Беспризорность — социальное явление, заключающееся в том, что дети лишаются родителей и крова в результате общественных бедствий: войн, экономической разрухи, голода, безработицы, крайней нужды родителей. В капиталистических, колониальных и зависимых странах беспризорность порождается безудержной эксплуатацией населения, социальным неравенством, безработицей, влиянием деклассированных элементов. Беспризорности сопутствует детская преступность.
В первые годы Советской власти в нашей стране беспризорность явилась тяжелым наследием империалистической и гражданской войн, интервенции, голода, разрухи, эпидемий и других неблагоприятных факторов. Тысячи голодных, оборванных детей, лишенных родителей, ютились в подвалах, ночевали на вокзалах, пристанях, нищенствовали, бродили всюду в поисках пищи и жилья, нередко совершая преступления. Беспризорность представляла большую опасность для здоровья населения, так как передвижение беспризорных детей создавало угрозу распространения эпидемий, а сами беспризорные дети под влиянием тяжелых условий болели нервными и кожными заболеваниями, туберкулезом, плохо физически развивались и, находясь вне школы, отставали в интеллектуальном развитии. Для защиты интересов детей в 1918 году была создана Комиссия для несовершеннолетних при Наркомпросе, его губернских и уездных органах. В состав комиссии входили педагог, врач и юрист. Задачами комиссии являлись борьба с эксплуатацией детского труда (батрачество, няни и т. п.), наблюдение и контроль за воспитанием детей, находившихся под опекой или на патронате, содействие учреждениям, родителям и иным лицам в воспитании детей, а также предупреждение и устранение антиобщественного поведения детей.
4. I 1919 году Председатель СНК В. И. Ленин подписал декрет «Об учреждении Совета защиты детей», в котором указывалось, что «принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время подрастающее поколение, Совет Народных Комиссаров настоящим декретом утверждает особый Совет Защиты детей». Этим декретом был утвержден состав, права и обязанности Совета защиты детей. В состав Совета входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, юстиции, продовольствия и общественных организаций. Совет издавал постановления по охране здоровья детей, организации их питания и снабжения, эвакуации в хлебородные губернии, по организации детских учреждений и контролировал их неуклонное выполнение.
В 1921 году при ВЦИК была создана Комиссия по улучшению жизни детей (Деткомиссия ВЦИК) — высший государственный орган по проведению в стране мероприятий, направленных на оказание помощи детям, и по борьбе с детской беспризорностью. Первым ее председателем был Ф. Э. Дзержинский, а с 1930 года — Н. А. Семашко. В состав Деткомиссии вошли представители ЦК ВКП(б), ВЛКСМ, ВЦСПС, НКРКИ, ВЧК и наркоматов просвещения, здравоохранения, юстиции и продовольствия. Задачами комиссии являлись: оказание помощи детским учреждениям, особенно для беспризорных детей; охрана здоровья, обучение и воспитание, забота о трудовом обучении и трудоустройстве беспризорных детей. Были организованы детские столовые, медпункты, дома ребенка, детские дома, дома матери и ребенка, трудовые колонии, колонии-коммуны (см. Детский дом, Дом ребенка, Дом матери и ребенка). Развивалась сеть детских дошкольных учреждений, женских и детских консультаций, при которых были созданы советы социальной помощи по вопросам охраны прав матери и ребенка.
Деткомиссия помогала учреждениям, ведающим охраной жизни и здоровья беспризорных детей, в обеспечении их жильем, продовольствием; контролировала выполнение постановлений СНК РСФСР, касающихся защиты прав и улучшения здоровья детей. Она имела тысячи добровольных помощников — рабочих, крестьян, красноармейцев, учителей, врачей, домохозяек. Огромную помощь оказывали комсомольцы. При отделах народного образования были созданы отделы социальноправовой охраны несовершеннолетних (СПОН), которые занимались вопросами улучшения положения, прав детей и охраны их здоровья.
