Гексаграмма Ицзин 10 | Наступление, осторожная поступь, собственный путь

Гексаграмма Ицзин 10 | Наступление, осторожная поступь, собственный путь


Краткое описание ситуации

Надежда и доверие проведут через завалы. Избегайте ненадежных людей и идите с храбростью и решительностью, рассеяв опасение и сохраняя благоразумие на длинной и опасной дороге. Успех будет обеспечен.


Описание 10 гексаграммы Сары Деннинг

Шествуй мягче: ты ступаешь по моим мечтам.

Уильям Батлер Йитс

Успешное разрешение трудной ситуации зависит от тщательности подготовки. Беззаботность или преднамеренный риск могут привести к возникновению проблем. Следите за поступью. Подумайте внимательно, прежде чем что-либо предпринять. Двигайтесь медленно, но уверенно. Не делайте много дел одновременно. Не стоит использовать радикальные приемы. Обращайтесь к проверенным и опробованным способам. Даже если в данный момент вы не в лучшей форме, в случае предельной внимательности к взаимоотношениям успех вам обеспечен. Будьте вежливы даже с людьми нетерпеливыми или с дурным характером. Не позволяйте себе раздражаться по любому поводу. Общайтесь с другими с уважением и предупредительностью, но не теряйте самообладания и чувства собственного достоинства. Если возникает недоразумение по какому-либо вопросу, не паникуйте. Сохраняйте спокойствие и найдете оптимальный способ решения проблемы.

Возможность личного роста

Терпение — основа дела. Не реагируйте эмоционально, оставайтесь спокойным и сосредоточенным. Будьте тактичны и чувствительны к настроениям окружающих. Не встречайте кого-либо или что-либо по одежке. За агрессивной бравадой может скрываться уязвимая душа. Добрый хороший юмор — лучший ответ на проявление вражды. Избегайте конфронтации, когда это возможно, а еще лучше — ищите пути к созидающей гармонии. Если вы часто чувствуете себя уязвимым, старайтесь не компенсировать ранимость обидчивостью. Вам не нужно никому ничего доказывать или пытаться быть иным, чем вы есть на самом деле.

Дальнейшие аспекты ситуации

Девятка внизу

Принимайте жизнь такой, какая она есть, и не требуйте золотых гор от остальных. Довольствуйтесь избранной вами жизненной дорогой. Держитесь просто.

Девятка вторая

Если ведете свои дела спокойно и непредубежденно, успех в достижении цели гарантирован. Будьте независимы, но уравновешенны.

Шестерка третья

Не будьте самонадеянными. В данной ситуации у вас нет ясной картины происходящего. Если берете на себя больше, чем можете, то навлечете неприятности. Последствия могут оказаться вам не по силам.

Девятка четвертая

Несмотря на то что сил для достижения цели у вас достаточно, будьте очень внимательны и не рискуйте. Руководствуясь здравым смыслом и действуя осторожно, сможете из любой неприятной ситуации извлечь пользу.

Девятка пятая

Если застрахуете себя от рискованных действий — преуспеете. Нужны определенность и целеустремленность. Проанализируйте ошибки прошлого. Разработайте новые подходы. Осторожность — залог счастливого исхода.

Девятка сверху

Проанализируйте, чем вы изначально руководствовались в ситуации. Если ваш подход уже принес хорошие плоды, то вы на верном пути. Продолжая двигаться в том же русле, можете быть уверены в успехе.


10 гексаграмма, описание  Алистера Кроули и Юлиана Щуцкого.

Наступление (Поступь). Следовать пути — вот правильное действие! Наступи на хвост тигра; он не укусит. (Наступление (Поступь). <Наступи на> хвост тигра; если не укусит тебя – свершение.)

