АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА — отрасль медицины, изучающая условия профессиональной деятельности авиационных специалистов с целью разработки медицинских рекомендаций, направленных на сохранение здоровья и повышение их работоспособности, а также на обеспечение безопасности полетов. АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА имеет выраженную профилактическую направленность.

Основными задачами АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ является следующие.

1. Разработка медицинских и инженерно-психологических требований к авиационной технике, к средствам индивидуального снаряжения и спасения; определение требований к физическому развитию и состоянию здоровья кандидатов в летные и технические училища; изыскание и совершенствование методов медицинского и психологического отбора; разработка методов и средств, повышающих устойчивость человека к действию неблагоприятных факторов полета, и медицинских рекомендаций по повышению эффективности летной деятельности, по обеспечению безопасности полетов путем рационального обучения, подготовки и тренировки экипажей; научное обоснование режима труда, отдыха, питания, оптимальных норм летной нагрузки, показателей для оценки состояния здоровья и работоспособности летного состава; разработка организационно-методических вопросов медицинского обеспечения полетов.

2. Медицинское изучение причин и предпосылок летных происшествий, связанных с личностью летчика, и разработка специальных методов их медицинского расследования.

3. Разработка медицинских мероприятий по оказанию помощи экипажам и пассажирам самолетов, терпящим бедствие при вынужденных посадках, а также требований к оказанию медпомощи в полете и условиям эвакуации по воздуху больных и пострадавших.

4. Обоснование организационных принципов медицинской службы в авиации, санитарно-гигиеническое обеспечение дальних перелетов, медицинское обслуживание пассажиров в аэропортах и летного персонала на аэродромах.

Для решения этих задач АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА, помимо клинических, физиологических, гигиенических, психологических и других методов исследования, применяемых в обычных условиях, разрабатывает и применяет особые способы и методы изучения влияния определенных факторов полета на организм (исследования в барокамерах, на центрифугах, на стендах-катапультах, в специальных климатических камерах, на специальных установках или самолетных тренажерах, а также на самолетах или самолетах-лабораториях и др.).

АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА возникла с появлением авиации в начале 20 в. Несовершенство конструкций первых самолетов и отсутствие мед. контроля за летным составом часто приводило к летным происшествиям. 14 июля 1909 г. на заседании совета Российского аэроклуба было принято постановление о разрешении членам аэроклуба совершать полеты только после медицинского освидетельствования. Спустя год Военное ведомство издало первое расписание болезней, препятствующих службе в воздухоплавательных и авиационных частях. Это явилось началом формирования АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ в России. Примерно в тот же период АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА стала выделяться в самостоятельную отрасль медицины во Франции, а с 1910 г. — в Германии, Англии, Италии и США.

В нашей стране АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА особенно широкое развитие получила после Великой Октябрьской социалистической революции.

Основное внимание авиационных врачей было сосредоточено на вопросах мед. отбора кандидатов в летные училища, на определении и предсказании летных способностей с помощью психометрических испытаний, на рекомендациях по сохранению здоровья летчиков, рационализации рабочего места летчиков.

В начале 20-х годов в авиационных школах были организованы психофизиологические лаборатории. В 1924 г. в Москве была создана Центральная психофизиологическая лаборатория ВВС РККА, где проводилась исследовательская работа по обоснованию методов мед. отбора кандидатов в авиацию и мед. обеспечению полетов.

В 30-е годы в связи с освоением скоростных и высотных самолетов возникла необходимость в детальном изучении влияния на организм таких неблагоприятных факторов полета, как пониженное барометрическое давление, ускорение и др.

