Богиня Эйр (Eir, Древнескандинавский: [ˈɛir], «защита, помощь, милосердие») — в скандинавской мифологии врачевательница. Она могла быть как божеством, так и валькирией.

Упоминания об этой богине встречаются в обеих эддах — в прозаической и в поэтической. Также упоминания о богине Эйр присутствуют в скальдической поэзии. Скандинавоведы-мифологи до сих пор не могут прийти к соглашению, была ли изначально Эйр богиней-целительницей, или же у нее были какие-то другие функции.

Эйр также считается одним из воплощений жены Одина, Фригг. В источниках ее иногда сравнивают с греческим божеством врачевания — Гигиеей.

Кто такая богиня Эйр

Скандинавская богиня Эйр — добрая асинья. Ее имя означает “защита”, “милосердие”, “милость”, “пощада”.

Вот, что написано о ней в книге “Видение Гюльви”:

“Третья — Эйр, никто лучше нее не врачует.”

Это лучшая врачевательница во всех мирах. К сожалению, информации о ней очень мало. Из Мерзебургского заклинания известно, что магическим врачеванием также занималась Фригг, и прочие боги. Некоторые уверены, что богиня Эйр в скандинавской мифологии — это именно одно из воплощений Фригг.

Эйр — приветливая, ласковая богиня. Вместе с некоторыми другими божествами она живет на некоей “целительной горе”, которая также называется “холмом исцеления”.

Вот, что говорится об этом в книге “Речи Многомудрого”:

“Виндкальд сказал:

«Фьёльсвинн, ответь,

я слышал ты знаешь

и желаю узнать я:

кто этих девы,

что мирно сидят

в коленях Менглёд?»

Фьёльсвинн сказал:

38 «Хливой зовут,

вторую Хливтрасой,

третью Тьодвартой,

Бьёртой и Блид,

Блидрой и Фридой,

Эйр, Аурбодой”.

В некоторых, очень древних сказках, рассказывается о том, как Один в поисках мудрости (которая предполагает полные знания обо всем на свете) встретился с Эйр. Прикинувшись, как он это всегда любил, обычным странником, нуждавшимся во врачебной помощи, он наблюдал за действиями Эйр. Проницательная богиня поняла, кто перед ней, но не подала вида, и лечила верховного аса так, словно тот был обычным “пациентом”. Любящий лицедейство верховный ас оценил это по достоинству. Вот, что написано об этом в книге “Речи Многомудрого”:

“Одни защищают тех,

кто поклоняется им

в святом алтаре;

освобождают сынов человеков

от напасти любой,

коль потребность большая”.

Некоторые теории

Богиня врачевания Эйр вызывает много вопросов у скандинавоведов. Исследовав все источники, они пришли к выводу, что там содержатся противоречивые упоминания об этом загадочном божестве.

Считается, что Эйр, все-таки, была валькирией, и помимо врачевания она могла воскрешать мертвых. С этим мнением, в частности, соглашается Джон Линдоу, который достаточно категорично утверждает, что словам Снорри о том, что Эйр — божество верить не стоит.

По мнению мифолога Хильды Эллис Дэвидсон, Эйр может принадлежать также и к норнам, ответственным за судьбы нерожденных младенцев.

Возможно также, что Эйр была одним из многочисленных “духов-хранителей”: к этим духам относили духов предков, погребенных должным образом, а значит — не ставших вредоносными мертвецами, и добрых домашних духов, оберегающих от зла как мужчин, так и женщин.

На картине изображен мифологический сюжет: Менглёд сидит с девятью девушками, включая Эйр, на Лифьяберге (художник Лоренц Фрёлих, 1893 год).

Говоря об Эйр, некоторые исследователи упоминают о Лифьяберге — о месте, в котором обычно проводила время Эйр в окружении таких же, как и сама, дружелюбных духов.

Считалось, что она особенно покровительствовала роженицам, и несла ответственность за обе жизни. Она давала жизнь, но в некоторых случаях отнимала ее, что также может роднить ее с валькириями.