Посвящение учит умирать, но это не значит, что оно прославляет уничтожение, ибо можно с полной уверенностью утверждать, что не существует такой вещи, как Никто! Стремиться к этому — значит стремиться к самому ложному идеалу, который только можно себе вообразить, поскольку ничто в этом мире не разрушается, а лишь преобразуется. Смерть не только не уничтожает жизнь, но, напротив, способствует ее вечному обновлению. Она разлагает оболочку, чтобы освободить содержимое. Это содержимое можно представить себе в виде жидкости, которую кто-то непрерывно переливает из одного временно существующего сосуда в другой, не теряя при этом ни капли.
Именно этот жизненный флюид изображен на картине 14-го ключа Таро. Его переливает из золотого сосуда в серебряный Умеренность, которая выступает здесь ангелом Вселенской Жизни.
Эти амфоры из драгоценных металлов соответствуют не грубым телесным оболочкам, а двойной психической атмосфере, для которой материальный организм — не более чем земной балласт. Одна из этих концентрических атмосфер — та, которая ближе к человеку, — соответствует Солнцу и активности (Золото, сознание, разум). Она непосредственно управляет индивидуумом и сохраняет энергию его воли. Вторая атмосфера, окутывающая первую, соответствует Луне и чувствительности. Ее сфера более тонка и таинственна: чувства, неясные впечатления, воображение и бессознательное высшего порядка. Эта эфирная сфера улавливает вибрации жизни, общей для индивидуумов одного рода, — жизни вечной, резервуара, из которого мы черпаем жизненную силу, чтобы впоследствии ее индивидуализировать. То, что накоплено в серебряном сосуде, переливается в сосуд золотой, где происходит конденсация, необходимая для поддержания физической жизни.
Таинство этих двух сосудов лежит в основе любого целительного волшебства, все чудеса которого совершаются с помощью универсального флюида. Новички в искусстве исцеления чаще всего располагают переполненным золотым сосудом. Они передают другим людям часть своего личного флюида и лечат с помощью магнетизма, управляя жизненными потоками. Если у них так и не появляется серебряный сосуд, они остаются целителями-учениками, неспособными на непрерывную и более эффективную деятельность. Истинные же чудеса, которые подвластны любой чистой душе, обладающей врожденным великодушием, зависят от развития сферы, связанной с чувствами. Попробуем всей душой сострадать другим людям, затем дадим выход этому чувству, чтобы создать вокруг себя как можно более обширную атмосферу любви. Таким образом мы получим среду, благоприятную для восприятия самых тонких вибрационных волн, на использовании которых основана настоящая медицина Святых и Мудрецов?
Гений Умеренности — андрогин, или, точнее, гинандр; Дьявол (XV) тоже двупол, тогда как Смерть (XIII) пола вообще не имеет. Таким образом, можно сказать, что 5-й тернер Таро (XIII, XTV и XV) связан с коллективной, а не индивидуальной жизнью, с универсальным флюидом, который лишен пола, хотя и подвержен половым поляризациям.
Умеренность, подобно Императрице (III), Справедливости (VIII) и Ангелу Суда (XX), светловолоса. Помимо цвета волос, с этими тремя персонажами ее сближают цвета одежд, поскольку у нее красное платье и синий плащ с зеленым подбоем. Красный цвет символизирует внутреннюю духовную активность, синий — оживляющее спокойствие, а зеленый — тенденции к оживлению.
У Гения Умеренности, как и у Императрицы (III), есть крылья, поскольку он подобен Царице Небес, однако в отличие от нее он не парит в высотах недостижимого идеала, а предпочитает снизойти до живых существ, которые обязаны ему своей физической и духовной жизнью. Он ограничивается только поддержанием жизни, не порождая ее, как это делает Фокусник (I), и не активизируя ее, как это делает Император (IV). Ангел, подающий живую воду, оживляет цветок, который вот-вот завянет, он орошает его утренней росой, помогая ему противостоять дневному зною. В кватернере основных добродетелей Сила сжигает и осушает, и она поглощала бы всю жизненную влагу (радикальную влажность герметистов), если бы не освежающее действие Умеренности. Последняя пополняет запасы жизненного сока растения, которое изнемогает от способствующего созреванию жара Льва. В Зодиаке напротив Льва расположен Водолей, то есть Ангел Святого Матфея, или Человек, в видении Иезекииля связанный с Быком, Львом и Орлом.
Водолей выполняет функцию Индры, бога урожайных дождей; которому в халдейском пантеоне соответствует Эа, владыка, поднебесного Океана, где рассеяна Высшая Мудрость. Эта мудрость распределяется между смертными посредством воды, которая падает с небесных высот. Вот почему крестильную воду считают святой и придают ей такое значение в обрядах посвятительного очищения. Христиане, в сущности, следуют традициям древних мистерий, заставляя новообращенного окунаться во время крещения в воду. Считается, что он должен выйти из крестильной воды омытым от всякой моральной грязи и возрожденным; он сначала погружается в языческое бытие и словно умирает, а затем рождается заново, уже для жизни во Христе.