Если в период становления авиации АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА использовала опыт медицинского обеспечения воздухоплавания, высокогорных восхождении и научные достижения общей физиологии и патологии конца 19 в. [И. М. Сеченов, В. В. Пашутин, Бер (Р. Bert), Моссо (A. Mosso), Холдейн (J. S. Haldane) и др.], то в этот период нужно было искать новые пути изучения вестибулярных реакции, влияния на организм высоты, ускорений, шума, вибрации, перепадов температуры; разрабатывать нормы кислородного обеспечения и обосновывать медицинские требования к кислородно-дыхательной аппаратуре, создавать противоперегрузочные средства и др. Возникла необходимость в создании учреждений для проведения специальных исследований и подготовки специалистов по А. м. Вместо Центральной психофизиологической лаборатории ВВС РККА был организован 4-й сектор Научно-исследовательского испытательного санитарного ин-та РККА, который в 1935 г. был реорганизован в Авиационный научно-исследовательский санитарный институт РККА, а в 1936 г. переименован в Ин-т авиационной медицины им. И. П. Павлова. При Центральном институте усовершенствования врачей (Москва) в 1939 г. организуется кафедра авиационной медицины, и в том же году открывается факультет подготовки авиационных врачей при 2-м ММИ. При кафедре физиологии ВМА им. С. М. Кирова создается баролаборатория. Одновременно в учреждениях АН и Министерства здравоохранения СССР, на кафедрах ВМА им. С. М. Кирова изучаются проблемы, имеющие актуальное значение не только для общей патологии и клинической медицины, но п для А. М. (проблемы кислородного голодания, гипо- и гипертермии, акклиматизации и адаптации организма к высоте, нейро-гуморальной регуляции функций, роли коры головного мозга в соматических и поведенческих реакциях, психофизиологии органов чувств и др.). Разработку вышеуказанных проблем возглавили видные советские ученые различных специальностей — физиологи, биохимики, терапевты (Л. А. Орбели, И. Р. Петров, Г. Е. Владимиров, Н. Н. Сиротинин, И. П. Разенков, А. В. Лебединский, П. И. Егоров, М. П. Бресткин и др.). Некоторые авиационные врачи, стремясь глубже изучить влияние полетов па организм, осваивали профессию летчика и летчика-наблюдателя (Ю. М. Волынкин, Н. М. Добротворский, М. А. Пивоваров и др.). Это расширяло возможности психофизиологического изучения деятельности летчика в полете, позволяло давать более обоснованные рекомендации по обучению летного состава, а также по рационализации рабочего места, режима труда и т. д. Достигнутые результаты способствовали развитию теории АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ.

К началу второй мировой войны АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА имела большой опыт медицинского обеспечения высотных и длительных полетов. Имелись достижения в изучении высотной и воздушной болезни, исследовании зрительной и слуховой функций в полете, а также устойчивости организма к ускорениям в полете. Значительный вклад в развитие отечественной А. м. как в предвоенный, так и в послевоенный период внесли В. И. Воячек, К. Л. Хилов, А. П. Попов и др., изучавшие изменения состояния органа слуха и вестибулярного аппарата под влиянием факторов полета; Н. М. Добротворский, А. А.Сергеев, Д. Е. Розенблюм и др., изучавшие влияние на организм ускорении; B. В. Стрельцов, В. Г. Миролюбов, А. П. Аполлонов, В. А. Спасский и др., изучавшие влияние высоты на организм и разрабатывавшие вопросы обеспечения кислородом; Н. А. Вишневский, Г. Г. Куликовский, И. К. Собенников, Я. Ф. Самтер и др., разрабатывавшие вопросы врачебно-летной экспертизы; К. К. Платонов, С. Г. Геллерштейн п др., разрабатывавшие вопросы психологии летного труда, и т. д.

Достигнутые АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНОЙ успехи в области научных исследований влияния различных факторов полета на организм и разработка методов повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам полета, накопленный опыт медицинского обеспечения полетов заложили прочную основу для организации медицинского обеспечения боевых действий авиации в период Великой Отечественной войны 1941 —1945 гг.

Организационные принципы построения медицинской службы ВВС, распределение ее сил и средств, принятая система этапов медицинской эвакуации обеспечили сохранение квалифицированных летных кадров и возвращение их в строй в возможно короткие сроки.

В послевоенный период на этапе массового освоения высотных реактивных самолетов возникла необходимость разработки метода дыхания кислородом под избыточным давлением, профилактики декомпрессионных расстройств, снижения отрицательного влияния на организм длительных и ударных перегрузок. При освоении полетов на больших и малых высотах, в облаках, ночью вне видимости земных ориентиров, на звуковых и сверхзвуковых скоростях полета изменились требования к условиям работы летчика и к его рабочему месту (микроклимат, освещенность, приборные панели и пр.). Эти проблемы решаются специалистами по А. м. совместно с конструкторами и исследователями авиационной техники и специалистами инженерно-авиационной службы.

