Богиня Фрейя (Freyja, /ˈfreɪə/; древнескандинавский: [ˈfrœyjɑ], «леди») — сестра-близнец Фрейра и дочь Ньёрда. Фигурирует в старшей и младшей эддах, и во многих скандинавских и германских легендах.

Богиня Фрейя в скандинавской мифологии — богиня любви и красоты. Ее супругом является загадочный Од, который постоянно отсутствует дома и не принимает участия в авантюрах и интригах богов. Фрейя старается хранить ему верность, но иногда становится участницей опасных приключений. Является владелицей чудесного сокровища — ожерелья Брисингамен, за которое ей пришлось поступиться своей честью.

Фрейя является объектом вожделения многих людей, а особенно — великанов. Иногда она выступает как богиня войны, но главная ее функция — помощь людям.

Содержание
  1. Словарь
  2. Этимология
  3. Кто такая Фрейя?
  4. Ожерелье богини Фрейи
  5. Муж богини Фрейи
  6. Сватовство Трюма
  7. Кошки богини Фрейи
  8. Вепрь
  9. Песнь о Хюндле
  10. Богиня Фрейя в скандинавском фольклоре
  11. Эпонимы
  12. Археологические данные
  13. Фрейя и другие богини

Словарь

Фрейя (Freyja, «госпожа») — в скандинавской мифологии богиня плодородия, любви, красоты. Не исключено, что Тацит подразумевает именно ее, когда упоминает о почитании германцами Исиды, но твердых данных о существовании культа богини Фрейи у западных германцев нет. Фрейя в скандинавских источниках отнесена к ванам (в отличие от очень близкой ей по характеристике Фригг) и считается дочерью Ньёрда и сестрой Фрейра. В общине асов Фрейя является женой Ода (возможно, ипостась Одина — мужа Фригг); когда он отправляется в дальние странствия, Фрейя оплакивает его золотыми слезами и путешествует по неведомым странам в поисках Ода. Она — мать дочерей Хносс (Hnoss, «драгоценный камень») и Герсими (Gersimi, «сокровище»). Атрибуты Фрейи — соколиное ожерелье (так же, как у Фригг) и особенно Брисингамен. Фрейя приезжает на похороны Бальдра в упряжке кошек («Младшая Эдда»). Как и другие ваны, она — знаток магии сейд. Вместе с тем Фрейя ежедневно делит и выбирает с Одином убитых воинов, т. е. осуществляет функции валькирии, что противоречит характеристике Фрейи как богини из ванов и что, возможно, свидетельствует о смешении Фрейи и Фригг. Фрейя — объект постоянного вожделения ётунов (великанов) — Трюма, Хрунгнира, строителя Асгарда.

Этимология

Имя Фрейя на древнескандинавском означает «госпожа». Происходящее от протогерманского существительного женского рода * frawjōn («госпожа, любовница»), оно родственно древнесаксонскому frūa («госпожа») или древневерхненемецкому frouwa («леди»; ср. современный немецкий Frau). Фрейя также этимологически близка к имени бога Фрейра, что означает «господин» на древнескандинавском языке. Таким образом, теоним Фрейя считается эпитетом по происхождению, заменившим личное имя, которое сейчас не подтверждено.

Кто такая Фрейя?

Фрейя, богиня любви и плодородия, самая прекрасная и милостивая из богинь.

Богиня Фрейя — прекраснейшая и красивейшая богиня скандинавского пантеона, сестра-близнец Фрейра. Она ванесса, рождённая в следствие ритуального брака матери-земли Нертус и Ньерда — владыки морей и ресурсов. Жилище Фрейи — мир Ванахейм.

Фрейя, скандинавская богиня чувственной любви, дарующая любовь и физическое благополучие, выделяется среди других божеств Асгарда своей особенной красотой и таинственностью. Но одним только этим ее функции не ограничиваются. Она непосредственно связана с миром Одина (отсюда появился стереотип, что фрейя жена Одина, хотя это не так) и присутствует в Вальгалле в том числе в качестве валькирии.

Косвенно об этой функции божества говорится в книге “Сага об Эгиле”:

“Торгерд громко ответила: Я не ужинала и не буду ужинать, пока не попаду к Фрейе. Я намерена последовать примеру моего отца, я не хочу пережить его и брата.”

Муж Фрейи в мифологии — бог-ас Од, который постоянно странствует по миру. В мифологии существует такое понятие, как слезы Фрейи. Они не простые, а золотые. Она так оплакивает свое одиночество. Но не стоит торопиться жалеть божество: Фрейя печалится недолго. Погрустив по своему ветреному супругу, она отправляется искать его, и сталкивается с необычайными приключениями.

