ГУМАНИЗМ (лат. humanus человечный, человеческий) — исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, характеризующаяся защитой ее достоинства и свободы развития, защитой человечности общественных отношений, считающая благо человека основным критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства и справедливости — нормой отношений между людьми. Высшая форма гуманизма— социалистический гуманизм, марксистский, пролетарский, составляющий основу научного мировоззрения рабочего класса и его революционной практики.
Гуманистические идеи являются одним из важнейших принципов развития международного сотрудничества в области здравоохранения, примером чего служит деятельность ВОЗ, Международного общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Гуманистические идеалы несовместимы с политикойрасизма (см.), геноцида, фашизма с пропагандой войны.
Социальной основой возникновения гуманистических идей была классовая борьба против различных форм эксплуатации человека человеком. Однако, несмотря на длительную предысторию, мечты о счастье, справедливости и человеколюбии впервые оформились в систему взглядов в эпоху Возрождения. Многие мыслители [Леонардо да Винчи, Рабле (F. Rabelais, 1495—1533), Бруно (G. Bruno, 1548—1600), Ф. Бэкон и др.] внесли свой вклад в развитие гуманистических идей. Гуманизм выступил в это время как широкое течение общественной мысли, охватившее философию, филологию, литературу, искусство. Формируясь в борьбе с феодальной идеологией, религиозной догматикой, духовной диктатурой церкви, гуманизм противопоставил богословским схоластическим знаниям знания светские, религиозному аскетизму — наслаждение жизнью, уничижению человека — идеал свободного всестороннего развития личности. Дальнейшее развитие гуманистических идей связано с прогрессивной общественной мыслью периода буржуазных революций. Идеологи идущей к власти буржуазии, базируясь на абстрактном понимании человека, пытались найти социальные формы сочетания блага личности и общественных интересов, сформулировать принципы «гуманизма вообще», «человечности вообще», свободы личности «вообще» и потому в центр внимания ставили внеисторически определенную отдельную личность, считая всех людей равными и свободными «по природе». Противоречивость внеисторического подхода к анализу личностно-общественных отношений и проблеме общественного устройства представителей буржуазного, «абстрактного гуманизма» отчетливо обнаружилась с утверждением капитализма — строя, при к-ром человек в прямую противоположность гуманистическим идеалам превращается лишь в средство производства капитала > строя, при к-ром личность уродуется и развивается односторонне. Проблема гармонии личности и общественных интересов оказалась неразрешимой для абстрактного гуманизма, постулировавшего в качестве материальной основы воплощения гуманистических идеалов частную собственность, а в качестве нравственной основы — индивидуализм. На невозможность утверждения гуманистических идеалов в классовом обществе, построенном на основе частной собственности, указывали еще социалисты-утописты, однако тот же абстрактный, внеисторический подход к природе человека не позволил им найти реальные пути к воплощению в жизнь гуманистических идей утопического социализма.
Новый этап в развитии гуманистических идей связан с возникновением и распространением марксизма, который отверг внеисторическую, абстрактную трактовку природы человека, показав, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений, а не биол, неизменная «родовая сущность» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 3, с. 3). Марксистский, социалистический гуманизм, отказавшись от надклассового подхода, определил конкретные пути достижения гуманистических идеалов. Связав эти идеалы с научной теорией развития общества, марксизм показал, что «абстрактный гуманизм», лишенный классового содержания, является иллюзией, маскирующей антагонистические противоречия между трудящимися и эксплуататорами. Практическое решение противоречий между личностью и обществом, свободное развитие личности возможно лишь как следствие ликвидации частной собственности и эксплуатации человека человеком, а поэтому необходимой предпосылкой проведения в жизнь гуманистических идеалов является социалистическая революция и построение коммунистического общества. Поэтому К. Маркс и назвал коммунизм реальным, «практическим гуманизмом» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений, 1956, с. 637). Дальнейшее марксистское развитие гуманистические идеи получили в трудах В. И. Ленина.
Реальное воплощение идей социалистического гуманизма осуществляется в ходе строительства коммунистического общества, проходящего под гуманистическим девизом: «Все во имя человека, для блага человека». Социалистический строй, его порядки, законы — все поставлена на службу человеку, во всем главным является забота о людях.
Ярким проявлением гуманистической деятельности Советского государства является здравоохранение, в системе к-рого забота социалистического государства об охране и постоянном укреплении здоровья населения получила конкретное воплощение.
