ЭКСПЕРТИЗА ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ (ВЛЭ) — медицинское освидетельствование врачебно-летными комиссиями лиц, поступающих в авиационные училища с целью отобрать способных по состоянию здоровья выполнять полеты на воздушных летательных аппаратах, а также переосвидетельствование летного состава и курсантов летных училищ.
Приоритет в разработке медицинских требований к состоянию здоровья летного состава принадлежит нашей стране. В 1911 году военным ведомством издается «Расписание болезней и телесных недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных техников в воздухоплавательных частях, на аэростатах и аэропланах» и приказ, которым предусматривалось ежегодное освидетельствование пилотов, а также был установлен предельный возраст службы летчиков и аэронавтов. В соответствии с этим приказом при Санкт-Петербургском военном госпитале создается первая врачебно-летная комиссия (ВЛК).
В Советской Армии медицинские требования для отбора поступающих в летные и воздухоплавательные школы и для летного состава были разработаны в 1924 году и объявлены приказом Реввоенсовета. Они касались главным образом остроты зрения, слуха, цветоощущения и показателей физического развития.
В последнее десятилетие перед Великой Отечественной войной отмечалось бурное развитие научных исследований по авиационной физиологии, гигиене и ВЛЭ. Центром их стал Авиационный научно-исследовательский санитарный институт РККА, созданный в 1935 году и переименованный в 1936 году в Институт авиационной медицины РККА им. И. П. Павлова. В эти годы ученые нашей страны выполнили много работ практически по всем основным проблемам авиационной медицины. На основании полученных данных и накопленного опыта мед. обеспечения полетов было издано «Расписание болезней и физических недостатков, препятствующих службе в авиации» и инструкция, определяющая организацию и проведение освидетельствования.
Во время Великой Отечественной войны медицинские требования и вся система работы экспертных организаций были пересмотрены. «Расписание болезней и физических недостатков, препятствующих службе в авиации», введенное в действие приказом начальника Главного военно-санитарного управления Красной Армии в 1941 году, и дополнения к нему позволили в условиях военного времени укомплектовывать авиационные части лицами, способными по состоянию здоровья выполнять боевые задания, а также возвращать в строй значительное большинство летного после лечения в госпиталях.
В 1950 году была создана Центральная врачебно-летная комиссия (см. Врачебно-летная комиссия), на которую возложено все руководство и организация экспертной работы в авиации Вооруженных Сил СССР.
В связи с усовершенствованием летательных аппаратов, развитием реактивной авиационной техники требования к состоянию здоровья летного состава постоянно пересматриваются и вводятся новые положения о врачебно-летной экспертизе.
Наряду с развитием и совершенствованием форм и методов медицинского обеспечения военной авиации развивалась и совершенствовалась медицинская служба гражданской авиации (ГВФ). Первая инструкция об организации медицинского освидетельствования летного состава в ГВФ была разработана в 1924 году. В последующие годы в связи с накоплением научных данных для ГВФ разрабатывались и вводились в действие новые инструкции и положения о медицинском освидетельствовании летного состава (1934, 1950 и др.).
В послевоенные годы центром научных исследований по авиационной медицине в гражданской авиации стал Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации (ГосНИИГА), при котором был создан отдел авиационной медицины. В 1953 году приказом Главного управления гражданского воздушного флота в управлениях и летных учебных заведениях были созданы лаборатории авиационной медицины, которым вменялось в обязанность, кроме врачебной экспертизы летного состава, проведение научно-практической работы по вопросам авиационной медицины (см. Лаборатория авиационной медицины).
В связи с появлением в гражданской авиации новых типов самолетов, таких как ИЛ-62, ЯК-40 и др. и особенностями полетов на них медицинские требования к состоянию здоровья летных экипажей были пересмотрены. В 1982 году было введено в действие новое положение о медицинском освидетельствовании летного, курсантского, диспетчерского состава, бортпроводников и лиц, поступающих в учебные заведения гражданской авиации, утвержденное Министерством гражданской авиации СССР.
