлинные тексты Аристотеля, сохранившие материалистические и диалектические тенденции его философии, сыграли важнейшую роль в становлении и развитии прогрессивных идей как в средние века, так и в эпоху Возрождения.

Сочинения: Метафизика, пер. с греч., М.— Л., 1934; О душе, пер. с греч., М., 1937; О возникновении животных, пер. с греч., М.— Л., 1940.

Библиография: Александров Г. Ф. Аристотель, М., 1940; Бородулин Ф. Р. Лекции по истории медицины, с. 33, М., 1955; Зубов В. П. Аристотель, М., 1963; Ковнер С. История древней медицины, в. 3, с. 574, Киев, 1888; М е н ь е Л. История медицины, с. 37, М.— Л., 1926; Manquat М. Aristotle naturaliste, P., 1932; Singer Ch. Greek biology and greek medicine, Oxford, 1922.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы калькулятор