  1. Верно следуй по выбранному тобой пути; (Первичное наступление. – В выступлении хулы не будет.)
  2. Ровно и легко идет отшельник. (Наступай по пути – ровно-ровно. – Отшельнику стойкость – к счастью.)
  3. Изгони суету, обманщицу смелых (И кривой может видеть, и хромой может наступать. <Но если> наступишь на хвост тигра <так, что он> укусит тебя, <то будет> несчастье. Воин <все же> действует ради великого государя.)
  4. Прижми хвост тигра — кусать он не станет (Наступишь на хвост тигра. – Ху-ху! <вскрикнешь от страха>, <но>, в конце концов, будет счастье.)
  5. Твое положение точно и ясно, хотя и опасно; (Решительное наступление. – Будь стойким в опасности.)
  6. Готовься хорошо в предчувствии полета. (Рассматривай <прежние> поступки, исследуй лучшее <в них>. – При их повторении – изначальное счастье.)

Календарь И-Цзин на каждый день

День принятия жестких решений

Напряженный и ответственный день, когда надо учиться принимать жесткие решения, отдавать в этом себе отчет и брать на себя ответственность за результат.

Не стоит отсиживаться дома, надо действовать. И хоть при этом вы можете столкнуться с жестким сопротивлением обстоятельств и других людей, но с точки зрения вашего внутреннего мира, это будет весьма гармонично. Это то, что нужно делать сегодня — открываться, преодолевая сопротивление.

Главное — сохранять внутреннюю открытость. Старайтесь мысленно зарядить других людей своей энергией. Проявляйте и отдавайте позитивные эмоции, радость. Если будет негатив, пропускайте его сквозь себя, не задерживая.

Помните: Небо ничего не удерживает, но вмещает в себя всё. Постарайтесь спроецировать этот принцип в мир через своё отношение к нему.


Сказки и притчи о 10 гексаграмме

Русская народная сказка (Афанасьев)

Двое из сумы

Жил старик со старухой. Вот старуха на старика всегда бранится, что ни день — то помелом, то рогачом отваляет его; старику от старухи житья вовсе нет. И пошел он в поле, взял с собою тенеты и постановил их. И поймал он журавля и говорит ему: «Будь мне сыном! Я тебя отнесу своей старухе, авось она не будет теперь на меня ворчать». Журавль ему отвечает: «Батюшка! Пойдем со мною в дом». Вот он и пошел к нему в дом. Пришли; журавль взял со стены сумку и говорит: «Двое из сумы!Вот сейчас вылезли из сумы два молодца, стали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные. Старик видит такую сладость, что сроду никогда не видывал, и обрадовался оченно. Журавль и говорит ему: «Возьми эту суму себе и неси своей старухе». Вот он взял и пошел; шел путем дальним и зашел к куме ночевать; у кумы было три дочери. Собрали ему поужинать чем бог послал. Он ест — не ест и говорит куме: «Плоха твоя еда!» — «Какая есть, батюшка!» — отвечала кума. Вот он и говорит: «Собери свою еду-то»; а которая была у него сума, той говорит, как приказывал ему журавль: Двое из сумы! В ту ж минуту двое из сумы вылезли, зачали становить столы дубовые, стлать скатерти шелковые, подавать ествы и питья разные.

Кума с дочерьми своими удивилась, задумала унесть у старика эту суму и говорит дочерям: «Подите истопите баньку; может, куманек попарится в баньке-то». Вот только он вышел в баню-то, а кума сейчас приказала своим дочерям сшить точно такую же суму, какая у старика; они сшили и положили свою суму старику, а его суму себе взяли. Старик вышел из бани, взял обмененную суму и весело пошел в дом свой к старухе; приходит ко двору и кричит громким голосом: «Старуха, старуха! Встречай меня с журавлем-сыном». Старуха глядит на него быстро и ворчит промеж себя: «Поди-ка ты, старый кобель! Я тебя отваляю рогачом». А старик свои слова говорит: «Старуха! Встречай меня с журавлем-сыном». Вошел в избу старик, повесил суму на крючок и кричит: Двое из сумы!Из сумы нет никого. Вот он в другой раз: «Двое из сумы! Из сумы опять нет никого. Старуха видит, что он говорит бознать [бог знает] что, ухватила помело мокро и ну старика гвоздить.

