ДЕТСКИЙ ДОМв СССР — государственное воспитательное учреждение для детей и подростков, лишившихся попечения родителей (смерть или болезнь родителей, лишение их родительских прав, потеря связи с родителями, просьба матери-одиночки о приеме ребенка и др.). Д. д. находятся в ведении Министерства просвещения, а для больных и неспособных к самообслуживанию детей — в ведении Министерства социального обеспечения. Д. д. открываются по распоряжению Совета Министров республики, по решению исполкома краевого, областного, городского Совета депутатов трудящихся в соответствии с народнохозяйственным планом, содержатся за счет государства, состоят на бюджете республики, края, области, города. Открытие Д. д. разрешается при строгом соблюдении сан. правил по его устройству.
На 1 января 1976 г. в нашей стране имелось 914 Д. д. с числом детей ок. 105 тыс.
В Д. д. принимают детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет в течение всего года по решению исполкомов городских и районных Советов депутатов трудящихся по месту жительства. Братья, сестры помещаются в один Д. д. Направление в Д. д. производится органами министерств и ведомств, в ведении которых он находится.
При поступлении ребенка в Д. д. должны быть представлены документы: свидетельство о рождении, мед. справка о состоянии здоровья с приложением анализов, справка об образовании, справка о родителях или близких родственниках, опись имущества ребенка, пенсионная книжка для детей, получавших до поступления в Д. д. пенсию, копии решения народного судьи о взыскании алиментов на ребенка. Во избежание занесения в Д. д. инфекционных заболеваний все вновь поступившие воспитанники проходят в Д. д. установленный карантин в изолированном помещении.
В том случае, когда дети найдены работниками детской комнаты милиции, нахождение их в этой комнате не должно превышать 8 час. За это время наводят справки о наличии или отсутствии родителей, лиц, опекающих, попечителей. Дети, утратившие связь с семьей, поступают в детские приемники-распределители, где могут находиться не более 1 мес., откуда их направляют в Д. д.
Имеются следующие виды Д. д.: общие — для здоровых детей, санаторные — для детей с ослабленным здоровьем (режим — оздоровительный); специализированные — для детей, имеющих дефекты речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, поражение ц. н. с., больных туберкулезом и др. Кроме того, Д. д. делятся по возрастным категориям: в дошкольном воспитываются дети от 3 до 7 лет, в школьном — от 7 до 18 лет; есть Д. д. смешанные — для детей от 3 до 18 лет. Задача дошкольных Д. д. — обеспечение правильного физ. и нервно-психического развития и воспитания, привитие культурно-гигиенических навыков, эстетическое воспитание, подготовка к обучению в школе. Школьные Д. д. совместно со школами микрорайонов дают воспитанникам образование в объеме средней школы, а также нравственное, эстетическое, физ. и трудовое воспитание. Режим Д. д. должен способствовать привитию воспитанникам необходимых навыков умственного и физ. труда, а также основ гиг. культуры.
Весь контингент воспитанников размещается по группам. Основа организации деятельности детского коллектива в Д. д. — детское самоуправление. Руководящий орган его — детский совет. Идейно-политическое формирование личности воспитанников происходит и в школе, и в Д. д. Трудовое воспитание проводится по трем направлениям: хозяйственно-бытовой труд, с.-х. трудовое обучение, техническое трудовое обучение.
Участие общественности в коммунистическом воспитании и всестороннем развитии воспитанников, в укреплении материально-технической базы Д. д. осуществляется через создаваемый при нем попечительский совет, куда входят представители районных, областных, городских Советов депутатов трудящихся, отдела народного образования, партийных, комсомольских, профсоюзных организаций и органов здравоохранения.
