ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ — раздел гигиены, изучающий взаимодействие развивающегося организма и факторов окружающей среды с целью разработки на этой основе гиг. нормативов, направленных на охрану и укрепление здоровья, благоприятное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков.
Предметами изучения Г. д. и п. являются: гигиена обучения и воспитания, гигиена труда работающих подростков, гигиена строительства школ и детских учреждений, гигиена физ. воспитания детей и подростков.
Задачей Г. д. и п. является гиг. оценка объема и содержания учебно-воспитательной работы в детских садах, школах и учебных заведениях системы проф.-техн. образования, определение дневной, недельной и годовой динамики функционального состояния организма учащихся в зависимости от объема учебной нагрузки и с учетом новых методов преподавания, активизации учебного процесса, программированного обучения, использования технических средств (кино, телевидение и т. д.) с целью разработки соответствующих гиг. рекомендаций.
Г. д. и п. призвана изучать и разрабатывать также гиг. нормативы трудовой и учебной деятельности подростков в возрасте от 14 до 18 лет, исследовать трудовые процессы и их влияние на организм подростков, разрабатывать принципы определения проф. пригодности подростков к различным видам труда, пути и методы оздоровления труда подростков, определять оптимальный для организма подростков режим труда, сна и отдыха, нормировать величину умственной и физ. нагрузки.
Круг вопросов школьной гигиены (так вначале называлась Г. д. и п.) наметился к концу 19 в. и включал проблемы сан. благоустройства школ, гигиены школьного режима и преподавания, состояния здоровья и физ. развития школьников. Однако отдельные представители мед. общественности — С. Ф. Хотовицкий, Н. А. Тольский, Н. П. Гундобин и др. — проявляли интерес к нек-рым гиг. проблемам школ и ранее. В трудах Ф. Ф. Эрисмана, А. П. Доброславина, Д. Н. Жбанкова рассматривалась проблема переутомления учащихся.
Большую роль в области отечественной школьной гигиены и школьно-санитарного надзора сыграли Д. Д. Бекарюков (1861—1934), А. В. Мольков и Н. А. Семашко.
Г. д. и п. в нашей стране оформилась в самостоятельный раздел гигиены только после Великой Октябрьской социалистической революции. В 1944 г. впервые был создан ин-т по проблемам школьной гигиены, который называется Ин-том физиологии детей и подростков АПН СССР.
С 1954 г. в связи с расширением круга изучаемых проблем школьная гигиена стала называться гигиеной детей и подростков.
Первыми советскими работами в области Г. д. и п. являются исследования физ. развития школьников различных национальностей, проведенные Ин-том социальной гигиены. Они положили начало изучению состояния здоровья детского населения в масштабе страны и являются исходными данными при дальнейшем учете его динамики на разных этапах социалистического строительства. Разработаны стандарты физ. развития детей и подростков почти для всей территории страны и основанные на них таблицы, по к-рым оценивается физ. развитие ребенка (см.Физическое развитие).
Эти исследования показали, что дети и подростки СССР по своим физ. показателям стоят значительно выше своих сверстников дореволюционного периода. Половое созревание и окостенение скелета наступают примерно на 2 года быстрее (см.Акцелерация).
Изучение состояния здоровья подрастающего поколения носит комплексный характер и включает изучение физ. развития , заболеваемости, иммунол, реактивности, работоспособности, а также экономических и социальных условий воспитания и обучения.
Г. д. и п. гиг. нормативы разрабатывает с учетом функциональных возможностей и степени зрелости растущего организма. Влияние факторов окружающей среды и трудовой деятельности изучается на основе физиол, реакций и изменений показателей состояния здоровья и работоспособности. Исследования проводятся в реальных условиях жизни и обучения детей. Получил распространение лабораторный эксперимент, в к-ром создается преимущественное воздействие изучаемого фактора. На основе данных исследований определяются наиболее оптимальные для организма детей и подростков режим труда и отдыха, нормируется величина умственной и физ. нагрузки с учетом анатомо-физиол, и психологических особенностей и возможностей организма ребенка в возрастном аспекте (см.Охрана здоровья детей и подростков).
Исследования по гиг. вопросам физ. воспитания детей и подростков проводятся в направлении использования естественных природных факторов в целях укрепления здоровья и закаливания детского организма, разработки нормативов физ. нагрузки в зависимости от пола, возраста, состояния здоровья, а также гиг. нормативов для детских спортивных сооружений и оборудования.
Г. д. и п. разрабатывает и обосновывает основные гиг. нормативы строительства, сан. благоустройства школ, детских учреждений и профтехучилищ для районов с различными климатическими условиями.
За годы Советской власти в нашей стране организованы кафедры Г. д. и п. в мединститутах, на которых ведется преподавание данной дисциплины, и отделы Г. д. и п. в научно-исследовательских институтах гиг. профиля. В 1959 г. в Москве был создан Ин-т гигиены детей и подростков как центр, осуществляющий и координирующий научные исследования в этой области в СССР.
Результаты научных исследований в области Г. д. и п. находят отражение в гиг. и педиатрических журналах, сборниках трудов Ин-та гигиены детей и подростков. С 1957 г. советские специалисты по данному разделу гигиены принимают активное участие в международных конгрессах, конференциях и симпозиумах. Ин-т гигиены детей и подростков является членом Международного союза по школьной и университетской гигиене, организованного в 1959 г.
Большое внимание Г. д. и п. уделяется и в других социалистических странах. Научные исследования проводятся в ЧССР [Янда (F. Janda), Кукура(Т. Kukura), Липкова(У. Lipkova) и др.], в НРБ (Б. Янев и др.), в ПНР [Серейский (I. Serejski), Здункевич (L. Zdunkiewicz), Копчинская (J. Kopczynska) и др.], ГДР [Шмидт-Кольмер (E. Schmidt-Kolmer), Маркуссон (H. Marcusson), Оккель (E. Ockel) и др.], в СФРЮ [Дробный (I. Drobny) и др.].
В капиталистических странах Г. д. и п. как самостоятельный раздел науки не развивается.
Библиография: Большакова М. Д. Гигиена детей и подростков, М., 1966, библиогр.; Вопросы школьной гигиены, под ред. М. В. Антроповой, М., 1967; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, М., 1972; Гигиена труда подростков в различных отраслях народного хозяйства, под ред. И. А. Арнольди, М., 1967; М о л ь к ов А. В. Учебник школьной гигиены, М., 1948; Руководство по гигиене детей и подростков, под ред., G. М. Громбаха, М., 1964, библиогр.
Г. Н. Сердюковская.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьба калькулятор