Старик испугался, заплакал и пошел опять в поле. Отколь ни взялся прежний журавль, видит его несчастье и говорит: «Пойдем, батюшка, опять ко мне в дом». Вот он и пошел. У журавля опять сума висит такая же. Двое из сумы! — сказал журавль. Двое из сумы вылезли и поставили такой же обед, как и прежние. «Возьми себе эту суму», — говорит журавль старику. Вот он взял суму и пошел; шел, шел по дороге, и захотелось ему поесть, и говорит он, как приказывал журавль: Двое из сумы!Двое из сумы вылезли — такие молодцы с большими колдашами — и начали его бить, приговаривая: «Не заходи к куме, не парься в бане!» — и до тех пор били старика, пока он не выговорил кое-как: Двое в суму! Как только изговорил эти слова, двое в суму и спрятались.

Вот старик взял суму и пошел; пришел к той же куме, повесил суму на крючок и говорит куме: «Истопи мне баньку». Она истопила. Старик пошел в баню: парится — не парится, только время проводит. Кума созвала своих дочерей, усадила за стол — захотелось ей поесть — и говорит: Двое из сумы! Двое из сумы вылезли с большими колдашами и ну куму бить, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Били, били… вот она и говорит большой дочери: «Поди, кликни кума из бани; скажи, что двое совсем меня прибили» — «Я ща [еще] не испарился», — отвечает старик. А они всё больше ее бьют, приговаривая: «Отдай старикову суму!» Вот кума послала другую дочь: «Скорее вели куманьку идти в избу». Он отвечает: «Я ща голову не мыл». Она и третью посылает. «Я ща не купался», — говорит старик. Терпенья нет куме! Велела принесть украденную суму. Вот старик вышел из бани, увидал свою прежнюю суму и говорит: Двое в суму! Двое в суму с колдашами и ушли.

Вот старик взял обе сумы — и сердиту и хорошу — и пошел домой. Подходит ко двору и кричит старухе: «Встречай меня с журавлем-сыном». Она на него быстро глядит: «Поди-ка ты домой-то, я тебя отваляю!» Взошел в избу старик, зовет старуху: «Садись за стол» — и говорит: Двое из сумы! Двое из сумы вылезли, настановили и пить и есть. Старуха наелась-напилась и похвалила старика: «Ну, старик, я теперь бить тебя не стану». Старик, наевшись, вышел на двор, хорошую суму вынес в клеть, а сердитую повесил на крючок; а сам по двору ходит — не ходит, только время проводит.

Захотелось старухе еще выпить, и говорит она стариковы слова: Двое из сумы! Вот вылезли двое из сумы с большими колдашами и начали бить старуху; до тех пор били, что у ней мочи не стало! Кличет старика: «Старик, старик! Поди в избу; меня двое прибили!» А он ходит — не ходит, только посмеивается да поговаривает: «Они тебе зададут!» Двое еще больше бьют старуху и приговаривают: «Не бей старика! Не бей старика!» Наконец старик сжалился над старухою, вошел в избу и сказал: Двое в суму! Двое в суму и спрятались. С тех пор старик со старухою стали жить так хорошо, так дружно, что старик везде ею похваляется, тем и сказка кончается.


Статьи Стива Павлины

10 советов студентам колледжа

После написания статьи об управлении временем «Сделайте это сейчас», основанной на моем личном опыте прохождения программы колледжа по двум специальностям одновременно за три учебных семестра, я получил много вопросов от студентов, требующих более развернутых ответов. Вот 10 советов, которые помогут вам получить полезный и запоминающийся опыт… и самое главное, в полной мере насладиться этим прекрасным временем вашей жизни.

1. Ответьте на вопрос «Зачем я иду в колледж?»

Единственная причина, заставляющая многих студентов идти в колледж в том, что они не знают, что им делать иначе. Они унаследовали эти цели от родных и близких, и на самом деле это не их цели. Я пошел в колледж именно по этой причине. А вы?

