ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ — совокупность морфологических и функциональных признаков организма, позволяющих определить запас его физических сил, выносливость и работоспособность.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ является одним из показателей состояния здоровья населения (см.). ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ человека характеризуется весом и формой тела, состоянием нервной регуляции и утомляемостью. Размеры тела как конечный результат процесса роста (см.) тесно связаны со всем комплексом функциональных свойств: основным обменом (см.) и отдельными видами метаболизма (см. Обмен веществ и энергии), гормональными и нейротрофическими регуляторами (см. Гормональная регуляция, Трофика) и др. Вследствие этого морфол. тип имеет основное значение в характеристике Ф. р. человека, а физиол. тесты характеризуют отдельные свойства организма. При высокой и положительной связи структурных и функциональных показателей организма морфол. характеристика позволяет дать непосредственную оценку запаса физических сил. Для определения морфологического (структурного) типа используют показатели основных размеров тела. Ф. р. детей и подростков отражает закономерность роста и развития, процесс созревания организма, а также его морфофункциональное состояние в каждом возрастном периоде. Ф. р. человека в онто- и филогенезе зависит как от биол. факторов (наследственность, изменчивость), так и от сложного комплекса социальных, экономических, гигиенических, климатогеографических и других условий окружающей среды (см.). Под влиянием неблагоприятных факторов оно снижается, улучшение условий способствует повышению уровня Ф. р. Зависимость Ф. р. от социальных факторов была установлена рядом отечественных и зарубежных ученых. В конце 19 века Ф. Ф. Эрисман, изучавший физическое развитие ра-бочих-текстилыциков разных профессий Глуховской мануфактуры и их детей, установил, что физическое развитие рабочих, и особенно их детей, в значительной степени зависит от социально-бытовых условий — чем хуже условия жизни, тем более низкими были показатели Ф. р. В Англии, по данным Дейли (W. A. Daley, 1944), дети рабочих имели меньшие вес тела и рост, чем дети из зажиточных семей. Рабочая молодежь Парижа имела более низкие показатели Ф. р., чем молодежь богатых районов.
В СССР в период Великой Отечественной войны с ухудшением условий быта и питания отмечалось снижение уровня Ф. р. населения, особенно детей в прифронтовых районах и на временно оккупированных территориях. Специальные меры Советского государства по ликвидации санитарных последствий войны (см.) способствовали быстрому восстановлению уровня Ф. р. детского населения. Уже в 1946 г. выявились положительные сдвиги в показателях Ф. р. детей, а к началу 50-х гг. почти во всех возрастных группах детского населения было отмечено их соответствие показателям довоенного периода. К середине 50-х гг. почти повсеместно Ф. р. детей превзошло данные предвоенных лет и продолжало улучшаться. В последние 30 лет в СССР и других социалистических странах отмечается благоприятная динамика Ф. р. детей, этому способствует дальнейшее повышение жизненного уровня населения, рациональное питание (см.), благоприятные условия для воспитания и обучения подрастающего поколения, широкое развитие физической культуры и спорта (см.). Улучшение показателей Ф. р. детей всех возрастов происходит не только за счет благоприятной динамики процессов роста организма, но и за счет ускорения его развития (см. Акцелерация).
Взаимосвязь Ф. р. и состояния здоровья особенно проявляется в растущем организме. Наличие хрон. заболеваний отрицательно влияет на уровень Ф. р. детей, нарушаются сроки возрастного развития, отмечается дисгармоничность морфофункционального статуса.
При изучении Ф. р. применяется унифицированная методика антропометрических исследований (см. Антропометрия). Из всего многообразия морфол. и функциональных признаков чаще всего определяются: длина тела (рост), вес тела (см.), окружность грудной клетки, жизненная емкость легких (см.), мышечная сила рук, становая сила (см. Мышечная работа); оцениваются особенности телосложения, состояние опорно-двигательного аппарата, форма позвоночника, грудной клетки, ног, осанка; определяются степень жироотложения и развития вторичных половых признаков. Программа исследования Ф. р. может меняться в зависимости от обследуемых контингентов и целей исследований. Индивидуальная оценка Ф. р. проводится путем сопоставления показателей отдельных признаков со стандартами или типовыми средними величинами. Для получения средних показателей Ф. р. проводится обследование больших групп практически здоровых людей в относительно короткий срок (генерализирующий метод). Результаты измерений обрабатываются методами вариационной статистики (см. С main ист и ка сан и тар н ая). П о лученные средние показатели являются стандартами Ф. р. соответствующих групп населения. Общепринятых стандартов Ф. р. не существует. Для каждой возрастно-половой группы населения данной территории рассчитываются шкалы регрессии Ф. р. (см. Корреляционный анализ), по к-рым проводится индивидуальная и групповая оценка Ф. р. населения.
Особую ценность представляет разработка так наз. зональных стандартов Ф. р. населения однотипных территорий, сходных по географическим, экономическим и экологическим условиям.
При изучении Ф. р. детей и подростков применяют также индивидуализирующий (продольный) метод, т. е. метод динамического наблюдения в течение ряда лет. Этот метод позволяет выявить особенности роста и развития каждого индивидуума, связанные с конкретными условиями жизни (характером питания, режима, перенесенными заболеваниями и др.). Стандарты Ф. р. и разработанные на их основе специальные оценочные таблицы (таблицы корреляции или шкалы регрессии по длине тела) широко используют в практике мед. учреждений (особенно детских) для индивидуальной оценки Ф. р.
Для оценки Ф. р. индивидуума раньше использовался метод индексов, основанный на сопоставлении двух и более антропометрических величин, исходя из существующих между ними связей. В последующем получил распространение метод оценки по величине сигмаль-ных отклонений: антропометрические показатели Ф. р. индивидуума сравниваются со средними показателями возрастно-половой группы, полученную разницу делят на среднее квадратическое отклонение (сигму), по величине полученного результата судят о степени приближения данного признака к среднему (стандартному). Недостаток этого метода заключается в изолированной оценке каждого показателя физического развития, вне корреляционной связи с другими, поэтому предпочтительнее пользоваться шкалами регрессии. Однако их применение нежелательно при оценке Ф. р. лиц, с непропорциональным телосложением.
На основе шкал регрессии и стандартов физического развития разрабатываются графические сетки, диаграммы роста, график каналов и уровней Ф. р. Они наглядны и относительно удобны в работе. Более современным методом оценки Ф. р. является использование нелинейной регрессивной модели для оценки одновременно трех показателей основных размеров тела (вес, рост, окружность грудной клетки) — метод множественной корреляции или многомерный корреляционный анализ (см.). В последние годы предложен комплексный метод оценки Ф. р., позволяющий определять биол. уровень развития и гармоничность морфофункционального статуса организма человека.
Библиогр.: Апанасенко Г. Л. Оценка физического развития, Гиг. и сан., № 12, с. 51, 1988; Б а ш к и ров П. Н. Учение о физическом развитии человека, М., 1962, библиогр.; Куркин П. И., Статистика физического развития рабочего населения, М., 1925; Максим о-ва Т. М. и др. Некоторые вопросы изучения статистического распределения основных признаков физического развития населения, Сов. здравоохр., № 4, с. 31, 1981; Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельских местностей СССР, сост. А. Б. Ставицкая и др., в. 3, М., 1977; Физическое развитие современных школьников, под ред. Г. П. Сальниковой, М., 1977, библиогр.; Ц е й т л и н А. Г, Физическое развитие детей и подростков, М., 1963.
В. Н. Кардашенко.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиечисло матрица судьбы