В алхимии донельзя черное, то есть прошедшее через смерть и разложение, вещество подвергается омовению. Эта операция включает в себя целую серию дождей, вызываемых конденсацией паров, что выделяются из трупа под действием умеренного внешнего огня, который то усиливается, то ослабевает. Эти многократно повторяющиеся дожди отмывают вещество; из черного оно сначала превращается в серое, затем постепенно светлеет и в конце концов становится белым. А белый цвет говорит об успешном завершении первого этапа Великого Делания.
Для того чтобы преодолеть этот этап, адепт должен очистить свою душу от всего, что ее обычно заботит. Если ему удастся путем самоотречения избавиться от всех сомнительных желаний, он обретет идеальную чистоту помыслов, без которой невозможно творить чудеса.
Искусство врачевания с помощью таинственных сил в значительной мере зависит от чистоты души целителя. Посвятив себя беззаветному и самоотверженному служению другим людям, он сможет совершенно естественно творить настоящие чудеса, но для этого ему придется отречься от себя, проникнуться абсолютным безразличием к своей участи и пройти испытание холодом, которое погасит в его сердце все мелочные страсти.
В Гении Умеренности можно увидеть Архангела Рафаила, поскольку на лбу у него изображен знак Солнца — точно такой же знак мы уже видели на судейской шапке Справедливости (VIII) и еще увидим на лбу Ангела Страшного Суда (XX). Эта идеограмма всегда указывает на рассудительность, в чем бы она ни проявлялась — в управлении ли созидательными энергиями (VIII), разумном распределении жизненных сил (XIV) или в действии возрождающего Духа, который дышит, где хочет (XX).
Вспомним, что Аркан XIV обобщает значение 2-го септенера Таро, в центре которого он расположен. Поскольку второй септенер связан с Душой, сто обобщающий элемент (XIV) указывает на тайны Вселенской Души. В эти тайны должен проникнуть тот, кто хочет овладеть высшим искусством врачевания, доступным только для посвященных.
Если карты Таро расположить в два ряда, в паре с Умеренностью (XIV) оказывается Отшельник (IX), который олицетворяет Благоразумие. Таким образом, Умеренность переносит в сферу пассивного то, что одинокий философ проявляет в сфере активного. Располагая опытом и знаниями, наш мудрец держится в стороне от идей и соблазнов, которые увлекают толпу; он ищет истину неторопливо, намеренно сужая круг своих поисков и стараясь держаться в узком поле человеческого знания. Его осторожность проявляется для Умеренности в сдержанности — добродетели отрицания, пробуждающей в человеке отвращение ко всякой экстравагантности и преувеличению. Речь здесь идет скорее о практической жизни, чем об оторванных от нее абстрактных размышлениях. Адепт, искупавшийся во флюиде, переливаемом Солнечным Ангелом, перестает страдать от лихорадки, которая сотрясает большинство людей. Мертвый для мелочных устремлений и эгоистичных страстей, равнодушный к несчастьям, которые ему угрожают, он спокойно и безмятежно живет в своей блаженной мудрости, взирая со снисхождением на слабости окружающих.
14 аркан. Прорицательные толкования
Вселенская Жизнь; ее непрерывное движение, циркуляция в живых существах. Одушевляющий флюид, который пополняет растраченные силы. Агент, возмещающий и восстанавливающий то, что износилось и пришло в упадок Целительная энергия Природы. Волшебное врачевание, основанное на способности улавливать жизненные потоки и управлять ими. Переливание жизненной силы, лечебный магнетизм, оккультная или мистическая медицина, трансмутации жизненного порядка. Психическая алхимия. Возрождение. Мистерии воды и холода. Чудеса. Источник Молодости.
Философская беззаботность, безмятежность духа, который поднялся над людскими несчастьями. Равнодушие к жизненным мелочам. Ровное настроение, умиротворяющее спокойствие, здоровье, хорошее кровообращение, правильный обмен веществ, условия, благоприятные для продления жизни, бескорыстие, бесстрастие, смирение.
Умение приспосабливаться, гибкость, покорность. Восприимчивость к внешним влияниям. Впечатлительность. Холодность, апатия, подвижность, изменчивая и неустойчивая натура. Отдых, каникулы, чередования, изменения, небрежность, движете по течению, несдержанность. Пассивность, лень, непредусмотрительность, неразумные траты, расточительность.
— То есть женское начало (греч. gynaikos) в нем все же преобладает над мужским (andros).
— См. Аркан ХIII.
— Иоан.3:8.
— Седьмой элемент септенера расположен в центре гексаграммы, образованной первыми шестью.
матрица судьбы 22
Арканы в Таро:
Массимилиано Филадоро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Папюс 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
М.С. Бушуев1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
А. Костенко 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
А.А. и А.Г. Котельниковы 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Герд Циглер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Даниела Крис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Джейн Лайл 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Лариса Мун 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Мишель Моран1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Мэри Грир 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Освальд Вирт 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
П. Скотт Голландер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Сандра Табата Цицеро и Чик Цицеро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Стюарт Р. Каплан 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Тереза Френсис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Эндрю Тэйвас 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0
Энни Лайоннет 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0