В 1921 году В. И. Ленин подписал положение «О детской социальной инспекции», в состав которой входили социальные инспекторы. Им вменялись в обязанность дежурства в публичных местах (на улицах, площадях, рынках, в столовых, на вокзалах и т. д.), посещение мастерских, учреждений, семей, где нарушались права и страдало здоровье детей; задерживать беспризорных детей и направлять их в соответствующие учреждения (детские приемники, детские трудовые колонии и др.)· Решением II съезда Советов СССР от 26.1 1924 года были организованы фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи детям и детским учреждениям, добровольное общество «Друг детей». Коллегия Наркомздрава РСФСР 28.III 1928 год в постановлении «О мерах по борьбе с детской беспризорностью» обратила особое внимание органов и учреждений здравоохранения на усиление медпомощи детям, находящимся в учреждениях для беспризорных детей, контроля за медицинско-санитарным состоянием этих учреждений, на расширение сети специальных учреждений для детей с хроническими заболеваниями, на организацию мастерских, общежитий для одиноких матерей, оказания им социальной помощи, на патронирование покинутых детей и сирот (см. Охрана здоровья детей и подростков, Охрана материнства и младенчества).
5. IV 1928 году было принято постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с детской беспризорностью», в котором предусматривались меры по организации систематического наблюдения за детьми на улицах, по подготовке их к трудовой деятельности в детских домах, по улучшению правовой охраны детей, по оказанию материальной помощи детям в нуждающихся семьях, по участию общественности и печати в борьбе с детской беспризорностью.
Центральная детская комиссия ВЦИК по улучшению жизни детей и ее местные органы за 15 лет существования (1921—1936) вложили в дело борьбы с беспризорностью 240 237 тысяч руб. Велики были средства и местных органов власти, общественных организаций, ассигнованные на эти цели. Успехи хозяйственного и культурного строительства и планомерно проводившиеся мероприятия по борьбе с беспризорностью привели к резкому уменьшению ее, а затем и ликвидации.
В 1931 году детская уличная беспризорность была в основном ликвидирована. В этом большую роль сыграло увеличение сети дошкольных учреждений, шефствэ заводов, МТС, колхозов, совхозов над детскими учреждениями, организация школ ФЗУ, всеобщее обязательное обучение, мероприятия по охране материнства и детства. Последнее развернутое постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности» было издано 31.V 1935 году. Наряду с другими мероприятиями в нем для ликвидации беспризорности и безнадзорности было предложено в крупных городах при городских и районных Советах депутатов трудящихся организовать секции по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью с целью мобилизации общественности на предприятиях и в домах на борьбу с уличным хулиганством детей и подростков; усилить мероприятия по обучению ремеслу и трудоустройству воспитанников детских домов старше 14 лет; при секциях здравоохранения и народного образования Советов организовать особые группы добровольных инспекторов для систематической проверки состояния детских домов, условий жизни и воспитания детей; на председателей горсоветов, колхозов возлагалась ответственность за помещение детей-сирот в детские дома, учреждения опеки и др.
В годы Великой Отечественной войны Советское правительство приняло необходимые меры по устройству и оказанию помощи детям-сиротам, потерявшим родителей или оставшимся без их попечения. Была организована эвакуация детей, детских учреждений из прифронтовых зон на восток страны. Многие семьи брали на воспитание детей-сирот, были созданы адресные столы по розыску детей и их родителей. Органы здравоохранения организовали мед. обслуживание детей в пути следования и по месту жительства, организовали санитарный контроль за размещением и содержанием детей в детских учреждениях. 23.1 1942 год СНК СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей», в котором предусматривались необходимые мероприятия по сохранению жизни и здоровья детей. При исполкомах были созданы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей. Организовывались детские приемники, карантины-распределители, дома ребенка, детские дома, дошкольные учреждения (ясли, ясли-сады), дома матери и ребенка. Все эти мероприятия предотвратили возникновение детской беспризорности и распространение детских эпидемиологических заболеваний в военные и послевоенные годы.
Под безнадзорностью детей понимают недостаточный надзор и воспитание детей родителями или заменяющими их лицами (родственниками, опекунами, попечителями). В капиталистических странах часть родителей лишена возможности уделять достаточное внимание своим детям.
Причинами безнадзорности детей являются: занятость родителей, неправильное воспитание или отсутствие со стороны родителей необходимого внимания к детям, незнание законов о воспитании детей, аморальное поведение родителей, алкоголизм, наркомания. Безнадзорность приводит к неправильному психофизическому развитию, эмоциональной неуравновешенности, возникновению антиобщественных взглядов и привычек, неуспеваемости и недисциплинированности в школе, к аморальным поступкам и правонарушениям.