Медицина — одна из наиболее гуманных сфер человеческой деятельности; поэтому сама врачебная профессиональная деятельность, направленная на предупреждение болезней, избавление человека от страданий или облегчение их, является прямым и непосредственным воплощением гуманистических идей. Врач не имеет права в несчастье больного видеть средство для достижения личных целей, не может быть выразителем эгоистических интересов лиц, страдающих заболеванием, к-рое он изучает, не может принимать решения, обрекающие людей на гибель. Только с позиций гуманизма можно подходить к проблемеэйтаназии (см.), нек-рым этическим аспектам реанимации и пересадки органов, генетической инженерии, проблеме экспериментов на людях, вт. ч. испытания новых лекарственных средств. Даже в случае безнадежного состояния или психического расстройства неприемлем и неоправдан эксперимент, если он прямо не направлен на облегчение страданий больного, ибо антигуманно ставить на первое место науку и «общественное благо» в ущерб интересам больного и обязательствам медработника по отношению к нему.
Однако мед. практика в условиях капитализма порождает одно из основных противоречий буржуазного здравоохранения: избавление человека от страданий или облегчение их, с одной стороны, и получение прибылей от болезней людей, с другой. Из истории медицины известно, что даже в этих условиях было немало примеров подлинно гуманной и бескорыстной врачебной деятельности (Ф. П. Гааз, А. Швейцер ж др.). В то же время не просто сочувственное отношение к больному, характерное и для носителей идей «абстрактного гуманизма», а борьба за решение проблемы здравоохранения на подлинно гуманистической основе вследствие улучшения социальных условий является высшим проявлением врачебной гуманности.
Принципы создания гуманистической медицины, основанной не только на личной самоотверженности и бескорыстии, возведенные в ранг государственной политики, изложены в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении», где указывается, что охрана здоровья населения — обязанность всех государственных органов, учреждений, предприятий, общественных организаций, что в интересах охраны здоровья граждан к мед. и фарм, деятельности допускаются только лица, получившие специальную подготовку и знания в соответствующих высших и средних учебных заведениях СССР. И если во многих странах, как правило, отношения между медработником и больным — дело только совести врача (в лучшем случае врачебной корпорации), то в СССР государство взяло на себя функции обеспечения принципов гуманизма в системе мед. обслуживания населения.
В системе социалистического здравоохранения, основанной на принципах бесплатной и общедоступной государственной медпомощи всем слоям населения, в отличие от системы частной мед. практики, характерной для капиталистических стран, больной для врача не средство на пути к обогащению, а сама цель, объект его профессиональной и социальногуманистической деятельности.
Принципы гуманизма обязывают врача охранять интересы как отдельной личности, так и общества в целом. Согласно этим принципам врач обязан оказать помощь любому пострадавшему, сохраняя при этом врачебную тайну (см. Деонтология). В то же время, обязательно оказав помощь даже социально опасному больному (при наличии у последнего инфекционного или психического заболевания или в других случаях, предусмотренных советским законодательством), врач в СССР должен принять все меры по предотвращению нежелательных для общества или его отдельных представителей последствий.
Объективной основой выражения гуманистических идеалов в сфере социалистического здравоохранения является гармоническое единство экономических, социально-политических и социально-гигиенических целей и задач, присущих социалистическому способу производства. Социально-экономический и научно-технический прогресс в условиях социализма подчинен высшей и гуманнейшей цели —- созданию оптимальных условий для всестороннего развития человека, укрепления его физического и психического здоровья.
Отсюда вытекает недопустимость абсолютизации и фетишизации экономического аспекта здравоохранения. Здоровье и благополучие человека в условиях социализма стоят выше и вне всяких экономических критериев, и забота о здоровье населения — одна из особенностей, характеризующих гуманистическую направленность социально-экономического строя нашего общества. Поэтому, хотя охрана здоровья в обществе по своей сути имеет гуманистическую направленность, оптимально гуманистические идеалы проявляются в системе социалистического здравоохранения.
См. такжеДеонтология медицинская,Этика врачебная.
Библиография: Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений, М., 1956; они ж е, Сочинения, 2-е изд., т. 23, гл. 12* 13, 24, М., 1960, т. 25, ч. 2, гл. 48, 51, М., 1962; Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 22, с. 117, М., 1961; Дробницкий О. Г. Понятие морали, Историко-критический очерк, М., 1974; К e ш e л а в а В. В. Гуманизм действительный и мнимый, Проблемы гуманизма в борьбе идеологий, М., 1973, библиогр.; Петровский Б. В. Здоровье народа — важнейшее достояние социалистического общества, М., 1971; о н же, Успехи советского здравоохранения за годы девятой пятилетки, М., 1976; П о п о в С. И. Социализм и гуманизм, М., 1974.
В. А. Пономарчук, Г. И. Царегородцев.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы регистрация