ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ как дисциплина — клиническая дисциплина, изучающая этиологию, патогенез, течение, принципы, методы лечения и профилактики инфекционных болезней. И. б. тесно связаны с внутренними болезнями (ем.) и другими клин, дисциплинами, сэпидемиологией (см.),микробиологией (см.),вирусологией (см.),иммунологией (см.),биохимией (см.),молекулярной биологией (см.),патологической физиологией (см.),патологической анатомией (см.),фармакологией (см.) и др.
До Великой Октябрьской социалистической революции преподаванию И. б. уделялось недостаточное внимание. Вместе с тем задолго до открытия кафедр И. б. отдельные заразные болезни изучались в курсе терапии. Напр., в 1771 г. С. Г. Зыбелин во время эпидемии демонстрировал студентам больных чумой. Возглавляя кафедру частной патологии и терапии Московского ун-та, М. Я. Мудрое уделял большое внимание И. б. В его классификации болезней первый из восьми классов включал все лихорадочные болезни.
Выделение И. б. в качестве дисциплины было обусловлено успехами бактериологии, развитием учения о заразных болезнях, что предрешило создание самостоятельных кафедр И. б. Такая кафедра впервые была создана в 1894 г. в Военно-медицинской академии, возглавлял ее С. С. Боткин, а в последующем Н. Я. Чистович, Н. К. Розенберг, Н. И. Рагоза и др. С 1902 г. на мед. ф-те Московского ун-та были организованы приват-доцентские курсы по И. б., которые вел К. Ф. Флеров, а затем М. П. Киреев.
В мае 1924 г. по докладу С. И. Златогорова и К. Т. Глухова VIII Всероссийский съезд бактериологов, эпидемиологов и сан. врачей постановил создать кафедры И. б. с клиниками и лабораториями на всех мед. ф-тах и в ин-тах страны. Преподавание И. б. ведется на IV—VI курсах, а специализация и усовершенствование на курсах и ф-тах усовершенствования врачей.
В вузах, имеющих сан.- гиг. ф-ты, как правило, наряду о кафедрами И. б. имеются самостоятельные кафедры эпидемиологии; на леч. ф-тах преподавание курса эпидемиологии ведется кафедрами И. б.
Большое значение для совершенствования знаний по И. б. имели труды: «Курс клиники внутренних болезней» (1867 и 1868 гг.) и «Клинические лекции» (1885) С. П. Боткина; «Клинические лекции за 1884— 1885 гг.» А. А. Остроумова; «Семиотика и диагностика детских болезней» (1890) Н. Ф. Филатова; «Курс частной патологии и терапии внутренних болезней» (1922) Н. Я. Чистовича, а из переводных изданий «Учебник частной патологии и терапии внутренних болезней» (1883—1884) А. Штрюмпелля и «Инфекционные болезни» в двух томах (1914) Ф. Крауса и Т. Бругша. В советское время изданы «Инфекционные болезни с основами эпидемиологии» (1934)
Н. К. Розенберга, «Курс инфекционных заболеваний» (1932 и 1935 гг.) под ред. С. И. Златогорова и Д. Д. Плетнева, «Учебник инфекционных болезней» (1940) М. Г. Данилевича, «Курс острых инфекционных болезней» (1951) Г. А. Ивашенцова. В преподавании И. б. используются такие учебники, как «Инфекционные болезни» (1956) А. Ф. Билибина и К. В. Бунина, «Инфекционные болезни» (1962) А. Ф. Билибина, «Инфекционные болезни» под редакцией Е. П. Шуваловой (1976) и др. Издано также несколько руководств: «Руководство по инфекционным болезням» в двух томах под ред. А. Ф. Билибина и Г. П. Руднева (1962—1967), «Руководство по инфекционным болезням» под редакцией В. И. Покровского и К. М. Лобана (1977) и др.
И. б. как современная дисциплина характеризуется тем, что она обогатилась достижениями смежных дисциплин (терапии, кардиологии, биохимии, морфологии, вирусологии, иммунологии, фармакологии, эпидемиологии и др.), в т. ч. рядом новых методов инструментальных и лабораторных исследований. Получили новое освещение многие вопросы патогенеза и лечения И. б. Широко изучается иммунотерапия, роль интоксикации, иммунитета и аллергии. В дифференциальной диагностике И. б. расширяется применение ЭВМ.
Продолжается и дальнейшая специализация дисциплины. Напр., утвердились как самостоятельный раздел детские И. б. со специализацией врачей на педиатрических ф-тах и курсах усовершенствования врачей.
В условиях социалистического строя достижения советского здравоохранения позволили ликвидировать массовое распространение ряда нозол, форм, добиться резкого снижения уровня заболеваемости И. б. и неблагоприятных исходов. Разработанная в СССР система борьбы с инфекционными болезнями нашла всемирное признание и используется в международной практике.
Проблемы И. б. освещаются в монографиях, тематических сборниках, в периодической печати (журналы «Антибиотики», «Вопросы вирусологии», «Клиническая медицина», «Лабораторное дело», «Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунобиологии», «Медицинская паразитология и паразитарные болезни», «Педиатрия», «Советская медицина», «Терапевтический архив» и др.). В 1972 г. создано Всесоюзное научное об-во инфекционистов (ВНОИ); до этого врачи-инфекционисты входили в состав Всесоюзного научного общества микробиологов, эпидемиологов и инфекционистов им. И. И. Мечникова.
Изучение И. б. в СССР ведется также сетью НИИ и лабораторий. Научно-исследовательскую работу проводят коллективы Центрального ин-та эпидемиологии М3 СССР, Ин-та инфекционных болезней М3 УССР, Ин-та вирусологии АМН СССР им. И. Д. Ивановского, Ин-та эпидемиологии и микробиологии АМН СССР им. Н. Ф. Гамалея, Ин-та микробиологии и эпидемиологии М3 РСФСР, ленинградских Ин-та эпидемиологии, микробиологии и гигиены им. Пастера и Ин-та детских инфекций М3 РСФСР, НИИ союзных республик и кафедр вузов и ин-тов усовершенствования врачей.
Библиография: см. библиогр, к ст.Инфекционные болезни.
В. И. Покровский.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судеб кэмп