Современный этап развития А. м. характеризуется дальнейшими углубленными исследованиями влияния условии и факторов полета на организм летчика, более строгим нормированием условий обитания в кабинах летательных аппаратов, повышением требований к профотбору летных экипажей, к оценке состояния их здоровья перед вылетом и в процессе выполнения полетного задания, созданием высокоэффективных образцов защитного и спасательного снаряжения, средств обеспечения безопасности экипажа и пассажиров в полете (комплекты кислородного оборудования, защитные и герметические шлемы, скафандры, катапультируемые сиденья, аварийные запасы, коллективные спасательные средства и т. д.). Значительное внимание уделяется нормированию летной нагрузки, режимам труда, питания и отдыха, особенно для летчиков старших возрастов с целью повышения их работоспособности и летного долголетия. Внедряются в практику новые методы медицинского расследования причин летных происшествий, подготовки и тренировки экипажей, совершенствуются методы врачебно-лет ной экспертизы, а также медицинского и психологического отбора летные училища.

Поскольку, по данным мировой статистики, около 50% всех летных происшествий связано с личностью летчика, АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА серьезное внимание уделяет изучению всех тех причин летных происшествий, которые связаны с состоянием здоровья, профессиональной подготовкой или ошибочными действиями экипажа в полете. Для исследования профессиональной деятельности летного состава АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА использует специально оборудованные самолеты, самолетные тренажеры, позволяющие в лабораторных условиях моделировать различные виды и этапы полета. Полеты на тренажере стали весьма эффективным средством обучения и тренировки, а также изучения индивидуальных психологических и физиологических особенностей летчиков.

За рубежом к началу второй мировой войны наибольшего развития АВИАЦИОННАЯ МЕДИЦИНА достигла в Германии, где были проведены исследования по всем основным проблемам авиационной физиологии, гигиены и психологии. В послевоенные годы центр научных исследований в области А. м. переместился в Англию, а затем в США. Интенсивные исследования в области А.м. проводятся во Франции, Италии, Швеции, Голландии, Японии, а также в странах социалистического лагеря.

Международной организацией объединяющей национальные ассоциации специалистов А. м., является Интернациональная академия авиационной и космической медицины с постоянным центром в Париже. Регулярно проводятся европейские и международные конгрессы по авиационной и космической медицине. Специалисты авиационной и космической медицины в СССР объединены в секцию авиационной и космической медицины Всесоюзного физиологического общества им. И. П. Павлова. Секция один раз в 3—4 года проводит всесоюзную конференцию по актуальным проблемам авиационной космической медицины и периодически издает сборник научных трудов.

АВИАЦИОННУЮ МЕДИЦИНУ подразделяют на четыре раздела: авиационную физиологию, авиационную гигиену, авиационную психологию и врачебную экспертизу летного состава. Помимо того, в АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЕ получили самостоятельное значение высотная физиология, физиология ускорений, гигиена кабин и рабочего места, гигиена питания, одежды и снаряжения; специальная токсикология, психологический отбор, психология летного обучения и летной деятельности, авиационная офтальмология и оториноларингология, медицинский анализ причин летных происшествий и др. В связи с непрерывным усложнением авиационной техники и расширением задач А. м. наметилась дальнейшая ее дифференциация. Появились направления по разработке инженерно-психологических вопросов, методов наземной подготовки и тренировки экипажей, углубленного изучения свойств личности с целью определения и прогнозирования профессиональной пригодности. Разрабатываются мероприятия по оптимизации условий для летных экипажей в кабинах летательных аппаратов, по спасению и выживанию пострадавших экипажей и пассажиров в случае летных происшествий в труднодоступной местности и др.

Авиационная физиология изучает влияние различных факторов полета на физиологические функции организма и выявляет пределы его адаптации к ним. Основное внимание авиационная физиология уделяет изучению влияния на организмвысоты (см.), перепадовдавления (см.), различного родаускорений (см.),шума (см.),вибрации (см.) и разрабатывает мероприятия по предотвращению или уменьшению воздействия этих и других неблагоприятных факторов полета на человека.

Неблагоприятное воздействие высотных факторов на организм определяется снижением общего атмосферного давления и парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе. Для предупреждения нарушений работоспособности и состояния здоровья у экипажа и пассажиров, начиная с высоты 2—3 км, необходимо увеличивать содержание кислорода во вдыхаемом воздухе. Совершенным способом обеспечения высотных полетов является применение герметических кабин (см.Высотное снаряжение).

В случае разгерметизации кабины организм подвергается неблагоприятному действию перепада давления; мгновенное изменение давления приводит к взрывной декомпрессии и острой гипоксии.