Как я уже писал в своем блоге ранее, эти три семестра не были моим первым знакомством с колледжем. Я уже поступал туда однажды, но тогда я был морально не готов учиться в нем. В средней школе я был круглым отличником, Президентом математического клуба и капитаном команды академического десятиборья. Эти факты привели меня к ситуации, когда, не имея четкой уверенности хочу я этого или нет, после окончания средней школы я оказался перед перспективой дальнейших четырех годов обучения в колледже. В то время это казалось вполне разумным, хотя сердце мое было не там. Поэтому внутренне я противился этому выбору. Вместо колледжа я «получал образование» по части вечеринок и алкоголя. Вероятно, руководство колледжа было настроено против студентов, чей средний бал был ниже единицы, и меня скоропостижно выгнали.

Это событие еще более усугубило мое падение. У меня началась депрессия и около шести месяцев единственным моим занятием была игра в компьютерные видеоигры. В конце концов, в попытке изменить текущее положение вещей, я устроился работать продавцом, чтобы оставаться на плаву и получить необходимое время, чтобы «найти себя». В то время у меня начал проявляться интерес к личному развитию, и это дало свои плоды. Годом позже я был готов вернуться в колледж со свежей головой. Но в этот раз я уже знал, зачем я это делаю. Я хотел стать программистом и хотел добиться ученой степени в компьютерных науках (позже я добавил еще и степень по математике). Но это было еще не все. Я знал, что я способен на большее, и хотел проверить себя. Я хотел получить самый богатый опыт, какой только возможно. Для меня это означало неимоверно сжатый график занятий.

Ваши учебные задачи, вероятно, будут отличаться от моих. Какие они? Для чего вы там? Если вы не знаете этого, — я говорю именно о глубоком понимании, — тогда у вас отсутствует базовая точка отсчета для вашего опыта. Нет разницы, там вы или где-то еще. Как вы планируете получать свой истинный опыт? Что вы собираетесь там изучить? Какие навыки развить?

2. Представьте свой идеальный вариант обучения.

Как только вы определитесь, для чего вы поступили в колледж, представьте наилучший итоговый результат обучения. Выразите его, основываясь на причине вашего нахождения здесь. Без разницы, учитесь ли вы в колледже или только собираетесь поступать, остановитесь и запишите на бумаге несколько требований к результатам обучения. Опишите их максимально подробно.

Прежде чем я вернулся обратно в университет, я потратил много времени на визуализацию того, что я хочу получить. Я представлял себя соревнующимся, но делающим это легко, без напряжения. Я представлял себя в окружении новых друзей. Я представлял себе это время действительно прекрасным. Больше всего я старался представить максимально сбалансированную модель — смесь учёбы, активной деятельности, общения и удовольствия. Ключевое слово, которое я использовал, было «изобилие».

Это был действительно важный шаг. В то время я еще не понимал этого механизма, но я запрограммировал себя на успех. Всякий раз, когда я сталкивался с препятствиями, мое представление собственной цели было настолько убедительным, что я всегда находил способ получить то, что я хотел. Я стал соавтором моего успеха, а не пассивным наблюдателем.

Визуализация позволяет вам заранее увидеть свои ошибки. Если вы не четко представляете себе желаемое, скорее всего и получите что-то неопределенное. Оттачивайте свою визуализацию, пока она не станет вдохновлять вас.

Разумеется, реальная жизнь будет отличаться от ваших представлений. Цель визуализации — не предсказать будущее или ограничить вашу свободу принятия последующих решений. Ее задача дать вам больше ясности для принятия решения прямо сейчас. Ваша идеальная картина служит картой, помогающей пройти через болото выбора.

3. Берите, по крайней мере, один дополнительный предмет каждый семестр.

Студентам внушают, что «полное» расписание должно состоять из 3-5 предметов по 12-14 занятий в семестр. Вряд ли такое слабонасыщенное расписание можно назвать полным. Средний человек тратит на работу более 40 часов в неделю. Тем временем студенты с радостью готовы отдохнуть день-другой при любой возможности, не говоря уже о летних и зимних каникулах. Если вы собираетесь провести в колледже 4 и более лет, увеличьте количество изучаемых дисциплин или найдите работу в свободное время. Откажитесь от мысли, что нужно ползти как улитка только потому, что все кругом так делают.

