АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ — автомобильные транспортные средства, специально сконструированные или приспособленные для перевозки больных в мирное время и сбора, вывоза и эвакуации пораженных и больных во время войны. Автомобильный санитарный транспорт также используется для перевозки медперсонала, медицинского и санитарно-хозяйственного имущества и для других целей при организации лечебно-профилактического обслуживания населения и медицинского обеспечения войск. Особое значение Автомобильный санитарный транспорт приобретает в военное время, обеспечивая эвакуацию большого числа пораженных и больных на значительные расстояния из районов, где железнодорожная сеть слабо развита или разрушена. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ более маневрен, чем железнодорожный, и менее зависим от погоды, чем авиационный.

Автомобильный санитарный транспорт широко применялся уже в первой мировой войне 1914—1918 гг. (в английской армии было перевезено автотранспортом 6,5 млн. раненых и больных; во французской — более 10 млн.). В русской армии в прошлом Автомобильный санитарный транспорт использовался значительно меньше.

В СССР с развитием автомобилестроения совершенствуется и Автомобильный санитарный транспорт. Во время Великой Отечественной войны широко применялись санитарный автомобиль ГАЗ-55 на базе полуторатонного автомобиля ГАЗ-АА для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидячих, а также специально оборудованные автобусы ЗИС-116 и ЗИС-44, 1,5-тонные автомобили с устанавливавшимися на них деревянными разборными кузовами. Значительную часть раненых перевозили на обычном грузовом транспорте.

Промышленность СССР выпускает несколько моделей санитарных автомобилей, комфортабельные пассажирские автобусы различной вместимости и грузовые автомобили разного тоннажа, которые, будучи специально оборудованы, могут применяться для медицинской эвакуации.

Существуют следующие основные виды Автомобильного санитарного транспорта: специальные санитарные автомобили, оборудованные пассажирские автобусы, гусеничные и колесные транспортеры, а также грузовые автомобили, приспособленные для перевозки пораженных и больных.

Условно АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ можно разделить на гражданский и военный. В соответствии с Женевской конвенцией 1949 г. АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ (специальный и приспособленный) должен иметь знак — красный крест на передней, задней, боковых сторонах и на крыше.

Санитарные автомобили оснащены специальной звуковой и световой сигнализацией. Важной характеристикой Автомобильного санитарного транспорта является его эваковместимость.

Различают санитарные автомобили и автобусы малой (на 1—4 носилок), средней (на 7—9—14 носилок) и большой (свыше 14 носилок) эваковместимости. При перевозке пораженных и больных только сидя эваковместимость увеличивается в 1,5—2 раза.

Специальные санитарные автомобили

Специальные санитарные автомобили создаются на базе типовых легковых автомобилей или микроавтобусов. Они имеют плавный ход, специальное оборудование для размещения носилок и места для медицинского имущества, улучшенное отопление, вентиляцию и освещение. Внутреннее оборудование в обычном положении позволяет размещать больных на носилках или сидя, а в свернутом (откинутом) состоянии — перевозить медицинское имущество. Размеры дверей или погрузочных люков обеспечивают удобство погрузки и выгрузки пораженных и больных на носилках, а расположение носилок внутри кузова — необходимый доступ для ухода и оказания им медпомощи.

Некоторые современные санитарные автомобили оснащаются медицинскими приборами, аппаратами и средствами для проведения реанимационных мероприятий и оказания неотложной врачебной помощи внутри автомобиля, а также средствами радиосвязи (см.Скорая медицинская помощь).

Рис. 1. Автомобиль скорой медицинской помощи ГАЗ-22 Д («Волга»): а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план)

Основным санитарным автомобилем является автомобиль скорой помощи ГАЗ-22 Д («Волга») (рис. 1). В этом автомобиле можно перевозить 1 больного на носилках или 2—3 сидя в сопровождении медицинского персонала.