Исход декомпрессии зависит от скорости и величины перепада давления, а также кислородного обеспечения при новом (пониженном) давлении. При быстром подъеме на высоту выделяются газы, растворенные в крови и тканях, что на высотах более 7 км может приводить кдекомпрессионной болезни (см.). На высотах более 19 км возможно «кипение» тканевых жидкостей и появление тканевой (подкожной) эмфиземы на незащищенных участках тела. Для защиты летчиков от острого недостатка кислорода и взрывной декомпрессии применяются высотные компенсирующие костюмы и скафандры.

Специфичными факторами полета являются ускорения (перегрузки). Переносимость ускорений в полете зависит от их величины, времени действия и градиента нарастания, а также от направления возникающей при этом центробежной силы. Под действием ускорений в организме происходит смещение (обратимая деформация) тканей и органов, что вызывает обширный поток афферентных импульсов, оказывающих неблагоприятное воздействие на функциональное состояние центральной нервной системы в отношении ее приспособительных и регуляторных возможностей. Значительные величины ускорений приводят также к разнообразным морфологическим изменениям в организме. С целью повышения устойчивости к ускорениям, действующим в направлении голова — ноги, применяются специальные противоперегрузочные костюмы, которые при возникновении перегрузки создают давление на область брюшной стенки и нижние конечности, что приводит к задержке оттока крови в нижнюю половину тела, а следовательно, к увеличению объема циркулирующей крови в верхней половине тела и улучшению кровоснабжения головного мозга. Ведущим расстройством при действии ускорений в направлении грудь— спина является затруднение, а затем нарушение внешнего дыхания вследствие механического воздействия на грудную клетку, диафрагму и изменения гемодинамики в малом круге кровообращения.

Для обеспечения эффективности внешнего дыхания при воздействии перегрузок грудь — спина необходимо применять для дыхания кислород под повышенным давлением.

Значительные по величине ускорения (ударные перегрузки) действуют на организм прикатапультировании (см.) или аварийном приземлении в отделяемой кабине. Для повышения переносимости ударных ускорений используются специальные кресла, оборудованные соответствующими приспособлениями для фиксации тела летчика (привязные ремни, ограничители смещения конечностей, углубленные заголовники, ложементы на кресле).

Неблагоприятными факторами, снижающими работоспособность экипажа в полете, являются шум и вибрация, возникающие в результате работы двигателей и аэродинамических нагрузок. Наибольшему воздействию шума летчики и обслуживающий персонал подвергаются на аэродроме во время взлета самолета и при опробовании двигателей на стоянке. Помимо избирательного действия на орган слуха, интенсивный и высокочастотный шум, в том числе звуковой удар, оказывает неблагоприятное действие на весь организм.

Снижение неблагоприятного действия шума достигается применением общих и индивидуальных средств защиты: звукоизоляцией кабин самолетов, рабочих помещений, применением электронных инвертеров звуковых волн, шумозащитных костюмов, шлемов, ушных противошумов-обтураторов и пр.

Действие вибрации относится к постоянным и трудно устранимым факторам полета. Эффект действия вибрации на организм определяется частотой колебаний, амплитудой и продолжительностью воздействия. Частотный спектр вибрации на самолетах и вертолетах весьма широк (от единиц до нескольких тысяч герц), но чаще имеют место вибрации в диапазоне 30—250 гц. Низкочастотные вибрации с большой амплитудой возникают во время полета на малой высоте в турбулентных слоях атмосферы. Особенно неблагоприятны низкочастотные вибрации, вызывающие явления резонанса внутренних органов (4—6 гц), тазовой области (12—18 гц), головы (20—30 гц), глазных яблок (60—70 гц). У летного состава, особенно вертолетной авиации, в связи с действием вибрации могут встречаться изменения в позвоночнике, кистях рук и ступнях ног, а также возникает общая астенизация (см.Вибрационная болезнь). Для предупреждения отрицательного действия вибрации на экипаж и пассажиров пол, кресла и стены кабин, а также панели с приборным оборудованием покрывают различными вибропоглощающими материалами.

Авиационная гигиена изучает влияние на организм факторов внешней среды, разрабатывает гигиенические нормы труда и отдыха летного и наземного состава, разрабатывает гигиенические требования к самолетам и средствам наземного обслуживания, намечает профилактические мероприятия, обеспечивающие необходимые условия работы и сохранение здоровья личного состава авиации; разрабатывает гигиенические требования для кабин самолетов, особенно для многоместных современных пассажирских самолетов; устанавливает нормы летного питания при различных видах полетов, разрабатывает гигиенические требования к одежде и спецснаряженню летного и технического состава с учетом климатических условий. Немаловажное значение имеет решение вопросов размещения личного состава на аэродромах, гигиены труда специалистов, обслуживающих различную наземную технику, предупреждения профессиональных заболеваний, а также гигиены аэропортов с учетом массовой транспортировки пассажиров.

