Гимнастика корригирующая — вид лечебной гимнастики; система специальных физических упражнений гимнастического характера, применяемых преимущественно у детей и подростков с целью устранения дефектов осанки и исправления искривлений позвоночника.

Гимнастика корригирующая предусматривает общее и локальное воздействие на организм и проводится большей частью в сочетании с ортопедическим лечением.

Упражнения Гимнастики корригирующей должны оказывать общеукрепляющее воздействие на организм; тренировать функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем; дифференцированно укреплять определенные мышечные группы, поддерживающие позвоночник; восстанавливать равновесие между кривизнами позвоночника и вырабатывать правильную осанку.

Гимнастика корригирующая (пунктир показывает выровненное положение плечевого пояса): 1—вытягивание левой руки вверх из исходного положения (и. п.) лежа на боку, руки вдоль туловища, под грудную клетку на стороне выпуклой части искривленного в грудном отделе позвоночника подкладывают валик (при искривлении позвоночника во фронтальной плоскости в грудном отделе выпуклостью вправо); 2 — разгибание туловища из и. п. свесившись с кушетки с приведенными к плечам руками и закрепленными ногами (для укрепления мышц спины); 3 — поднимание ног вверх из и. п. лежа на правом боку, под ноги подложен ватный валик (для избирательного укрепления косых мышц живота слева); 4— поднимание рук с гантелями из и. п. лежа на животе с разведенными в стороны руками (для укрепления мышц плечевого пояса); 5— вытяжение позвоночника со стремлением присесть на пятки из и. п. стоя на коленях, держась вытянутыми руками за рейку гимнастической стенки, туловище Горизонтально полу (при искривлении позвоночника); 6— вытягивание правой руки из и. п. лежа на животе с согнутыми в локтевых суставах руками (при искривлении позвоночника во фронтальной плоскости в грудном отделе, выпуклостью влево); 7— небольшой наклон туловища влево из и. п. лежа на животе, левая согнутая рука упирается в грудную клетку, кисть согнутой правой руки на голове (при искривлении позвоночника в грудном отделе выпуклостью влево); 8— балансирование с мячом на голове, помещенным на ватно-марлевое кольцо, из и. п. стоя, руки на поясе, ноги вместе (при нарушениях осанки); 9— поворот туловища вправо с заведением вытянутой левой руки из й. п. лежа на спине с разведенными ногами, левая рука отведена в сторону (при искривлении во фронтальной плоскости позвоночника в грудном отделе выпуклостью влево); 10— разгибание туловища в грудном отделе из и. п. лежа на животе с противоупором гимнастической палкой, расположенной на уровне лопаток (при кифозе грудного отдела позвоночника).

Основные виды физических упражнений Г. к.: 1) группа общеукрепляющих упражнений; 2) упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки и расширяющие ее (рис., 1); 3) упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины (рис., 2), живота (рис., 3), плечевого (рис., 4) и тазового поясов; 4) упражнения, вытягивающие позвоночник (рис., 5); 5) упражнения, непосредственно воздействующие на деформированный отдел позвоночника при сколиозе (рис., 6, 7, 9) и кифозе (рис., 10); 6) упражнения в балансировании (рис., 8) и на равновесие; 7) упражнения, вырабатывающие правильную осанку.

Особенностью общеукрепляющих упражнений является выполнение их преимущественно в положениях, «разгружающих» позвоночник. Постановка правильного дыхания, коррекция деформации грудной клетки и расширение ее достигаются в процессе выполнения группы дыхательных упражнений «статического» и «динамического» характера. Для улучшения экскурсии ребер на запавшей стороне грудной клетки часть подобных упражнений производится асимметрично (напр., лежа на боку на стороне выпуклости позвоночника). Среди упражнений, дифференцированно воздействующих на определенные мышечные группы, основными являются упражнения, укрепляющие мышцы, разгибающие туловище; мышцы, сближающие лопатки; мышцы брюшного пресса, ягодичные мышцы. В комплекс упражнений, вытягивающих позвоночник, включают упражнения на гимнастической стенке (преимущественно в «смешанном висе»), на наклонной плоскости, а также стоя на четвереньках. Меняя способ захвата руками рейки гимнастической стенки и положение ног, добиваются корригирующего воздействия на определенный участок позвоночника.