Рис. 2. Автомобиль специализированной скорой медицинской помощи ЗИЛ-118 А ( «Юность»): а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план)

Автомобиль специализированной скорой медпомощи ЗИЛ-118А (рис. 2) изготавливается на базе микроавтобуса «Юность». Он имеет хорошую амортизацию и удобен для перевозки пострадавших. Специальный подъемный операционный стол с электрогидравлическим приводом, необходимое медицинское оборудование и аппаратура позволяют выездной бригаде, состоящей из 4-5 человек, оказывать необходимую специализированную помощь пострадавшим.

Рис. 3. Автомобиль скорой медицинской помощи РАФ-977ИМ: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план)Рис. 4. Автомобиль скорой медицинской помощи РАФ-22031: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план). 1 — ящик для мед. имущества; 2 — столик для инструментов

Автомобиль скорой медпомощи РАФ-977ИМ (рис. 3) достаточно комфортабелен, позволяет перевозить 2 больных на носилках или 4 сидя. Оснащен ингалятором, аппаратом для искусственного дыхания, комплектом транспортных шин и необходимым медицинским имуществом для оказания неотложной медпомощи. Автомобиль оборудован радиостанцией. Установка съемного оборудования позволяет дополнительно размещать двое носилок вторым ярусом. Выпускается модернизированный автомобиль РАФ-22031 (рис. 4) с такой же эваковместимостью, но с улучшенными ходовыми и эксплуатационными качествами.

Рис. 5. Автомобиль скорой медицинской помощи для сельской местности УA3-452 Г: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план)

В сельской местности используются санитарные автомобили УАЗ-452Г (рис. 5) с высокой проходимостью в условиях бездорожья. Они рассчитаны на перевозку 2 человек на носилках или 4 сидя. В автомобиле имеется необходимое имущество для оказания медпомощи.

Военно-медицинская служба оснащается специальными санитарными автомобилями на базе шасси повышенной проходимости с достаточно герметичным кузовом.

Для обеспечения полкового звена военно-медицинской службы используется сан. автомобиль УАЗ-452А, отличающийся от УАЗ-452Г оборудованием кузова для перевозки 4 человек на носилках или 8 сидя.

Рис. 6. Санитарный автомобиль АС-66: а — общий вид; б — расположение носилок; 6 — расположение носилок и сидений (план); пунктиром показаны места для сидения

Погрузка и выгрузка пораженных и больных производится двумя санитарами. Для эвакуации пораженных и больных в МедСБ и ОМО применяются санитарные автомобили АС-66 на базе ГАЗ-66 (рис. 6).

Возможность изменять давление в шинах на ходу автомобиля обеспечивает ему достаточно высокую проходимость и улучшает плавность хода. Автомобиль имеет уплотненный кузов, фильтро-вентиляционную установку, хорошее отопление и позволяет перевозить 9 человек на носилках и 4 сидя.

Погрузка и выгрузка производится звеном санитаров в составе 3 человек. Эваковместимость санитарных автомобилей приведена в таблице 1.

Пассажирские автобусы, оборудованные для перевозки пораженных и больных. Все типы отечественных пассажирских автобусов можно с помощью универсального сан. оборудования (УСО) переоборудовать в автобусы для эвакуации пораженных и больных.

Комплект УСО состоит из двух секций (каждая позволяет разместить 9 человек на носилках в три яруса). Секции собираются из раздвижных металлических дуг и брезентовых лямок со специальным креплением для унифицированных сан. носилок и устанавливаются внутри автобусов. В комплект УСО входят светомаскировочные шторы, бачки для питьевой воды, подкладные судна и мочеприемники. Автобусы имеют вмонтированные (на заводах) закладные детали, к к-рым после демонтажа сидений, поручней и других элементов внутреннего оборудования автобусов крепятся одна — три секции УСО или только часть их. Осваивается выпуск нового упрощенного типового санитарного оборудования (ТСО), комплект которого состоит из трех одинаковых секций.

Каждая секция позволяет разместить на носилках 9 пораженных и больных. Бригада из трех человек может переоборудовать автобус с установкой одной секции за 1,5 — 2 часа.

Эваковместимость основных типов пассажирских автобусов, которые могут быть использованы для мед. эвакуации, приведена в таблице 2.