Возможно, вы считаете, что 12-15 занятий вместе с домашними работами можно приравнять к 40-часовой рабочей неделе, но это справедливо только при очень низкой эффективности (к сожалению, большинство людей именно так и поступают). Если вы последуете советам, приведенным ниже в этой статье, то 15 занятий в аудитории потребуют лишь несколько дополнительных часов учебы вне класса. Разумеется, я не мог бы иметь 31-39 пар в семестр, если бы это требовало еще столько же времени на домашнюю работу. Я не собирался добиваться успеха, изнуряя себя.

Если вы выше среднестатистического студента, вы способны справиться с расписанием повышенной сложности. Иногда мы не знаем на что способны, пока не получим небольшой пинок под зад. Если вы считаете, что справитесь с нагрузкой в 15 занятий, возьмите 18 или 21. Вы легко сможете укоротить на год свою программу обучения. Или сможете освоить дополнительную дисциплину.

А как же школьная программа? По большей части я просто игнорировал ее, и, к счастью, в моей школе позволяли это делать. Я заметил, что наибольшее время в школьной программе тратится на детей, обладающих способностями ниже среднего. Если вы способны закончить учебу быстрее остальных, не позволяйте школьной бюрократии совать вам палки в колеса. Обходной путь всегда есть. Обычно он состоит в получении некой справки, подписанной кем-то, слишком занятым, чтобы вникать в ваши детские проблемки. Улыбка и пара комплиментов, и она у вас в руках.

Согласно закону принудительной эффективности, чем больше обязательств вы на себя берете, тем с большим количеством из них вы справитесь за отведенное вам время. Поэтому, если не бросить вызов самому себе, дополнительное время уйдет сквозь пальцы.

Не думаю, что следует воспринимать пользу от учебы по уплотненному графику, как сокращение времени обучения. Реальная выгода в том, что вы сможете насладиться богатством полученного опыта. Когда вы берете пять предметов вместо четырех, вы получаете больше знаний, большего достигаете и приобретаете больше друзей. Кроме того, каждый работодатель заинтересуется студентом, окончившим колледж быстрее, чем его сверстники. Этот факт будет замечательно смотреться в вашем резюме.

4. Ставьте четкие цели для каждого изучаемого предмета.

Определите, что вы хотели бы получить от изучения каждого предмета. Есть ли у вас желание вообще изучать этот курс? Или вашей целью является лишь получить справку от преподавателя о его прохождении? Является ли этот предмет обязательным для вас, но совершенно вас не интересующим?

Определить мои цели, касательно каждого предмета можно было по тому, как часто я там появлялся, садился на первую парту или уходил в конец аудитории, насколько активно я участвовал в процессе обучения и какие отношения старался установить с преподавателем.

По одним предметам я хотел глубоко овладеть материалом. По другим – лишь как-нибудь сдать зачет. А по третьим — моей целью было получить рекомендательное письмо от преподавателя. Поскольку родным языком таких учителей был английский, то и письма эти были написаны грамотно и весьма позитивно.

Моя мама несколько десятков лет преподавала в колледже. Дома она рассказывала о студентах, которых едва знала, и которые просили написать им рекомендательные письма. Многим она отказывала только потому, что ей было ничего сказать о них (в том числе, положительного). С другой стороны, она была рада поддержать студентов, прилагающих к учебе серьезные усилия. Большинство учителей хотят помочь вам, но вы должны показать им свои сильные стороны. Даже если вы не получите высшего балла по данному предмету, вы тем не менее можете дать преподавателю достаточно материала для великолепного рекомендательного письма, если активно участвуете в процессе обучения и проявляете уважение к учителю.

Речь не идет о манипулировании мнением профессоров в своих целях. Суть в том, что качество рекомендательного письма зависит лишь от того, как педагог относится к вам. Не ставьте себя в унизительное положение, прося рекомендацию у преподавателя, который даже не помнит вас, или, еще хуже, который думает о вас плохо. Заранее подготовьте почву для успеха.

