ДЕФЕКТОЛОГИЯ (лат. defectus недостаток + греч, logos учение) — наука, изучающая общие закономерности развития детей с различными формами аномалий (физическими недостатками и нарушениями психики) и разрабатывающая методы их обучения и воспитания. В системе массового воспитания и обучения не могут быть обеспечены возможности оптимального развития таких детей, поэтому необходимо создание специальных условий и средств лечебного и педагогического воздействия.
В Д. входит ряд специальных разделов педагогики: сурдопедагогика, изучающая закономерности воспитания и обучения детей с недостатками слуха (см.Глухонемота, обучение и воспитание глухонемых); тифлопедагогика, занимающаяся вопросами обучения и воспитания детей с дефектами зрения (см.Слепота); олигофренопедагогика, рассматривающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых детей (см.Олигофрении);логопедия (см.), занимающаяся вопросами изучения и исправления недостатков речи. К Д. относятся и проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей со сложными дефектами (сочетание слепоты и глухоты или умственной отсталости и глухоты и др.), а также детей со слабовыраженными отклонениями в развитии. Кроме того, Д. занимается изучением психологии детей, имеющих перечисленные дефекты, и разработкой специальнойсурдотерапевтической аппаратуры (см.) итифлотехники (см.) для обучения и облегчения труда и быта лиц с дефектами слуха и зрения.
Исторически в Д. раньше других разделов начала развиватьсясурдопедагогика (см.). Первый институт для глухонемых (учреждение школьного типа) был создан в 1770 г. во Франции (в Париже), в 1806 г. в России (в Павловске). Обучение глухих велось и раньше: итал. ученый и врач Кардано (G. Cardano, 1501 — 1576) обосновал возможность обучения глухих словесной речи, исп. священник Бонет (J. P. Bonet, 1579— 1633) составил первое руководство по их обучению. В начале 20 в. из сурдопедагогики выделилась логопедия.
Основоположником тифлопедагогики считают франц. педагога Ои (W. Hauy, 1745—1822). Первый институт для слепых был создан им во Франции (в Париже) в 1784 г., в России такой институт был создан в 1807 г. (в Петербурге).
Несколько позднее сформировалась олигофренопедагогика. Первая попытка воспитания и обучения умственно отсталого ребенка была предпринята франц. врачом Итаром (М. G. Itard, 1775—1838). Разработка теории олигофренопедагогики начата франц. врачом и психологом Сегеном (Е. Seguin, 1812 — 1880). Школьное обучение глубоко отсталых детей впервые организовано во Франции в 1841 г., в России — в 1908 г. (в Москве).
В дореволюционной России немногочисленные учреждения для детей с различными формами аномалий были в основном частными и благотворительными и охватывали лишь небольшую часть нуждающихся. В организации обучения таких детей активную роль играли известные врачи — Г. И. Pоссолимо, С. С. Преображенский (1861 —1927), В. П. Кащенко (1870—1943) и др.
Советская Д. развивалась в борьбе с теоретическими представлениями о крайней ограниченности возможностей развития детей с физическими и умственными дефектами, согласно к-рым основной задачей обучения и воспитания являлось лишь приспособление таких детей к элементарному физ. труду. Благоприятной основой для развития Д. явились первые акты Советского государства (1918, 1919 гг.), к-рыми оно полностью взяло на себя заботу об обучении и воспитании детей с различными формами аномалий. Были определены функции государственных органов по этому вопросу, созданы специальные научные учреждения и учебные заведения для подготовки специалистов-дефектологов, которые должны проводить обучение детей на основе теории коммунистического воспитания.
Начало серьезной теоретической работе по изучению общих закономерностей развития детей с разными видами дефектов было положено советским психологом Л. С. Выготским, который сформулировал положение о возникновении в ходе развития ребенка с любой формой аномалии вторичных отклонений, лишь опосредованно связанных с первичным дефектом (органическим поражением ц. н. с., дефектом слуха или зрения). Так, напр., первичное поражение слуха вызывают нарушения или даже полное недоразвитие речи. Он же отметил как общую закономерность психического развития детей с аномалиями трудности общения и отклонения в развитии личности. В дальнейшем был выявлен еще ряд общих закономерностей психического развития таких детей, напр, снижение скорости приема и переработки информации и др.
Большим достижением Д. как науки явилось развитие комплексного подхода к изучению развития детей с различными формами аномалий — с участием педагогов, врачей, физиологов, психологов и других специалистов. На основе данных Клинико-физиол. и психол, изучения развития таких детей разрабатывают сроки, содержание и методы обучения и воспитания детей с различными видами аномалий.
Д. тесно связана с рядом разделов мед. науки — невропатологией, психиатрией, патофизиологией, мед. генетикой, патопсихологией и др. Она выдвигает перед ними такие актуальные проблемы, как изучение этиологии и патогенеза слабо выраженных отклонений в развитии детей, разработка их классификации, леч. мероприятия в процессе учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми, имеющими различные физические и умственные дефекты, эпидемиол, изучение аномалий развития и др.
Ведущим научным учреждением в стране, занимающимся вопросами дефектологии, является НИИ дефектологии Академии педагогических наук СССР. Исследования в этой области ведутся также в научноисследовательских ин-тах педагогики и психологии союзных республик, на кафедрах дефектол. ф-тов педагогических ин-тов, в некоторых других научных учреждениях. Работает дефектологическая секция Педагогического об-ва СССР.
Каждые 3—4 года в СССР проводятся научные совещания по вопросам Д. с участием дефектологов социалистических стран. Специалисты-дефектологи принимают участие в международных конгрессах по обучению глухих, по логопедии, по изучению умственной отсталости и др.
Начиная с 1928 г. в СССР издавались следующие периодические издания: журнал «Вопросы дефектологии» (1928—1931), периодические сборники «Учебно-воспитательная работа в специальных школах (школы для глухонемых, слепых детей и вспомогательные школы)» (1940— 1957), «Специальная школа» (1958— 1968); с 1969 г. издается журнал «Дефектология». За рубежом выходит более ста научных и научно-практических журналов, в основном специализированных по отраслям. Наиболее известные из них: «Die Sonderschule» (ГДР), «Annual review for the deaf», «The Volta review», «American journal of mental deficiency», «Mental retardation abstracts», «Exceptional children», «Journal of Learning Disabilities» (США), «Journal of mental deficiency research» (Англия) .
Библиография: Власова Т. А. и Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии, М., 1973, библиогр.; Выготский Л. С. Избранные психологические исследования, М., 1956, библиогр.; Дефектологический словарь, под ред. А. И. Дьячкова, М., 1970; Дефектология в трудах института (указатель литературы), под ред. А. Г. Орлова, М., 1971; Основы обучения и воспитания аномальных детей, под ред. А. И. Дьячкова и др., М., 1965, библиогр.; H e we t t F. M. a. F o r-n e s s S. R. Education of exceptional learners, Boston, 1974; M о о г P. Heilpada-gogische Psychologie, Bern — Stuttgart, 1967; The present situation and trends of research in the field of special education, Unesco, P., 1973.
В. И. Лубовский.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судеб купить