В целях создания необходимых условий для размещения пораженных на носилках и удобства их обслуживания во время эвакуации при проектировании закладных деталей для переоборудования автобусов соблюдается оптимальная ширина поперечных и продольных проходов (не менее 350 мм) и выдерживается расстояние между полом, нижним и последующими ярусами (не менее 450 — 500 мм).

Для уменьшения продольных перемещений головные концы носилок размещаются выше ножных на 3—4°.

Рис. 7. Автобус ПАЗ-672, оборудованный для перевозки пораженных и больных: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — размещение носилок и сидений (план); пунктиром показаны места для сиденияРис. 8. Автобус ЛАЗ-695, оборудованный для перевозки пораженных и больных: а — внешний вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план); пунктиром показаны места для сидения

Наиболее распространенными типами пассажирских автобусов, которые можно легко приспособить для медицинской эвакуации, являются автобусы Павловского автозавода ПАЗ-672 (рис. 7) и автобусы Львовского автозавода ЛАЗ-695 (рис. 8). Погрузка и выгрузка носилочных пораженных и больных в автобусы ПАЗ-672 производится четырьмя санитарами через задний погрузочный люк (для облегчения подачи носилок внутрь автобуса имеются направляющие металлические полозы), а в автобусы ЛАЗ-695 — производится через специальный люк в передней части автобуса.

Санитарные гусеничные и колесные транспортеры используются для сбора и вывоза пораженных из очагов массовых санитарных потерь. Применение их позволяет в 8 — 10 раз повысить производительность труда санитаров-носильщиков.

Для медицинских целей используются также транспортеры многоцелевого назначения, имеющие заводское приспособление для установки носилок.

Рис. 9. Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план); пунктиром показаны места для сидения

Плавающий гусеничный снего-болотный транспортер-тягач ГАЗ-71 (рис. 9) предназначен для использования в северных районах, пустынях юга и на труднопроходимой местности средней полосы. Может вместить 4 человек на носилках или 11 сидя. Погрузка и выгрузка производятся двумя санитарами. В мирное время гусеничные транспортеры широко используются в северных районах и в условиях бездорожья для доставки грузов, почты и перевозки больных.

Рис. 10. Плавающий колесный транспортер ЗАЗ-967: а — общий вид; б — расположение носилок (поперечный разрез); в — расположение носилок и сидений (план); пунктиром показаны места для сидения

Плавающий колесный транспортер ЗАЗ-967 (ЛуАЗ-967М) (рис. 10) преодолевает водные преграды, имеет лебедку с тросом длиной 100 м для подтаскивания лодочки-волокуши и возимые трапы для преодоления препятствий. Вмещает 2 человека на носилках и 1 сидя. Обслуживается одним санитаром-водителем.

Приспособление грузовых автомобилей для перевозки пораженных и больных

В период военных действий значительное число легко пораженных и больных эвакуируется обратными (или специальными) рейсами грузового транспорта подвоза.

Грузовые автомобили можно приспосабливать для перевозки пораженных и больных с помощью специального съемного оборудования, позволяющего размещать носилки в два яруса. При отсутствии его можно использовать различные импровизированные приспособления. Грузовые автомобили УАЗ-469 и ЛуАЗ-969М («Волынь») имеют необходимое приспособление для крепления унифицированных санитарных носилок.

Многие типы войсковых автомобилей имеют специальное приспособление для изменения давления в шинах (ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и др.), благодаря чему может быть улучшена амортизация при перевозке пораженных и больных. Грузовые автомобили, предназначенные для медицинской эвакуации, должны быть обеспечены тентовым покрытием, сиденьями, осветительными приборами и полотнищами с красным крестом, предметами ухода за пораженными (больными:), запасом питьевой воды, медикаментами и перевязочными средствами, скомплектованными в специальной укладке (сумке). На каждый автомобиль выделяется санинструктор или санитар.

Войсковой АВТОМОБИЛЬНЫЙ САНИТАРНЫЙ ТРАНСПОРТ организационно объединен в автосанитарные подразделения, укомплектованные специально оборудованными санитарными автомобилями. В войсках для вывоза пораженных и больных используются штатные санитарные автомобили, транспортеры медпунктов и транспорт автосанитарных подразделений.

См. такжеСанитарный транспорт.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеруководство матрица судьбы