Один из моих профессоров, узнав о моем уплотненном расписании, проявил интерес — как я справляюсь с этим. Мы очень хорошо поговорили с ним о технике управления временем. У меня было несколько занятий по программированию у этого преподавателя, и я успешно с ними справился. Я понял, что он отличный учитель, и получал удовольствие, находясь на его лекциях. Когда пришло время просить рекомендательные письма, он написал наиболее яркую характеристику, которую только можно представить («лучший ученик, которого я когда-либо встречал, и т.д.»).

С другой стороны, у меня были и откровенно паршивые учителя. Часто я переставал посещать их лекции и обучался предмету по учебникам. Соответственно, я не просил их о помощи в будущем.

Иногда вы достигаете цели, иногда нет. Иногда вы можете потерпеть неудачу, даже приложив все усилия. Вы можете столкнуться с преподавателем, который несправедлив, ленив, окажется сексистом или расистом или просто некомпетентным. У моей жены был профессор-сексист, который принципиально не ставил девушкам высокие оценки, не- смотря на их знания. Он говорил что-то вроде: «Если ты парень, упорно трудись. Если ты девушка, зайди ко мне после уроков.» В конце концов против него были выдвинуты обвинения в сексуальных домогательствах, и он был уволен. Вам следует самому выбирать манеру поведения в каждой ситуации. В некоторых случаях – сражаться до конца, некоторые — лучше проигнорировать. Четкие представления о желаемой цели помогут вам каждый раз делать этот выбор.

5. Беспощадно отсортировывайте лишнее

Вам не нужно прилагать одинаковое количество усилий на каждый предмет. Прилагайте максимум усилий, изучая важные для вас дисциплины, но позволяйте себе немного расслабляться на занятиях, имеющих низкий приоритет для выбранной вами цели. Для меня это было хорошим способом сохранить энергию. Я не мог выкладываться на каждом уроке, иначе я бы «перегорел», и поэтому я инвестировал свою энергию в дисциплины, имеющее большую важность для меня.

В расписании каждого студента некоторые дисциплины важны, в то время как другие почти не имеют значения. На стандартной неделе я обычно пропускал 40% занятий только потому, что не нуждался в них. Присутствие на некоторых лекциях было обязательным, на других нет. Я мог просто взять конспект у товарища или изучить материал по учебнику. Если посещение данного занятия не было мне нужно (исходя из моих взглядов на значимость данной дисциплины), я обычно пропускал его. Таким образом я экономил кучу времени и не просиживал целыми днями в классе. Иногда я специально отлучался перекусить с приятелями, чтобы дать себе немного отдохнуть.

Я также сортировал занятия по индивидуальной значимости. Когда я чувствовал недостаточную значимость, бесполезность или излишнюю утомительность чего-либо и если пропуск этого занятия не оказывал негативного влияния на мою учебу в целом, я старался уклониться от этого. Однажды я получил нудное задание, от выполнения которого моя отметка зависела лишь на 10%. Я очень не хотел браться за это, к тому же я чувствовал, что работа займет гораздо больше времени, чем она того стоит. От выполнения этого задания зависело, получу я высший бал или высший бал с минусом. Я вежливо сказал профессору, что считаю это честной сделкой — получить оценку по предмету чуть ниже, а освободившееся время потратить на что-то другое. Он уже знал меня и понял мои доводы. Он поставил мне высший бал с минусом, и я был этому рад. Это был действительно справедливый компромисс. На самом деле, оглядываясь назад, я сожалею, что не делал подобные вещи чаще.

Иногда учителя задают домашние задания и прочие работы, которые не оправдывают затраченных на них усилий. Но учителя не несут ответственности за приобретенный вами в процессе обучения опыт, это целиком зависит от вас. Вам не кажется, что вы не должны выполнять все задания подряд только потому, что ваш учитель считает это хорошей идеей? Только вы можете адекватно судить о причинах, заставляющих вас делать что-либо. Главное, не забудьте рассмотреть последствия вашего решения.

