ЭТИКА (греческий ethika, от ethos обычай, нрав, характер) — философская дисциплина, изучающая вопросы морали, нравственности. В более широком смысле термины «этика» и «мораль», а особенно понятия «этическое» и «моральное», используются как синонимы.

Мораль является одной из древнейших форм социальной регуляции поведения людей и человеческих взаимоотношений. Моральные предписания, нормы и требования адресованы каждому индивиду, а контроль за их исполнением, который носит форму общественного одобрения или осуждения тех или иных поступков, осуществляется не какой-либо особой инстанцией (что характерно для норм права), а всем обществом и каждым его членом. Основные нормы морали человек усваивает в процессе воспитания и следование им воспринимает как свой долг. Нравственно развитый индивид обладает совестью, то есть способностью самостоятельно судить, соответствуют ли его поступки принятым в обществе моральным нормам, и руководствуется этим суждением при выборе своих действий.

Морально-этические оценки правомерны лишь применительно к тем ситуациям, в которых человек, совершая тот или иной поступок, имеет возможность выбора. Объектом моральной оценки могут быть конкретные поступки отдельного индивида, те или иные черты его характера, его нравственный облик в целом (образ его действий, отношение к окружающим и т. п.). В своей совокупности нормы морали опираются на систему ценностей данного общества, подкрепляя и обеспечивая ее конкретное воплощение в повседневной жизни.

Первые в истории философии попытки логического анализа этических категорий, таких как справедливость, добродетель, благо, предприняли древнегреческие философы Сократ (Sokrates) и Платон (Platon). Аристотель впервые употребил термин «этика» для обозначения особой области знания. Долгое время, вплоть до появления трудов Канта (I. Kant), этика занималась не только исследованием проблем морали, обоснованием достойных нравственных качеств, поступков и образа жизни человека, но и разрабатывала философскую антропологию, то есть учение о сущности и природе человека. Кант показал различие между двумя классами суждений: суждениями о сущем, констатирующими эмпирически данные обстоятельства и суждениями о должном (к их числу относятся моральные требования и предписания), обосновав тем самым самостоятельный статус этики среди других философских дисциплин.

Одна из основных проблем этики — обоснование морали. Множество учений, выдвигавшихся в истории этики, которые предлагали различные решения этой проблемы, можно разделить на два класса.

К первому классу относятся натуралистические концепции, согласно которым основу морали составляет трактуемая внеисторически «природа» человека. В их число входят биологизаторские теории, в наст, время использующие эволюционную генетику или этологию — науку о поведении животных. В первом случае мораль рассматривают как средство приспособления к условиям окружающей среды или как результат естественного отбора (например, генетическая детерминация моральных качеств — альтруизма либо эгоизма, агрессивности и др.); во втором — феномены, характерные для внутригрупповых и межгрупповых взаимоотношений животных, произвольно переносят на человеческое общество. Для всех биологизаторских концепций характерна недооценка или игнорирование качественных различий между человеком и животными. В других натуралистических концепциях мораль психологизируется либо социологизируется (в последнем случае индивид по существу перестает пониматься как ответственный за свои поступки субъект моральных действий).

Второй класс составляют концепции, согласно которым в качестве основы морали выступает некоторое трансцендентное, то есть внешнее, по отношению к человеческому бытию начало, такое как «высшее благо» у Платона, «божественный закон» у Фомы Аквинского (Thomas Aquinas) или «абсолютная идея» у Гегеля (G. W. F. Hegel). Людям надлежит лишь выявить требования, исходящие от этого начала, и следовать им в своих действиях. В качестве такого обосновывающего начала нередко выступают так или иначе истолкованные законы органической эволюции. Согласно другим теориям, требования морали предписываются каким-либо авторитетом, например божьей волей, и потому не могут получить рационального обоснования.

Другая проблема этики — проблема общего критерия оценки морального смысла человеческих действий. В истории этики в качестве такого критерия обычно рассматривались результаты и последствия, которые влечет за собой оцениваемый поступок. Консеквенциализм (лат. consequentia — последствие) в этике выступал в форме эвдемонизма, согласно которому нравственным смыслом человеческих действий является стремление к достижению счастья; гедонизма, когда высшим критерием считается удовольствие (счастье и удовольствие при этом, как правило, истолковываются достаточно широко как в чувственном, так и в духовном плане и, за исключением примитивных эгоистических концепций, распространяются не только на индивида, но и на тех, кто его окружает); утилитаризма, когда критерием оценки является польза от совершаемых поступков.

В противовес консеквенциализму представители деонтологического направления в этике (деонтологию в данном смысле следует отличать от медицинской деонтологии) ставят на первое место не последствия и результаты, а мотивы и намерения субъекта, не практический расчет, а неукоснительное исполнение нравственного долга. С этой точки зрения важно прежде всего внутреннее отношение индивида к своим действиям, а не объективные результаты, которые часто зависят не от него, а от внешних обстоятельств. Даже самый положительный по своим последствиям поступок не может быть оправдан, если совершивший его человек руководствовался низменными мотивами.