Фрейя знает истинное значение таких понятий как «свобода» и «любовь». Богиня любви и свободы несет в себе функцию любви, но не священной блудницы, а любви как истинной силы, которая способна объединить все со всем. Всему найти место, ничего не отрицая, принять абсолютно все, найти универсальное место. Эта функция матери-земли, которая умеет всему найти место — всему живому, рожденному найти свой ареал обитания.

Благородный Хеймдалль возвращает Фрейе ее ожерелье. Картина Нильса Бломмера, 1846 год.

Богиня Фрейя в скандинавской мифологии олицетворяла красоту. Она владеет величайшим сокровищем. Ожерелье богини Фрейи называется Брисингамен — его изготовили карлы (цверги) — самые искусные мастера во всех мирах. Как и его хозяйка, это ожерелье было постоянным объектом вожделения как асов, так и великанов.

Фрейя изначально обладала знанием колдовства, умела применять природную силу к реализации задач, совершать шаманские практики и путешествовать по мирам через шаманское преображение.

Сам бог Один учился у неё этому. А богиня свободы взамен взяла другие знания — знания трота, то есть установление информационного канала и удержание его в этом мире. В результате такого обучения и испытаний, которые пришлось пройти Фрейе, она стала ярой защитницей людей.

Фрейя — богиня любви. Это вечно юное и прекрасное божество, которое в древнегерманских легендах иногда ошибочно олицетворялось с Идунн — хранительницей молодильных яблок.

Фрейя, пролетая над землей, разбрызгивала росу и летний солнечный свет. Из ее золотых кудрей сыпались весенние цветы, а слезы, падая на землю или в море, превращались в золото или янтарь. Она была столь прекрасна, что по ней вздыхали все живые существа. (Иллюстрация Ф. фон Штассена, 1914 г.)

Жениться на Фрейе истово мечтал грозный великан-ётун Трюм. С этой целью он даже похитил у Тора его знаменитый молот, Мьёлльнир. Великан Хрунгир, один из строителей Асгарда, также мечтал получить ее в жены — а вместе с ней в качестве платы он потребовал солнце и луну в придачу. Однако, боги оберегали красавицу Фрейю и не торопились выполнять такие требования.

В древности в скандинавских землях побывали римляне, которые славились тем, что легко перенимали чужие культы, но часто происходило и наоборот.

Какой день у богини Фрейи? У древних римлян пятница была посвящена Венере. Эту римскую традицию легко восприняли древние германцы: античную Венеру они ассоциировали со своей Фрейей. Английское название пятницы (Friday) происходит от древнеанглийского и означает «день Фригг» — местного варианта имени богини Фрейи. То есть, день Фрейи — пятница.

Фрейя — богиня красоты. Ее имя в переводе означает “фрау”, или “женщина”. То есть, можно сказать, что значение богини Фрейи заключается не только в даровании влечения (принято считать, что Фрейя — богиня похоти), но и в защите дома.

Одним из символов богини Фрейи является соколиное оперение, которое она надевает, когда отправляется странствовать по мирам. Юное, прекрасное божество, она очень любит весну, музыку и цветы. В частности, это роднит Бальдра и Фрейю. Основные дары Фрейи: вино, шоколад, фрукты, сладости, ожерелья, меха.

Фрейя также является богиней плодородия и несет ответственность за урожай и за жатву. Жатвы никогда не бывают одинаковыми…

Иногда божество впадает в ярость, и ей дозволяется собрать кровавую жатву. Из-за этого в частности возникло определение, что скандинавский бог (богиня) Фрейя является божеством войны. Это отчасти так. Если воин нравится Фрейе, она может принести ему победу в битве. Также она забирает себе половину павших воинов (а вторую половину забирает себе Один, и они становятся его эйнхериями).

Как выглядит Фрейя? Сила Фрейи заключается в ее дивной красоте, которая пленяет как богов, так и существ из других миров. К этой красоте не остался равнодушен сам Один, который, впрочем, не отличался верностью (хотя по сравнению с греческим Зевсом суровый скандинавский бог-мудрец выглядел настоящим аскетом).

Известна картина Фрейи, на которой божество напоминает греческую Афродиту.

Фрейя. Картина Джона Бауэра (1905 год).

На картине изображена молодая золотоволосая женщина, стройная, прекрасно сложенная, сидящая в чувственной позе. Поворот головы, мимика и жесты говорят о том, что Фрейя прекрасно осведомлена о собственной привлекательности и знает себе цену.