Основной причиной детской безнадзорности в нашей стране является отсутствие внимания родителей к воспитанию детей, недостаточная воспитательная работа в ряде школ, комсомольских и пионерских организаций, нерациональное использование свободного от школьных занятий времени. Борьба с безнадзорностью детей и ее предупреждение проводятся государственными и общественными организациями. В помощь семье по воспитанию, охране здоровья и жизни детей развернута широкая сеть детских учреждений: детских яслей, садов, домов ребенка, детских домов и др. Проводится всеобщее обязательное обучение в школах, школах-интернатах (см.), профтехучилищах. Организованы школы и группы продленного дня. Для внеклассной работы с детьми, рационального отдыха, правильного использования досуга детей имеются дворцы, дома пионеров и школьников, организуются детские библиотеки, станции юных натуралистов, юных техников, детские спортивные школы, кружки, красные уголки и спортивные секции на предприятиях, в совхозах и колхозах. При домоуправлениях организуются кружки детской самодеятельности, дворовые спортивные команды. В период школьных каникул профсоюзы организуют для школьников пионерские лагеря (см.). В летний период организуются туристические походы, экскурсии по историческим местам, военно-патриотические игры «Зарница», «Орленок» и т. д.
Среди населения проводится большая педагогическая и сан. пропаганда с использованием радио, телевидения, печати по воспитанию, охране жизни и здоровья детей. Детям не разрешается в поздние часы без взрослых бывать на улице, посещать кино, театры и т. д. Для умственно и физически неполноценных детей созданы специальные дома ребенка, ясли-сады, детские дома, школы-интернаты, в которых проводится комплекс мероприятий по максимальному развитию их способностей с целью приобщения детей к общественно полезному труду.
В 1961 —1962 годы при исполнительных комитетах Советов депутатов трудящихся вместо ранее существовавших комиссий по устройству детей, оставшихся без родителей, созданы комиссии по делам несовершеннолетних, главной задачей которых является организация работы по предупреждению безнадзорности детей, правонарушений, трудоустройству и охране прав несовершеннолетних. В состав комиссий входят представители органов народного образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, комсомольских организаций, культурно-просветительных учреждений, исполкомов Советов депутатов трудящихся и др. К работе комиссий привлекаются представители фабрично-заводских и местных комитетов профсоюзов, представители родительских комитетов при школах, школах-интернатах, попечительские советы детских домов и др.
В отделах народного образования работает специальная инспекция, к-рая проводит мероприятия по предупреждению правонарушений несовершеннолетними, обследует семьи, где родители или лица, их заменяющие, не выполняют обязанностей в отношении своих детей, направляет детей в случае необходимости в детские дома, школы-интернаты и другие детские учреждения.
По решению исполкомов Советов депутатов трудящихся организуются при отделениях милиции детские комнаты для задержанных безнадзорных детей в возрасте до 17 лет включительно. В детские комнаты милиции доставляются дети и подростки, нарушающие порядок в общественных местах и на улице, а также заблудившиеся и оставленные дети. Работники детской комнаты выясняют причины, по которым дети остались без надзора взрослых, и либо возвращают их родителям, либо направляют в детский приемник, в котором они находятся не больше месяца. В течение этого времени выявляется возможность и целесообразность возвращения их родителям или опекунам, направления в детский дом или школу-интернат. Дети, оставшиеся без родителей, могут по решению органов опеки и попечительства быть переданы в семьи на усыновление, опеку и попечительство. В каждом отдельном случае вопрос решается, исходя из интересов ребенка. Если выявляется плохое обращение с детьми, злоупотребление родительскими правами, вредное влияние на детей аморального и антиобщественного поведения родителей или родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами, комиссия по делам несовершеннолетних ставит вопрос перед судом о лишении их родительских прав. Исходя из интересов ребенка, суд может передать его на попечение органов опеки и попечительства. Опека устанавливается над несовершеннолетними детьми до 15-летнего возраста, попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 15 до 18 лет.
Л. К. Скорнякова.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеобразец матрицы судьбы