ЛАБОРАТОРИЯ АВИАЦИОННОЙ МЕДИЦИНЫ (ЛАМ) — специализированное медицинское учреждение, предназначенное для проведения исследований и испытательных работ по авиационной медицине. ЛАМ в зависимости от назначения (научно-исследовательские , научно-практические, испытательные, экспертные) имеют различную штатно-организационную структуру и разный объем задач.

Организация первых ЛАМ непосредственно связана с зарождением и развитием авиации. Практика первых полетов на самолетах показала, что выполнение полета — это сложный и новый для человека вид деятельности и что факторы полета могут неблагоприятно влиять на его работоспособность и здоровье. Все это поставило перед медициной ряд новых вопросов, решать которые можно было только путем непосредственного изучения организма человека в условиях полета. При этом, помимо известных клин., физиол., гиг., психол, и других методов исследования, стали разрабатываться специальные методы изучения влияния определенных факторов полета на организм (см.Высота,Декомпрессионная болезнь,Перепад давления,Ускорение,Шум и др.). Необходимо было разрабатывать также мероприятия по снижению или предупреждению неблагоприятного воздействия факторов полета. ЛАМ явились первыми мед. учреждениями для исследования проблем, возникших перед новой отраслью мед. науки —авиационной медициной (см.). Хотя экспериментальные работы по отдельным вопросам авиационной медицины начали проводиться в период первой мировой войны, организация первых ЛАМ относится к 20-м гг. 20 в. Первой ЛАМ в СССР фактически была Центральная научно-исследовательская психофизиологическая лаборатория ВВС РККА, основанная в г. Москве в 1924 г. Одновременно в различных военных округах существовали психофизиол, лаборатории, занимавшиеся изучением летного труда и непосредственным отбором кандидатов в летные училища.

В 1932 г. была создана Центральная психофизиологическая лаборатория по изучению летного труда Гражданского воздушного флота, переименованная в 1933 г. в Центральную лабораторию авиационной медицины ГВФ. К моменту развертывания этой лаборатории уже существовало несколько лабораторий при летных школах ГВФ, организованных по типу психофизиол. лабораторий ВВС, занимавшихся гл. обр. вопросами психофизиол, отбора летного состава. С организацией в 1935 г. Авиационного научно-исследовательского санитарного ин-та (с 1936 г. Ин-т авиационной медицины имени И. П. Павлова) заканчивается период становления советской авиационной медицины как комплекса научных дисциплин, решающих проблемы мед. обеспечения летной деятельности.

В то же время ЛАМ, являясь опорными базами Института авиационной медицины, в своей работе опирались на кабинеты авиационной медицины и психофизиологической лаборатории, представляющие собой как бы первичную исследовательскую ячейку по авиационной медицине в войсковом звене. На них возлагалось не только изучение отдельных вопросов авиационной медицины, но и внедрение ее достижений в практику авиации, осуществление методического руководства работой авиационных врачей, а также работой кабинетов авиационной медицины и психофизиологических лабораторий в летных школах и авиационных училищах.

Во время Великой Отечественной войны при кафедре нормальной физиологии Военно-медицинской академии имени С. М. Кирова была создана ЛАМ, фактически заменившая Институт авиационной медицины имени И. П. Павлова. В лаборатории проводились исследования, направленные на разработку средств спасения летчиков в аварийной обстановке и на изучение влияния перепадов барометрического давления на организм человека. В послевоенные годы в связи с развитием гражданской авиационной техники и усложнением решаемых авиацией задач значительно повысилась роль ЛАМ в разработке вопросов мед. обеспечения безопасности полетов. Большое место в их работе заняли вопросы изучения особенностей переучивания летного состава на новые типы самолетов, проблемы психофизиологического отбора, разработка методов и средств, повышающих устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов полета, и разработка мед. требований к защитному снаряжению (см.Высотное снаряжение) и средствам спасения (см.Катапультирование). Рост пассажирских перевозок самолетами гражданской авиации сделал необходимым изучение влияния факторов полета на лиц, страдающих различными заболеваниями, и особенностей обслуживания таких пассажиров в полете. Особое место заняли исследования по изучению работоспособности экипажей самолетов при выполнении трансконтинентальных полетов с пересечением многих часовых поясов и нарушением привычныхбиологических ритмов (см.).

ЛАМ, имеющие в своих штатах врачей различных специальностей, активно участвуют во врачебной экспертизе при очередных и внеочередных освидетельствованиях летного состава. ЛАМ Министерства гражданской авиации наряду с разработкой научно-практических вопросов в области авиационной физиологии, гигиены и психологии одновременно выполняют функции врачебнолетных экспертных комиссий и врачебно-консультативных центров по всем вопросам мед. обеспечения безопасности полетов.

За рубежом ЛАМ создаются при всех авиационных центрах, проводящих научно-исследовательские испытательные работы. Наиболее крупная из таких лабораторий в США в Райт-Паттерсоне (штат Огайо). Из других ЛАМ ВВС США следует отметить Научно-исследовательскую лабораторию арктической авиационной медицины (Фербенкс, штат Аляска), ЛАМ и школу авиационной медицины на авиабазе Брукс (штат Техас). Арктическая ЛАМ проводит исследования по изучению человеческих возможностей в условиях Арктики, разработке требований к одежде, личному снаряжению, методам работы и программам тренировок авиационных специалистов для работы на Крайнем Севере. В 1957 г. во Франции основана ЛАМ при Летно-испытательном центре. Задачами этой ЛАМ являются разработка средств индивидуальной защиты летчиков, а также проведение мед. исследований, необходимых для обоснования требований к новой авиационной технике.

По мере развития авиации и авиационной промышленности происходит дальнейшая специализация авиамедицинских учреждений применительно к конкретным задачам. Наиболее крупные самолетостроительные фирмы капиталистических стран имеют в своем составе лаборатории физиологических, инженернопсихологических и других исследований, обеспечивающие решение проблем повышения эффективности работы летного состава.

Библиография: Армстронг Г. Авиационная медицина, пер. с англ., М., 1954, библиогр.; Исаков П. К. и др. Теория и практика авиационной медицины, М., 1975, библиогр.; Сергеев А. А. Очерки по истории авиационной медицины, М.— Л., 1962, библиогр.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиевычислить матрицу судьбы