Есть и другие картинки Фрейи, на которых она также изображается как юная девушка, стройная и прекрасная. Вероятно, на этих рисунках изображается некий “общий” эталон женской красоты.

Священными животными божества являются свинья и кошка. Например, кошки богини Фрейи привезли ее на колеснице на похороны Бальдра. Кошки в скандинавской мифологии вообще считались мистическими животными. А коты Фрейи были тесно связаны с одной ее важной особенностью — с ее магией.

В Германии и Скандинавии был широко распространен культ Фрейи. Ее почитали и незамужние девы, и почтенные дамы. До сих пор там в ходу выражение “Следовать путем Фрейи”, что означает “познать тайны ее волшебства”, проникнуть в тайны природы.

В “Саге об Инглингах” рассказывается о том, что после смерти Фрейя оставалась единственной, кого люди называли богиней, и продолжали совершать жертвоприношения.

Она прославилась настолько, что каждую хозяйку, у которой только было много добра, именовали Фрейей, и это было воистину так: Фрейя — значит “Госпожа”. В “Младшей Эдде” рассказывается о том, что Фрейя очень любила любовные песни, и именно ее следовало призывать на помощь в любовных делах.

По мнению древних скандинавов, у Фрейи была великолепная интуиция. Входя в состояние транса, она была способна свободно путешествовать по мирам священного ясеня Иггдрасиля.

Ожерелье богини Фрейи

Одно из древнейших изображений Фрейи, богини плодородия.

Богиня Фрейя слыла очень любвеобильной, что в принципе не было чем-то странным в мире древних божеств. Известна легенда, которая называется “Богиня Фрейя и гномы”. В ней рассказывается о замечательном сокровище — об ожерелье Фрейи, которое досталось ей очень непростой ценой.

Легенда фрейи и гномов начинается с того, что однажды божество отправилось на прогулку. День был чудесный: светило нежное солнце, было не жарко и не холодно — типичный весенний денек, которые так любила Фрейя.

В лесу было очень хорошо, и богиня не спешила возвращаться домой. Внезапно она увидела четырех цвергов. Узнать их было просто — они были маленького роста, коренастые, смуглые. Сильные руки этих великих мастеров были чуть длиннее, чем руки обычного человека, или бога.

Их лица были смуглыми, брови — сросшимися на переносице, а бороды спускались на грудь. Цверги или карлы были жителями нижнего мира, или, как говорили, преисподней. По древности происхождения они могли легко поспорить не то, что с асами — а с великанами, а в мудрости они не знали себе равных. Но все равно связываться с ними было опасно: ходили слухи, что из Свартальвхейма еще никто никогда не возвращался.

Фрейя и карлы. Рисунок Луи Юарда (1891 год).

Карлы любовались чудесным ожерельем, которое они выковали в своих пещерах, и о чем-то говорили на своем языке. Подошедшую к ним Фрейю, которую привлек чудный блеск драгоценных камней, они заметили далеко не сразу.

  • Для кого, о мастера, вы выковали это чудесное ожерелье? — Спросила богиня.

Карлы переглянулись, а потом один из них с тонкой усмешкой произнес:

  • Для тебя, о богиня!

У Фрейи еще не было такого богатого жизненного опыта, как у той же Фригг, и она не увидела в этой фразе никакой двусмысленности. Искренне поблагодарив мастеров, она протянула к подарку руку, но не тут-то было. Карлик прикрыл его рукой, и его улыбка стала шире:

  • Мы, конечно, отдадим его тебе, о прекраснейшая, но не бесплатно.
  • Что ты хочешь за него? — Надула губки Фрейя.

Цверг смерил ее взглядом, и снова улыбнулся. Улыбка получилась нехорошей — немного похотливой, немного глумливой.

  • Тебя, о славнейшая. — Подмигнул он ей.

Фрейя вспыхнула. О, если бы только здесь был ее брат, Фрейр — карлы не остались бы ненаказанными. Но Фрейра рядом не было. Было только чудесное ожерелье, которое так и приковывало к себе взгляд богини. Фрейя подумала об Оде, о своей любви к нему, но от того уже несколько месяцев не было вестей, и в ее сердце вспыхнул гнев.

Такое ожерелье должно принадлежать только ей. И она решилась… Четыре ночи Фрейя провела в пещере, разделив ложе со всеми четырьмя карлами сразу. Карлы отдали ей ожерелье, и богиня вернулась в свой замок в Асгарде.