Содержание деятельности ВЛЭ определяют высокие требования, предъявляемые летной работой к состоянию здоровья. Основные задачи ВЛЭ: определение по состоянию здоровья, физическому развитию и индивидуальным психофизиологическим качествам степени годности к летной работе лиц летного состава, годности кандидатов и курсантов к обучению летному делу в учебных заведениях; определение но состоянию здоровья степени профессиональной годности лиц наземного состава, привлекаемых к выполнению полетных заданий, парашютистов, планеристов и воздухоплавателей; определение степени годности к военной службе лиц летного состава и курсантов военных учебных заведений Министерства обороны СССР; определение причинной связи заболеваний, ранений, контузий, травм и увечий, имеющихся у лиц летного состава, с особенностями их военной специальности; выявление среди летного состава и курсантов лиц, нуждающихся в лечебно-профилактических мероприятиях; определение степени адаптации и возможности выполнения летной работы в особых климатических условиях; выявление влияния неблагоприятных факторов летной работы на состояние здоровья и психологические качества лиц летного состава; накопление, обобщение и анализ данных очередных медицинских освидетельствований лиц летного состава для совершенствования врачебно-летной экспертизы.
ВЛЭ включает ряд последовательных мероприятий. В план этих мероприятий входят: разработка медицинских требований к состоянию здоровья, физическому развитию и индивидуальным психофизиологическим качествам летного состава, кандидатов и курсантов учебных заведений, руководителей полетов, лиц наземного состава, участвующего в выполнении полетных заданий, парашютистов, планеристов, воздухоплавателей; разработка показаний для наиболее рационального распределения лиц летного состава по специальности, видам и родам авиации в соответствии с состоянием здоровья; разработка методик исследования соответствующих контингентов; ежегодное освидетельствование и проведение периодических медосмотров летного состава и курсантов; анализ заболеваемости летного состава; подготовка методических пособий для врачей авиации по проведению лечебно-профилактических мероприятий, рекомендуемых летному составу при его медицинском освидетельствовании.
Вопросы организации и порядок проведения медицинского освидетельствования, нормативы для определения годности по состоянию здоровья к летной работе, военной службе, поступлению в авиационные учебные заведения и обучению в них, нуждаемости в отдыхе, отпуске по болезни, возможности выполнения летной работы в районах с неблагоприятным климатом, а также указания по методикам медицинского обследования свидетельствуемых излагаются в соответствующих положениях, руководствах и приложениях к ним.
Органами ВЛЭ являются штатные и- нештатные врачебно-летные комиссии (см. Врачебно-летная комиссия). Основными принципами ВЛЭ являются комплексность изучения организма человека в условиях его профессиональной деятельности и индивидуальный подход при медицинском освидетельствовании летного состава. Комплексное изучение заключается в проведении тщательного клинического, клинико-физиологического, психологического обследования, стендовых испытаний, в тон или иной степени адекватных летной деятельности, и систематическом врачебном наблюдении за состоянием здоровья в процессе труда и отдыха летного состава. Итогом такого исследования является установление клинического диагноза, степени выраженности выявленных патологических изменений, особенностей течения болезни и профессионального прогноза. Принцип индивидуального подхода позволяет объективно оценить степень пригодности свидетельствуемых к профессиональной летной деятельности. Экспертное постановление выносится не только на основании выявленного заболевания, а с учетом целого ряда других факторов, влияющих на трудовой прогноз. Наиболее важными из них являются выраженность функциональных нарушений, их стойкость и степень компенсации, возможность отрицательного влияния летной работы на состояние здоровья, а также опыт и характер летной работы свидетельствуемых.
Библиогр.: Лавников А. А. Основы авиационной и космической медицины, с. 219, М., 1975; Малкин В. Б. Использование электроэнцефалографии при отборе кандидатов в летные училища, Воен.-мед. журн., № 5, с. 57, 1978.
А. Н. Станчинский.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеразборка матрицы судьбы