Непосредственную коррекцию деформированного отдела позвоночника обеспечивают: 1) упражнения по выгибанию туловища в направлении, противоположном деформации; 2) упражнения, приводящие к изменению положения плечевого и тазового поясов, и 3) упражнения, сопровождающиеся давлением руки инструктора или специального валика на выпуклую часть искривленного позвоночника. Упражнения в балансировании больные выполняют стоя на месте и в процессе ходьбы с мячом на голове, помещенным на ватную «баранку». Упражнения на равновесие производят стоя на месте и с продвижением по рейке гимнастической скамейки или бревну, усложняя их изменением исходного положения рук. С целью выработки правильной осанки используют упражнения стоя перед зеркалом (с усилением зрительного контроля за положением тела) и с периодическим «выключением» зрения (с закрытыми глазами), ориентируясь на мышечное чувство. Содержание этих упражнений может быть различным, напр, поднимание гимнастической палки в вытянутых руках из исходного положения стоя, палка на лопатках и др.

Методика

Большинство упражнений Г. к. выполняют в положениях, снижающих ортостатическую нагрузку на позвоночник (лежа, на четвереньках, в висе). Подбирать упражнения следует так, чтобы не вызвать перерастяжения мышечно-связочного аппарата позвоночника.

Упражнения должны быть строго локализованы на коррекции определенного отдела позвоночника и не вызывать усиления искривления других его участков. Все упражнения выполняют в медленном темпе с кратковременными паузами в конце движения. Занятия проводят в кабинете корригирующей гимнастики стационара или поликлиники и чередуют с выполнением разученного ребенком комплекса физических упражнений дома под контролем родителей. Упражнения должны выполняться в течение длительного срока (особенно тщательно на протяжении периода интенсивного роста ребенка), ежедневно или через день. Число больных в группе при дефектах осанки 10—12, при деформациях позвоночника 5—6. При проведении Г. к. используют гимнастическую стенку и скамейку, гимнастическую палку, жесткий и мягкий валики, мячи, гантели, эспандеры и другие снаряды и оборудование. Эффект, достигнутый Г. к., закрепляется укладкой больного после каждого занятия в корригирующее положение.

Методика применения Г. к. при искривлениях позвоночника характеризуется нек-рыми особенностями: комплекс взаимно дополняющих друг друга упражнений подбирается в строгом соответствии с характером и этиологией деформации (см.Кифоз,Лордоз,Сколиоз). Характер проведения занятий при сколиозе зависит также от его клинического течения: при компенсированной форме Г. к. проводят в амбулаторных условиях, групповым методом, в различных исходных положениях, а при прогрессирующей форме заболевания Г. к. сочетают с ношением специального корсета и проводят занятия преимущественно в стационарных условиях, индивидуально, в положении лежа.

Показаниями к применению Гимнастики корригирующей служат различные деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскостях и дефекты осанки (сутулость, крыловидные лопатки, усиление поясничного лордоза, «вялая осанка» и др.).

С целью оценки изменений в физическом развитии ребенка и эффективности Гимнастики корригирующей применяют ряд объективных методов исследования: рентгенографию,антропометрию (см.),сколиозометрию (см.), фотографирование больного, исследование с помощью отвеса, двух соединенных линеек, уровня,гониометрию (см.) и др.

См. такжеЛечебная физкультура.

Библиография: Каптелин А. Ф. Восстановительное лечение (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата, М., 1969; Лечебная физическая культура, под ред. В. Е. Васильевой, М., 1970; Лечебная физическая культура в детской ортопедической клинике, под ред. А. Б. Гандельсмана, Л., 1962, библиогр.; Машков В. Н. Активная коррекция деформаций позвоночника и плоскостопия у детей и подростков, М., 1949, библиогр.; Подъяпольская А. А. и Уварова А. В., Опыт лечения и профилактика деформаций позвоночника у детей, М., 1960; Рейзман А. М. и Багров Ф. И. Лечебная гимнастика и массаж при сколиозах, М., 1963, библиогр.; Рубцова А. Д. Лечебная физкультура при расстройствах осанки и сколиозах у школьников, М., 1955.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиепредназначение матрица судьбы