Со вздохом она надела на себя ожерелье, и принялась прихорашиваться. И вдруг она услышала тихий вкрадчивый голос:

  • Ты так прекрасна, о Фрейя…

Локи. Он стоял в дверях — этот маленький, субтильный, немного лысоватый и лупоглазый человечек. Локи и Фрейя пересекались нечасто, и она, к своему удивлению, никогда не видела ни намека на вожделение в этих холодных, умных глазах. Его появление не сулило ей ничего хорошего.

  • Красивое ожерелье, — произнес он, — будь уверена: Од обрадуется. — Он повернулся, чтобы уйти, и мимоходом бросил через плечо. — А может быть, и нет…

Локи рассказал о поступке Фрейи Одину, с которым когда-то богиню связывали очень даже нежные чувства. Разъярившись, что бывало с ним крайне редко, Один велел своему побратиму украсть преступное ожерелье, то тот и сделал.

Фрейя вскоре обнаружила пропажу, и наступил ее черед злиться: она сразу поняла,чьих это рук дело.

  • Я не на Локи зла, — сказала она Одину, трясясь от негодования, — он — орудие в твоих руках. Но ты… Такой поступок недостоин верховного бога. Верни мне ожерелье!

Один спокойно выдержал гневную тираду, и пообещал, что вернет ей украшение, если только она начнет войну между Хогни, королём Норвегии, и Хедином Хьяррандасоном, из-за дочери Хогни по имени Хильд. Фрейя почувствовала легкую досаду: она была уверена, что Один все еще к ней неравнодушен… Но его условие она выполнила, и верховный ас вернул колье Фрейе.

А Локи, оскорбившись на то, что его назвали “орудием”, еще припомнит ей этот ее проступок…

Муж богини Фрейи

Перебранка Локи. Иллюстрация Лоренца Фрёлиха (1895).

У Фрейи, которую злоречивый Локи упрекал в преступной с точки зрения асов связи с братом, в обществе асов был законный супруг. Его звали Од, и это имя означает “Исступление”, в том числе поэтическое. Кстати, имя Один — производное от этого слова.

От Ода у богини Фрейи есть дети. Сына у Фрейи нет, но есть дочери. Дочерей Фрейи зовут Хнос (Драгоценный камень) и Герсими (Сокровище). Супружеская пара Фрейя и Од очень сильно напоминает союз Одина и Фригг. Это обусловлено в частности близостью функций обеих богинь. Кроме того, в “Речах Гримнира” говорится о том, что Фрейя поровну делит с Одином воинов, которые пали в битве. Этих воинов Фрейя принимает в собственном чертоге, который называется “Фолькванг” (Поле битвы). Другое название палат Фрейи — Сессрумнир, или “Вмещающий множество сидений”. В ее загробный чертог могут входить даже девушки, которые умерли до замужества.

Это пребывание павших воинов и девушек в одном загробном мире, имеет особенный смысл. И воины, которые пали в битве, и девушки, не познавшие любви, не избыли своего жизненного срока. Поэтому они “доживают” его в ином мире.

Эти занятия, которыми занималась Фрейя — занятия, связанные с загробным миром — кажутся далекими от культа плодородия и любви, но в действительности это божество покровительствовало любви и на том свете. Недаром девиц, не знавших брака, было принято хоронить в подвенечном наряде. Также все боги Асгарда так или иначе были тесно связаны с днем Рагнарёк, и должны были почитать героев Одина — Эйнхериев.

Для богов, покровительствующих любви и плодородию, был характерен несколько иной мифологический сюжет. В “Младшей Эдде” Од, любимый супруг богини Фрейи, именуется просто человеком.

Схожесть имен Ода и Одина неслучайна: верховный ас был знатным бродягой, и часто срывался с места в поисках приключений. В этих путешествиях он мог пропадать месяцами. То же самое было и с Одом. Многие асы удивлялись: он женат на прекраснейшей из богинь, так почему же он так часто покидает ее?.. Этот же вопрос волновал и Фрейю. Од был красивым, статным и мужественным — совсем как Один в его лучшие годы. Она любила своего мужа, и боялась его потерять…

Однажды Од снова отправился в дальние странствия, и от него очень долго не было вестей. Фрейя напрасно выглядывала в окно, напрасно вздыхала — Од не возвращался. Наконец, ей надоело просто сидеть и ждать. И она, обливаясь горькими слезами, отправилась искать его. Слезы богини любви становились красным золотом…

Разлука свойственна тем супружеским парам, когда в браке участвуют существа разного происхождения — например, боги и великаны, или боги и люди. Похожую драму переживал и брат Фрейи, и сам Ньёрд.

О воссоединении Фрейи с любимым супругом не говорится ничего ни в эддах, ни в других источниках.

Сватовство Трюма