Забирая время у работ с низким приоритетом, я получал возможность тратить это время на задачи, по ценности схожие с бриллиантами. Некоторые творческие задания многому научили меня. Обычно я ужасно ненавидел групповые проекты, но был среди них один проект, когда подобралась замечательная команда. Я получил от него огромное удовольствие и много полезного опыта.

Хорошая техника сортировки, которую я использовал, называлась Блоки времени (timeboxing) . Я жестко определял, сколько вре??ени я могу потратить на проект, и затем выполнял его максимально хорошо в отведенное на него время. Т.е., если мне надо было написать 10-страничное исследование по Европейской истории, я мог потратить на эту работу в общей сложности 8 часов. Я выделял из этих 8 часов время на выбор темы, планирование, работу с литературой, черновые наброски, написание основного варианта и его редактирование. Затем выполнял намеченную работу и при этом старался держаться плана-графика. Это оказалось великолепным способом избавить себя от перегрузки, вызванной задачами, того не стоящими.

Это было моим личным методом уравновешивания учебной нагрузки. Некоторые ваши задачи будут выводить вас из равновесия, в том смысле, что они будут требовать несоразмерно больших затрат усилий и времени, по сравнению с выгодой, которую вы получите при успешном их завершении. Иногда я решал, что усилия, затраченные на написание какой-либо работы, претендующей на высший балл, абсолютно неоправданны. Вероятно, я понимал, что смогу написать отличную работу за 20 часов, в то время как написание работы на балл ниже займет всего 10 часов. И если моя заинтересованность в данном предмете была не более 10%, я мог сознательно отказаться от высшего балла. В то время я часто прибегал к этому бессовестному способу и с удивлением наблюдал, что мои, претендующие лишь на «хороший» балл работы, тем не менее, удостаивались оценки «отлично».

6. Ежедневно вставайте с рассветом

Ранее я уже писал о преимуществах развития привычки вставать рано. Когда я учился в колледже, я не вставал в 5 утра, но я просыпался около 6-7. Я считал, что ранний ежедневный подъем помогает мне больше сделать, причем не только в утренние часы, но и за весь день в целом. Я начинал каждый день с 25-минутной пробежки, с последующим душем и завтраком. Эта простая последовательность утренних действий давала мне заряд бодрости на весь день.

Было бы неправдой сказать, что я вставал в такую рань по собственному желанию. Это было продиктовано необходимостью. В моем расписании было много утренних занятий, включая лекции, начинающиеся в 7:30 в течение одного семестра. Но мне нравилось их посещать, т.к. если бы у меня не было этих утренних лекций, я бы валялся в кровати гораздо дольше, чем требовалось. Даже если вам досаждают утренние занятия, вы, тем не менее, не можете не заметить, как увеличивается ваша продуктивность, когда в вашем расписании присутствуют ранние лекции.

7. Верните время, потраченное на занятия

Посмотрим правде в глаза. Не каждое занятие требует от вас предельной концентрации. Иногда учителя переходят с объяснения предмета на праздную болтовню. Иногда они повторяют то, что вы уже знаете. Какой процент классного времени требует от вас полного сосредоточенного внимания? Для некоторых предметов это 90%. Для других — это 20%. Если ваша учеба во время классного урока не отличается активностью, вы напрасно тратите время. Если урок действительно насыщенный, садитесь на первую парту и ловите каждое слово преподавателя. Но если занятие не заставляет вас напрягаться, сядьте подальше и сделайте домашнюю работу по другим дисциплинам, периодически поднимая голову, чтобы посмотреть, не стоит ли записать что-то стоящее. Всегда держите книгу открытой, т.к. если ваш профессор снова перейдет к воспоминаниям о бурной хипповской юности 60-х, у вас будет чем заняться.