Марксистская этика, вобравшая в себя и критически переосмыслившая все достижения этических учений прошлого, подчеркивает исторический и классовый характер явлений морали и нравственности. Буржуазная этическая мысль не в состоянии решить дилемму, обусловленную противопоставлением этического абсолютизма, согласно которому моральные нормы и ценности непреходящи, заданы человеку раз и навсегда, и этического релятивизма, рассматривающего эмпирически фиксируемые различия в моральных предписаниях и установках, характерные для разных времен и народов, как доказательство отсутствия общечеловеческого содержания морали. С марксистской, диалектической точки зрения мораль, будучи исторически конкретной развивающейся формой общественного сознания, вместе с тем всегда содержит элементы общечеловеческой значимости, причем по мере исторического развития общества эти элементы становятся все более заметными и весомыми. Во-первых, мораль каждого общества всегда имеет не только специфические, но и общие для всего человечества черты; во-вторых, в связи с прогрессом общественных производительных сил история общества становится универсальной, превращаясь во всемирную историю: преодолевается культурная изолированность отдельных наций и народностей, усиливаются культурные контакты и взаимовлияние, что, несмотря на противоречивый путь общественного развития, приводит к формированию и укреплению общечеловеческих универсальных моральных норм, ценностей и идеалов.

Механизм развития морали марксистская этика связывает с борьбой классов как движущей силой истории. Прогресс морали марксистская этика видит в том, что по мере превращения народных масс в подлинный субъект исторического процесса неуклонно расширяется круг объективно свободных, сознательных людей — нравственно ответственных творцов истории. Вместе с тем в ходе общественного развития для каждого индивидуума столь же неуклонно расширяется сфера морального выбора и ответственности. Расширению этой сферы в немалой степени способствует научно-технический прогресс, в частности прогресс в области биологии и медицины. Уже теперь стало реальным планирование семьи: в каком возрасте следует обзаводиться детьми и сколько детей иметь. В результате процессы регуляции численности населения, которые прежде происходили стихийно, стали в существенной степени опосредоваться осознанными решениями отдельных членов общества, что налагает на них нравственную ответственность перед своими детьми и перед обществом в целом.

Наряду с едиными для всех членов общества нормами морали этика изучает и специфические моральные установки, действующие в различных социальных группах, в различных сферах взаимоотношений между людьми. Так, особым разделом этики является профессиональная этика, исследующая моральные аспекты взаимоотношений представителей какой-либо профессии между собой и с окружающим обществом. Существует целый ряд профессий (к их числу относится и медицина), представители которых трудятся в постоянном и непосредственном контакте с непрофессионалами. Последние, как правило, не могут объективно оценить качество и добросовестность труда специалистов, обоснованность их действий. Нормы профессиональной этики, хотя они осознаются и фиксируются прежде всего на уровне профессионального сознания, исходят тем не менее от общества в целом, защищающего интересы каждого из своих членов во взаимоотношениях со специалистами. Соблюдение этих норм гарантирует общественный авторитет профессии, поэтому профессиональное сообщество, как правило, осуществляет моральные санкции против тех своих членов, которые нарушают требования профессиональной этики.

Большую важность в современной науке представляет комплекс морально-этических проблем, связанных с проведением экспериментов на человеке. Проведение экспериментов является необходимым условием прогресса медицины и биологии, разработки и внедрения новых методов лечения и лекарственных препаратов. Однако экспериментирование на человеке сопряжено с риском для его здоровья, а подчас и для жизни. Поэтому общим правилом является ограничение экспериментов на человеке необходимым минимумом при максимальном использовании тех возможностей, которые дают опыты на животных, а также современные имитационные эксперименты, в ходе которых разрабатываются экспериментальные модели различных систем организма и заболеваний.

С точки зрения предъявляемых этических требований, различают несколько типов экспериментов. Целью экспериментов первого типа является расширение научных знаний о функционировании человеческого организма, отдельных органов и систем, о природе тех или иных заболеваний. К таким экспериментам могут привлекаться лишь лица, которые сами изъявили желание участвовать в них. Эти лица должны получить исчерпывающую информацию о целях опыта и его возможных последствиях и быть достаточно компетентными, чтобы их участие в нем было полностью осознанным.

Подобные эксперименты допустимы только после тщательной проверки на животных безопасности предполагаемого воздействия, детального обсуждения компетентной комиссией и получения разрешения Ученого медицинского совета М3 СССР. Ко второму типу относятся эксперименты, предполагаемым эффектом которых является улучшение состояния больного. В этом случае достаточно добровольного согласия испытуемого. Если в ходе такого опыта возникает ситуация выбора между интересами пациента и исследования, то приоритет должен отдаваться интересам пациента.

Совершенно недопустимы, с позиций не только медицинской, но и общечеловеческой морали, эксперименты на заключенных, подобные тем, которые проводились в нацистских концлагерях или проводятся в настоящее время в некоторых капиталистических странах. Даже если заключенный соглашается подвергнуться опыту, его согласие не может считаться добровольным. Во всех случаях нельзя расценивать как добровольное и такое согласие, которое дается в обмен на обещание вознаграждения (см. Эксперимент).

Другими этическими проблемами современной медицины являются вопросы врачебной тайны, поведения врача у постели умирающего больного, критерии определения смерти, взаимоотношений медработников между собой в процессе лечения больного и др. (см. Деонтология медицинская, Этика медицинская).

Библиогр.: Маркс К. и Э н г е л ь с Ф.г Сочинения, 2-е изд., т. 20, с. 95, т. 21, с. 298; Дробницкий О. Г. Понятие морали, М., 1974; Мур Д ж. Э. Принципы зтики, пер. с англ., М., 1984; Фролов И. Т. и Юдин Б. Г. Этика науки, Вопр. философии, № 2, с. 62, 1985; Шишкин А. Ф. Из истории этических учений, М., 1959; он же, Человеческая природа и нравственность, М., 1979. См. также библиогр. к ст. Этика медицинская. Б. Г. Юдин.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиелинии матрицы судьбы