ГОСПИТАЛЬНЫЕ СУДА — специально построенные, переоборудованные или приспособленные морские и речные суда, предназначенные для оказания медпомощи раненым и больным, для их лечения и эвакуации, укомплектованные медперсоналом, необходимым оборудованием и оснащением.

Первые упоминания о Г. с. относятся к античной эпохе. Более определенные указания о судах мед. назначения содержались в материалах об испанской «Непобедимой Армаде» (16 в.), где упоминается о «85 медиках и хирургах для госпитальных судов». В течение 18 в. суда мед. назначения появились во всех крупных флотах и служили для эвакуации больных и раненых во время колониальных экспедиций и морских войн. Первым судном, полностью отвечающим требованиям медицины своего времени, считается англ. парусник «Belle Isle» (1856), предназначенный для обслуживания эскадры в войне Англии с Китаем.

Широкое применение судов для эвакуации и лечения больных и раненых имело место во время гражданской войны в Северной Америке (1861—1865), когда только федеративная армия для этих целей имела ок. 25 крупных речных и морских судов. В русско-японскую войну (1904—1905) в составе японского флота было 5 госпитальных судов и большое количество временно приспособленных судов для перевозки больных и раненых. Разбросанность морских театров военных действий в первую мировую войну потребовала от воюющих морских держав, в особенности от Англии, оборудования большого количества судов мед. назначения самых различных размеров и типов. Англия имела свыше 100 судов, Франция— 16, Германия— 17, Италия — 7—8.

Во вторую мировую войну Г. с. сыграли свою роль наряду с использованием войсковых транспортов при эвакуации франко-бельгийских раненых из Дюнкерка в 1940 г., амер. раненых с Филиппинских о-вов в начале 1942 г. и при других операциях.

В России первое госпитальное судно «Св. Николай» появилось в 1715 г. В Письме Петра I от 13 октября 1716 г. к вице-адмиралу К. И. Крюйсу говорится о переоборудовании корабля «Страфорд» для перевозки раненых и больных. В 1732 г. в со- ‘ ставе флота значилось Г. с. «Перл», а в период русско-шведской войны (1741—1743)— «Новая Надежда» и «Рига». Во время русско-турецкой войны (1768—1774) в состав эскадры Г. А. Спиридова входили три Г. с. В 19 в. во время крымской войны (1853—1856) некоторые линейные корабли («Мария», «Ростислав» и др.) и фрегаты («Кагул», «Мидия») выполняли роль плавучих госпиталей в Севастополе. В период русско-японской войны в блокированном Порт-Артуре были переоборудованы в Г. с. три парохода («Ангара», «Казань» и «Монголия»). В составе 2-й Тихоокеанской эскадры имелось 2 Г. с. — «Орел» и «Кострома». В первую мировую войну Россия имела 16 Г. с.

Большую роль Г. с. сыграли в мед. обеспечении десантных операций, а также боевых действий в приморских городах в период Великой Отечественной войны. С началом войны потребовалось эвакуировать большое количество раненых из г. Таллина. Наряду с военными транспортами в эвакуации раненых приняло участие Г. с. «Андрей Жданов». В период обороны г. Одессы эвакуация раненых осуществлялась в г. Севастополь и на Кавказ на пароходах «Чехов», «Котовский», «Молдавия», которые были переоборудованы для перевозки раненых. В ходе боев к эвакуации подключились теплоходы «Крым», «Грузия», «Украина» и «Армения». Так, напр., «Армения» 5. 8. 1941 г. в Одессе приняла 1152 раненых и больных. С 1.7.1941 г. по 16.10.1941 г. всеми средствами из г. Одессы было вывезено ок. 50 тыс. раненых и больных. Во время обороны г. Севастополя был создан отряд сан. транспортов, в который вошли «Абхазия», «Котовский», плав, база «Белосток», а также сан. транспорт «Львов». Всего из г. Севастополя было эвакуировано св. 60 тыс. больных и раненых. В частности, санитарный транспорт «Львов» выполнил 125 рейсов и перевез 12 тыс. больных и раненых. В период обороны Сталинграда эвакуация раненых из города широко осуществлялась в ночное время на приспособленных судах в госпитали, расположенные на левом берегу р. Волги. В частности, в течение всей операции из 64-й армии эвакуация проводилась на приспособленном пароходе «Генерал Панфилов». Г. с. сыграли свою роль и в ряде других операций Великой Отечественной войны.

Преимущества Г. с. специальной постройки очевидны. Однако строить их в мирное время в количествах, необходимых в период войны, нецелесообразно. Поэтому переоборудование в военное время пассажирских и других судов под Г. с. остается основным способом удовлетворения потребности в них. В этих целях при проектировании и строительстве ряда морских и речных судов предусматривают возможность переоборудования их под Г. с.

Г. с. используются для обеспечения корабельных сил, действующих на значительном удалении от своих военно-морских баз, при плавучем базировании сил флота, а также при базировании на необорудованных участках побережья. Кроме того, на Г. с. могут размещаться подвижные запасы мед. имущества. Имеется опыт совмещения функций госпитального и спасательного судна (напр., для обеспечения конвоев). На Г. с. предусматривается развертывание следующих функциональных подразделений: операционной, перевязочной, рентгеновского кабинета, лаборатории, противошоковой палаты, а также палат для размещения раненых и больных. Предпочтение отдается многоместным палатам, в которых облегчается уход за ранеными и больными. Специализация лечебнодиагностических отделений, их емкость зависят от конкретных условий.

При решении вопроса о расположении отдельных помещений мед. назначения и палат для раненых и больных необходимо учитывать возможное воздействие качки при переходе морем, а также условия транспортировки раненых и больных по судну. Операционные, перевязочные размещают обычно в средней части судна по возможности немного выше ватерлинии, где воздействие качки менее выражено. Там же рекомендуется размещать и тяжелораненых. Расположение помещений определяется с учетом схемы движения раненых и больных при приеме на судно и удобств организации помощи и ухода за ними в период пребывания на судне.

Комплектование Г. с. медперсоналом производится с расчетом оказания установленного объема медпомощи, а также лечения раненых и больных.

Командиром Г. с. является строевой офицер, отвечающий за все, что связано с кораблевождением. Главный врач Г. с. несет ответственность за подготовку судна к приему раненых и больных, прием и размещение их, за оказание медпомощи в установленном объеме и уход в период пребывания на судне. Ему подчиняется весь медперсонал.

Погрузка раненых и больных на Г. с. с берега производится, как правило, по обычным сходням. Для приема их в море используют специальные приспособления.

При наличии на судне специальной площадки передача раненых с кораблей и с берега может осуществляться с использованием вертолетов. Сортировка раненых в момент приема производится либо на причале, либо непосредственно на борту судна. Для обозначения результатов сортировки используются специальные талоны— так наз. плацкарты с указанием помещений, в которые направляют раненых.

Г. с. должны иметь индивидуальные и коллективные спасательные средства соответственно числу принимаемых на борт раненых и больных.

По статуту женевских конвенций 1949 года, ратифицированных Советским Союзом, Г. с. должны быть окрашены в белый цвет, иметь по борту зеленую или красную полосу и нести отличительные огни и знаки Красного Креста. Этими конвенциями предусматривается неприкосновенность Г. с. во время войны. Однако они не гарантируют полной безопасности; так, напр., в ходе второй мировой войны неприкосновенность Г. с. неоднократно нарушалась гитлеровской Германией и другими агрессивными государствами.

См. такжеВодный санитарный транспорт.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеключи матрицы судьбы