ИБН-СИНА,Абу Али Хусейн ибн Абдаллах [латинизированноеАвиценна (Avicenna), 980—1037] — врач, философ, естествоиспытатель и поэт.
ИБН-СИНА
Родился в селении Афшана (близ Бухары), по происхождению согдиец. Детство и юность провел в Бухаре, где под руководством опытных учителей изучал богословие, философию, математику, медицину и начал научную и врачебную деятельность. Слава о нем как о враче быстро росла, и он был приглашен к заболевшему эмиру Нух ибн-Мансуру, за успешное излечение к-рого Ибн-Сине было разрешено пользоваться богатейшим книгохранилищем эмира. Здесь он занимался поэзией, философией, математикой, геологией, астрономией, естествознанием и особенно медициной. В 1002 г. Ибн-Сина переехал в столицу Хорезма — Гургендж (ныне Ургенч), где в течение 5 лет жил при дворе шаха Мамуна и занимался науками; с 1007 г. он жил в Хорасане; с 1012 г.— в Исфахане и Хамадане, где был придворным врачом и везирем (министром) у правителя Хамадана. Умер и похоронен Ибн-Сина в Хамадане. На его могиле был воздвигнут мавзолей, вместо к-рого в 1954 г. построен новый монументальный мавзолей, а в городе сооружен памятник. Во время постройки нового мавзолея была вскрыта гробница Ибн-Сины и акад. Иранской академии наук Саиду Нефеси удалось заснять в различных ракурсах череп Ибн-Сины. В. H. Терновский описал морфол, особенности строения черепа Ибн-Сины, а М. М. Герасимов сделал графическую реконструкцию портрета Ибн-Сины (см. портрет). Это единственный портрет Ибн-Сины, основанный на его подлинном субстрате, в отличие от всей остальной многочисленной недостоверной иконографии.
Основной мед. труд Ибн-Сины —Канон врачебной науки (см.), над к-рым он работал многие годы. «Канон» является фундаментальной энциклопедией мед. знаний эпохи Восточного средневековья. В этом труде изложены теория медицины (анатомия, физиология, общая этиология, симптоматология), учение о лекарственных веществах, частная патология и терапия. В нем последовательно проводится мысль о предохранении организма от заболеваний, о роли физ. упражнений в укреплении здоровья; излагаются вопросы возрастной гигиены и диететики, гигиены жилища и питания, в частности о питьевой воде; описаны операция камнесечения, лечение ран и травм, кровопускание (показания и противопоказания, выбор вен). Раны Ибн-Сина рекомендовал обрабатывать вином. Известные греческим, индийским и другим врачам древности лекарственные средства он дополнил новыми, в частности минеральными, применял ртуть (путем втираний) для лечения сифилиса.
При обследовании больных Ибн-Сина рекомендовал выслушивать грудь ухом, выстукивать живот, различал звук «бурдючный» (тупой) и «барабанный» (тимпанический), почти на тысячу лет предвосхитив методы аускультации Р. Лаэннека и перкуссии Л. Ауэнбруггера.
Первый рукописный перевод «Канона» на латинский язык датируется 12 в.; его первое печатное издание вышло в 1473 г. в Милане. Всего «Канон» переиздавался 35 раз и во всех ун-тах Европы до второй половины 17 в. включительно был наравне с трудами К. Галена основным руководством, по к-рому велось преподавание медицины.
Философские взгляды Ибн-Сины противоречивы. В них сочетались материалистические суждения и теолого-идеалистические положения: он отдавал дань мистике, допускал заклинания и учил, что мир материален и вечен, в нем действуют законы непреложной необходимости; утверждал, что нет абстрактной телесной формы вне материи, а природа развивается по принципу самодвижения во времени и пространстве; рассматривал душевные болезни как результат различных расстройств в теле больного, наряду с воздействием души на тело признавал влияние тела на душу, считал, что душевные силы, управляющие телом, локализованы в мозге и зависят от него; мозг разделял на доли и связывал их с определенными функциями в теле.
Философия Ибн-Сины сыграла большую роль в борьбе против религиозно-мистической философии ислама, получила признание благодаря многочисленным лат. переводам трудов Ибн-Сины и оказала большое влияние на дальнейшее развитие науки как на Востоке, так и на Западе.
Ибн-Сина был талантливым популяризатором науки, мастером поэтического слога. До нас дошли некоторые его четверостишия (рубаи).
Сочинения: Жизнеописание Абу Али Ибн Сины, записанное Абу-Убайдом Ал-Дшузджани, Литерат. Таджикистан, №5, с. 131,1953; Даниш-намэ (Книга знания), Сталинабад, 1957; Канон врачебной науки, пер. с арабск., т. 1—6, Ташкент, 1954 —1960.
Библиография: Материалы научной сессии АН УзССР, посвященной 1000-летнему юбилею Ибн Сины, Ташкент, 1953; Петров Б. Д. Ибн Сина, Ташкент, 1976; Портрет Ибн Сины, Ташкент, 1956; P е-шетников С. А. Яды и противоядия в «Каноне врачебной науки» Ибн Сины, Фарм, и токсикол., т. 25, № 4, с. 499, 1962; Терновский В.Н. Ибн Сина (Авиценна), М., 1969.
В. Н. Терновский.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание17 матрица судьбы