ЭСТЕТИКА ТЕХНИЧЕСКАЯ — научная дисциплина, изучающая социальные, эстетические, функциональные, эргономические и технические аспекты формирования предметной среды и создающая научно-методические основы дизайна.

Эстетика техническая изучает социально-культурные, функциональные, технические и эстетические проблемы формирования предметной среды, социальную сущность, историю и перспективы развития дизайна, проблемы взаимосвязи его с искусством, техникой и культурой в целом; закладывает основы метода комплексной оценки качества промышленной продукции, формирования потребительских требований и ассортимента товаров народного потребления; устанавливает специфические закономерности и методы проектно-художественной деятельности, определяет место этой деятельности в общем процессе проектирования промышленных изделий и их комплексов; изучает творческие аспекты работы дизайнера (художника-конструктора).

О большом социальном значении художественной деятельности в промышленности свидетельствует постановление Советского правительства (1920), положившее начало активной деятельности Высших государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас) и бурному развитию «производственного искусства», ставившего своей целью слить искусство с производством, перестроить жизнь по законам красоты. Окончательное становление эстетики технической как научной дисциплины связано с формированием в 60-е годы государственной системы художественного конструирования, включающей Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) и его филиалы, отраслевые специальные художественно-конструкторские бюро, многочисленные художественно-конструкторские подразделения в НИИ, конструкторских бюро и на предприятиях.

Социально-культурная роль эстетики технической заключается в создании благоприятных условий для труда, отдыха и быта людей. Наибольшее развитие получили направления, связанные с созданием оптимальных условийтруда (см.). Производственная эстетика, являясь разделом технической эстетики, разрабатывает основные положения, принципы и методы формирования эстетически совершенной предметной среды промышленных предприятий с целью создания комфортных условий труда, повышения культуры производства, производительности труда, творческой активности трудящихся. Во взаимосвязи с научной организацией труда,эргономикой (см.), социологией, медициной, промышленной архитектурой производственная эстетика обеспечивает комплексное решение проблем совершенствования условий труда и среды промышленных предприятий.

Вопросы теории, методики и практики дизайна освещаются на страницах ежемесячного журнала «Техническая эстетика» Государственного комитета СССР по науке и технике.

Особое значение требования технической эстетики имеют при формировании среды предприятий и организаций здравоохранения, создании мед. техники и оборудования. Художественное конструирование медицинского оборудования и приборов определяется рядом специфических факторов системы «врач — установка (прибор) — пациент — среда». Дизайнер должен решить задачу удовлетворения двух разных потребителей. Для врача медицинская техника — это средство его труда, выполняющее важные вспомогательные функции, способствующее эффективности его деятельности. Для больного — это предметная среда, которая создает особый психологический климат и комфорт, способствует уменьшению страданий, формированию убежденности в эффективности лечения и последующем выздоровлении.

Медицинские приборы и оборудование должны образовывать целостные функциональные и эстетические комплексы (хирургические, реанимационные, процедурные и т. д.), обеспечивающие быстроту и качество обслуживания, создающие эстетически и психологически благоприятную среду.

Кроме того, среда лечебного учреждения должна быть стерильной, безопасной, гигиеничной и в то же время целостной и художественно выразительной. Особую остроту эти проблемы приобретают при проектировании детских лечебных учреждений, где принципы лечения и игры неразрывно связаны между собой.

Библиогр.: Кербунов В. В. Медицинская техника и проблемы дизайна, Техн. эстетика, № 8, с. 2, 1982; Методика художественного конструирования, под ред. Ю. Б. Соловьева и др., М., 1978;

Основы технической эстетики, под ред. Г. Б. Минервина, М., 1970;

Эстетическая организация производотвенной среды, Вопросы производственной эстетики, М., 1971.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы сюцай