ГОСПИТАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ — высшие медицинские учебные заведения России в 18 в., готовившие врачей гл. обр. для армии и флота.

Первая попытка подготовки отечественных врачей относится к 17 в., когда в 1654 г. приАптекарском приказе (см.) была организована лекарская школа, просуществовавшая недолго и подготовившая лишь несколько десятков лекарей.

Экономическое и политическое развитие России в 18 в., создание регулярной армии и военно-морского флота потребовали создания организованной мед. службы и увеличения числа врачей.

Эта проблема была решена путем создания мед. школ при крупных, так наз. генеральных военных госпиталях.

Первая Г. ш. была основана по инициативе Петра I в 1707 г. при Московском сухопутном госпитале. Организатором и руководителем ее был доктор Г. Бидлоо, воспитанник Лейденского ун-та, ученик Г. Бурхаве, приглашенный в Россию Петром I.

В 1733 г. были открыты еще три Г. ш.: в Петербурге при сухопутном и адмиралтейском госпиталях и в Кронштадте при адмиралтейском госпитале. В 1758 г. штаб-лекарем Н. Г. Ножевщиковым по поручению Медицинской канцелярии создается Г. ш. при Колывано-Воскресенском горно-заводском госпитале в Барнауле; в 1788 г. Г. А. Потемкиным для обеспечения врачами действующей армии (в войне с Турцией), а также Черноморского флота была образована Г. ш. при Елизаветград-ском военном госпитале. Она находилась в подчинении доктора Херсонской дивизии, входившей в группу войск А. В. Суворова. Среди первого набора учащихся находился Е. О. Мухин.

Петербургские и Кронштадтская Г. ш. вначале укомплектовывались учениками преимущественно из числа проживавших там немцев, но затем Медицинской канцелярией были приняты меры по набору в Г. ш. коренных уроженцев России, гл. обр. из детей низшего духовенства, украинских казаков, солдат, придворных служителей низшего ранга и др.

От поступавших в Г. ш. требовалось знание латинского языка, на к-ром велось вначале преподавание, поэтому большая часть учеников Г. ш. набиралась из лиц, получивших предварительное образование в Московской славяно-греко-латинской академии или духовных семинариях.

Система обучения в Г. ш. постепенно совершенствовалась. «Генеральным регламентом о госпиталях» (1735) было определено ведение преподавания в школах всеми чинами госпиталя: доктор читал лекции по внутренним болезням, проводил обходы больных и врачебные конференции, а также осуществлял общее руководство обучением; главный лекарь преподавал «хирургические и наружные болезни», проводил в присутствии учеников операции и перевязки; лекари руководили клин, практикой учеников; оператор вел занятия по анатомии и оперативной хирургии на трупах; кроме того, в Г. ш. преподавалось рисование «для лучшего утверждения в анатомии» и латинский язык. С 1753 г. в Г. ш. были введены палаты на 6 коек, в которые помещались больные, специально отобранные для целей обучения.

В 1754 г. П. 3. Кондоиди был разработан и утвержден новый учебный план, по к-рому на 1-м и 2-м годах обучения в Г. ш. изучались анатомия (с элементами гистологии), фармация и рисование; на 3-м году к этим предметам прибавлялась физиология; на 4-м изучались физиология и патология (включая патологическую анатомию); на 5-м и 6-м— физиология, патология, оперативная хирургия и проводилась медикохирургическая практика. На 7-м учащиеся проходили клин, практику в госпитале и изучали в аптеке приготовление лекарств. Ученики в Г. ш. изучали также судебную медицину, а с 1763 г. акушерство, женские и детские болезни.

Учащиеся Г. ш. вели записи наблюдений у постели больных. При каждой школе имелся анатомический театр с музеем,аптекарский огород (см.) для изучения лекарственных растений, учебная аптека и библиотека. Для проверки знаний учащихся проводились экзамены как в течение курса, так и при выпуске из школы. Требовалось показать не только достаточную теоретическую подготовку, но и усвоение практических навыков (демонстрация анатомических препаратов и хирургических инструментов, накладывание повязок на фантомах и больных, производство операций на трупах, прописывание рецептов, приготовление лекарств). После 2—3 лет обучения ученикам, успешно выдержавшим экзамены, присваивалось звание подлекаря, а по окончании курса обучения — лекаря.

В 1786 г. Г. ш. были отделены от госпиталей и преобразованы вмедико-хирургические училища (см.).

На подготовку врачей в Г. ш. оказали влияние высокий уровень естественнонаучных знаний в России того времени, организация Академии наук (1725), деятельность М. В. Ломоносова и ряда выдающихся ученых, группировавшихся около него.

За время своего существования Г. ш. подготовили более 1000 врачей, многие из которых стали впоследствии видными деятелями отечественной науки: С. С. Андреевский, Г. И. Базилевич, А. Г. Бахерахт, П. А. Загорский, Н. К. Карпинский, Е. О. Мухин, П. И. Погорецкий, Д. С. Самойлович, Я. О. Саполович, Г. Ф. Соболевский, М. М. Тереховский, М. И. Шейн, А. М. Шумлянский и многие другие.

Библиография: История Московского военного госпиталя в связи с историей медицины в России к 200-летнему его юбилею 1707— 1907, сост. А. Н. Алелеков и Н. И. Якимов, М., 1907, библиогр.; П а л к и н Б. Н. Русские госпитальные школы 18 века и их воспитанники, М., 1959, библиогр.; Ч и с-т о в и ч Я. А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы уроки