Это было отличное лекарство от скуки. Когда монотонное бубнение профессора у всех вызывало сон, я мог спокойно работать над кодом новой программы. Я записывал программу на бумаге, а в перерывах между занятиями набирал ее на компьютере. Поэтому мне не приходилось тратить много времени в компьютерном классе, порой не более 10-15 минут, если моя программа запускалась с первого раза.

Вы будете удивлены, как много времени можно освободить, используя этот метод. У меня получалось выполнять в классе большую часть домашних заданий (но обычно не в том классе, где оно было задано). Если вы сейчас учитесь в школе, я призываю вас подумать, какое количество домашних уроков вы сможете выполнить в течение обычного школьного дня. Затем подсчитайте, сколько часов вы могли бы сохранить за неделю, используя этот метод. Это действительно стоящая вещь.

У вас не получится постоянно быть предельно сконцентрированным, поэтому делайте перерывы. Когда вам требуется перерыв, отдохните по-настоящему. Я медитировал или дремал на траве между уроками для восполнения сил. Я пользовался будильником на наручных часах, чтобы знать, когда пришло время подняться и вернуться в класс. Подобные перерывы очень хорошо восстанавливали силы, и я мог идти на следующее занятие и снова работать в полную силу. Я никогда не работал целый день не отрываясь. Мой рабочий график состоял из волн полной концентрации и полного расслабления, повторяющихся много раз в день.

8. Изучайте материал с первого раза

Один из самых больших поглотителей времени во время учебы – повторное изучение того, с чем вы плохо разобрались в первый раз. Когда студенты говорят, что они учатся, на самом деле большую часть времени они тратят на восполнение предыдущих прорех в изучении материала.

В производстве программного обеспечения хорошо известно, что ошибки должны быть исправлены как можно быстрее, после того как они обнаружены. Откладывание исправления ошибки до конца проекта может потребовать 50-кратных усилий по сравнению с ситуацией, когда ошибка исправлена сразу, как была замечена. Халтурное изучение того, что предположительно преподается вам день за днем — серьезная ошибка. Не пытайтесь разобраться в новом материале, не разобравшись в основах, т.к. возвращение назад и изучение «азов» предмета заново, потребует гораздо больших временных затрат в будущем.

Если вы не поняли что-то из изучаемого сегодня в классе материала, отнеситесь к этому как к серьезной ошибке, которую нужно исправить как можно скорее. Не откладывайте это. Не наваливайте кучу нового материала поверх непонятых основ. Если вы не поняли слово, отдельную мысль или полностью урок, отложите все и не переключайтесь на что-либо еще, пока полностью не разберетесь с этим материалом. Задайте вопрос в классе, попросите одноклассника объяснить вам, читайте и перечитывайте учебник и/или обратитесь к профессору в его рабочее время, но разберитесь в проблеме во что бы то ни стало.

Я, как правило, превосходно разбирался в математике, возможно потому, что моя мать преподавала математику в колледже, когда была беременна мной. Плюс к тому, мой отец был аэрокосмическим инженером, так что я однозначно получил необходимые гены для точных наук. Но было несколько тем, которые оказались для меня непонятными, когда я впервые с ними столкнулся: собственные значения (eigenvalues) и собственные вектора (eigenvectors). Я обладаю хорошим пространственным мышлением, достаточным для понимания сложных академических понятий, но я нашел данную абстрактную концепцию трудной для восприятия. Многие из моих одногруппников также нашли эти понятия запутанными. Я приложил дополнительные усилия, чтобы разобраться в этой концепции, и заработал высший балл по предмету, т.к. я рассматривал свое непонимание как ошибку, которую нужно устранить немедленно. Те студенты, которые позволили себе отложить непонятную тему «на потом», в дальнейшем все меньше и меньше понимали предмет, и даже зубрежка им не помогала. Как и ошибки в программе, непонятные темы множатся, если их запустить, поэтому разбираться с ними надо как можно быстрее. Если у вас нет четкого понимания чего-то, чему вас учат — это ошибка, которая должна быть немедленно исправлена. Не двигайтесь дальше, пока не сможете честно сказать себе: «Да, я разобрался с этим… что дал