Богиня Эйр (Eir, Древнескандинавский: [ˈɛir], «защита, помощь, милосердие») — в скандинавской мифологии врачевательница. Она могла быть как божеством, так и валькирией.
Упоминания об этой богине встречаются в обеих эддах — в прозаической и в поэтической. Также упоминания о богине Эйр присутствуют в скальдической поэзии. Скандинавоведы-мифологи до сих пор не могут прийти к соглашению, была ли изначально Эйр богиней-целительницей, или же у нее были какие-то другие функции.
Эйр также считается одним из воплощений жены Одина, Фригг. В источниках ее иногда сравнивают с греческим божеством врачевания — Гигиеей.
Кто такая богиня Эйр
Скандинавская богиня Эйр — добрая асинья. Ее имя означает “защита”, “милосердие”, “милость”, “пощада”.
Вот, что написано о ней в книге “Видение Гюльви”:
“Третья — Эйр, никто лучше нее не врачует.”
Это лучшая врачевательница во всех мирах. К сожалению, информации о ней очень мало. Из Мерзебургского заклинания известно, что магическим врачеванием также занималась Фригг, и прочие боги. Некоторые уверены, что богиня Эйр в скандинавской мифологии — это именно одно из воплощений Фригг.
Эйр — приветливая, ласковая богиня. Вместе с некоторыми другими божествами она живет на некоей “целительной горе”, которая также называется “холмом исцеления”.
Вот, что говорится об этом в книге “Речи Многомудрого”:
“Виндкальд сказал:
«Фьёльсвинн, ответь,
я слышал ты знаешь
и желаю узнать я:
кто этих девы,
что мирно сидят
в коленях Менглёд?»
Фьёльсвинн сказал:
38 «Хливой зовут,
вторую Хливтрасой,
третью Тьодвартой,
Бьёртой и Блид,
Блидрой и Фридой,
Эйр, Аурбодой”.
В некоторых, очень древних сказках, рассказывается о том, как Один в поисках мудрости (которая предполагает полные знания обо всем на свете) встретился с Эйр. Прикинувшись, как он это всегда любил, обычным странником, нуждавшимся во врачебной помощи, он наблюдал за действиями Эйр. Проницательная богиня поняла, кто перед ней, но не подала вида, и лечила верховного аса так, словно тот был обычным “пациентом”. Любящий лицедейство верховный ас оценил это по достоинству. Вот, что написано об этом в книге “Речи Многомудрого”:
“Одни защищают тех,
кто поклоняется им
в святом алтаре;
освобождают сынов человеков
от напасти любой,
коль потребность большая”.
Некоторые теории
Богиня врачевания Эйр вызывает много вопросов у скандинавоведов. Исследовав все источники, они пришли к выводу, что там содержатся противоречивые упоминания об этом загадочном божестве.
Считается, что Эйр, все-таки, была валькирией, и помимо врачевания она могла воскрешать мертвых. С этим мнением, в частности, соглашается Джон Линдоу, который достаточно категорично утверждает, что словам Снорри о том, что Эйр — божество верить не стоит.
По мнению мифолога Хильды Эллис Дэвидсон, Эйр может принадлежать также и к норнам, ответственным за судьбы нерожденных младенцев.
Возможно также, что Эйр была одним из многочисленных “духов-хранителей”: к этим духам относили духов предков, погребенных должным образом, а значит — не ставших вредоносными мертвецами, и добрых домашних духов, оберегающих от зла как мужчин, так и женщин.
Говоря об Эйр, некоторые исследователи упоминают о Лифьяберге — о месте, в котором обычно проводила время Эйр в окружении таких же, как и сама, дружелюбных духов.
Считалось, что она особенно покровительствовала роженицам, и несла ответственность за обе жизни. Она давала жизнь, но в некоторых случаях отнимала ее, что также может роднить ее с валькириями.