Авиационная токсикология изучает влияние на летный и обслуживающий технический персонал агрессивных жидкостей, токсических веществ в сочетании с факторами полета действие ядохимикатов (в сельско-хозяйственной авиации) и разрабатывает ряд мероприятий, направленных на предупреждение отравлений этими веществами.

Авиационная психология изучает психологические особенности летной деятельности, формирование и развитие личности летчика в ее профессионально-психологическом аспекте. Основываясь на достижениях инженерной психологии, специалисты АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ участвуют в разработке проблемы «человек — техника», добиваясь повышения эффективности работы экипажа и его надежности в системе управления летательным аппаратом.

Необходимость переработки обширной информации, боязнь ошибочных действий приводят к напряжению психических процессов, быстрой утомляемости и предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья и психическим качествам летчиков. В ряде случаев ошибки и неточности, допускаемые летчиками в полете, могут быть обусловлены не индивидуальными особенностями личности, а конструктивными недоработками систем отображения полетной информации или управления самолетом, что и создает впоследствии при эксплуатации самолетов предпосылки к ошибочным действиям и аварийным ситуациям. Все это выдвинуло на первое место необходимость детального изучения профессиональной деятельности летчика.

Врачебно-летная экспертиза (см.Экспертиза) является важным разделом А. м. в медицинском обеспечении безопасности полетов. Врачебно-летная экспертиза (ВЛЭ) осуществляетсяврачебно-летными комиссиями (см.) на основе «Положения о медицинском освидетельствовании летного состава» в соответствии с «Расписанием болезней и физических недостатков…» и другими документами, позволяющими определять степень годности к летной работе или обучению в зависимости от состояния здоровья и физического развития. ВЛЭ тесно связана с постоянным врачебным наблюдением и медицинским контролем, проводимым авиационными врачами в межкомиссионный период.

В работе авиационного врача все большее значение приобретает предполетный, межполетный и послеполетный осмотр летного состава, медицинский анализ летной нагрузки с учетом сложности полетных заданий, особенностей летной деятельности и индивидуальной реакции летчика на отдельные виды полетов.

Создание ракетной и космической техники поставило в середине 50-х годов перед АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНОЙ ряд практических вопросов по обеспечению жизни и безопасности полета человека в космическом пространстве. Возникли новые биологические и медицинские проблемы. Для решения этих проблем на базе АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ возникла новая отрасль медицины —космическая медицина (см.).

Современный уровень развития АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ, теоретическая и практическая подготовка авиационных врачей позволяют успешно решать актуальные проблемы медицинского обеспечения военной и гражданской авиации.

Библиография: Армстронг Г. Авиационная медицина, пер. с англ., М., 1954; Гератеволь 3. Психология человека в самолете, пер. с нем., М., 1956, библиогр.; Иванов Д. И. и Xромушкин А. И. Система жизнеобеспечения человека при высотных и космических полетах, М., 1968, библиогр.; Инженерная психология в применении к проектированию оборудования, пер. с англ., под ред. Б. Ф. Ломова и В. И. Петрова, М., 1971; Исаков П. К. и др. Теория и практика авиационной медицины, М., 1971, библиогр.; Лавников А. А. Основы авиационной медицины, М.. 1971, библиогр.; Медико-биологические проблемы космических полетов, Указатель отечественной и зарубежной литературы, под ред. А. А. Гюрджиана, М., 1972; Медицинские проблемы безопасности полетов, пер. с ин., под ред. П. К. Исакова, М., 1962; Платонов К. К. Психология летного труда, М., 1960, библиогр.; Платонов К. К. и Гольдштейн Б. М. Психология личности пилота, М., 1972; Сергеев А. А. Очерки но истории авиационной медицины, М.— Л., 1962, библиогр.; он же, Физиологические механизмы действия ускорений. Л., 1967; он же, Отечественная литература по авиационной, высокогорной и космической биологии и медицине, Библиография, Л., 1969; Aerospace medicine, ed. by H. W. Randel, Baltimore, 1970; A textbook of aviation physiology, ed. by J. A. Gillies, Oxford, 1965.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеимя матрица судьбы