Дети, находящиеся в Д. д., могут быть усыновлены дееспособными гражданами СССР с согласия администрации Д. д. и по решению исполкома районного (городского) Совета депутатов трудящихся по месту жительства. Если родители ребенка живы, то необходимо получить их согласие. Его не требуется, если родители не дееспособны вследствие душевного заболевания или лишены родительских прав, а также в тех случаях, когда более одного года неизвестно их местонахождение. Усыновлению предшествует обследование условий для воспитания ребенка в данной семье; обследование должно содержать сведения о лицах, изъявивших желание взять на воспитание ребенка, данные о составе семьи и ее материально-бытовых условиях, документ мед. учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего помещению в эту семью ребенка. Усыновление подлежит обязательной регистрации в органах записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения об усыновлении (не позднее месячного срока). Если ребенок достиг десятилетнего возраста, требуется и его согласие. Тайна усыновления охраняется законом. Родители вправе требовать возврата детей от любого лица, удерживающего детей у себя не на основании закона или судебного решения. При рассмотрении этих требований суд вправе: отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача родителям ребенка не отвечает его интересам. Родители могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения родительских обязанностей, злоупотребляют родительскими правами или ведут аморальный, антиобщественный образ жизни. Если образ жизни родителей изменился и они в состоянии воспитывать ребенка, права по отношению к ребенку могут быть восстановлены. Восстановление в родительских правах допускается, если этого требуют интересы детей и если к тому времени дети еще не усыновлены другими гражданами.
Леч.-проф, помощь воспитанникам Д. д. оказывается леч.-проф, учреждениями, на территории деятельности которых находится Д. д., а также медперсоналом, состоящим в штате Д. д. Прикрепленные врачи посещают Д. д.: в городах дошкольные — два раза в неделю, школьные — один раз в неделю; в сельской местности дошкольные и школьные — два раза в месяц, а также в зависимости от имеющейся в этом необходимости. В обязанности медперсонала Д. д. входит: наблюдение за физ. развитием и состоянием здоровья воспитанников, оказание им леч.-проф, помощи; контроль за постановкой физ. воспитания, трудового обучения, самообслуживания; участие в разработке режима и контроля за его выполнением; проведение всех необходимых противоэпид. мероприятий; систематическое наблюдение за сан. состоянием помещений и территории; контроль за качеством питания; проведение сан.-просвет, работы среди воспитанников и обслуживающего персонала; осмотр поступающих в Д. д. детей, проверка их мед. документов (выписка из истории развития ребенка, справка от эпидемиолога об отсутствии инфекционных заболеваний); ведение документации. Углубленный медосмотр (с антропометрическими измерениями) всех воспитанников должен проводиться специалистами ежегодно в школьных Д. д. и ежеквартально в дошкольных. Воспитанников с дефектами зрения, нарушениями осанки, с туберкулезной интоксикацией, перенесших ревматизм, отстающих в физ. развитии, страдающих хрон, заболеваниями печени, почек, логоневрозами и другими заболеваниями, берут на диспансерный учет. Детей, заболевших инфекционными заболеваниями, немедленно изолируют. В каждом Д. д. должен быть врачебный кабинет с соответствующим оборудованием и необходимыми медикаментами, а также изолятор из расчета 4 койки на 100 воспитанников в школьных Д. д. и 6 коек на 100 воспитанников в дошкольных. В случае необходимости воспитанников направляют в б-цы и санатории. Врач Д. д. входит в состав педагогического совета Д. д. с правом решающего голоса и должен принимать активное участие в его работе. Он обязан вносить на рассмотрение администрации Д. д. предложения по охране здоровья детей и по выполнению сан. правил.
Библиография: Гербеев Ю. В. и Виноградова А. А. Система воспитательной работы в детском доме, М., 1976, библиогр.; Инструкция об организации лечебно-профилактической помощи воспитанникам детских домов, М., 1969; Макаренко А. С. Сочинения, т. 5, с. 9, М., 1958; Планирование и учет работы детского дома, Метод, указания, М., 1957; Свадковский И. Ф. Записки воспитателя (Опыт организации жизни детей на основе их трудовой деятельности), М., 1963.
Ю. В. Гербеев, Л. К. Скорнякова.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеразбор матриц судьбы