ЙОГА — одно из течений древнеиндийской философии. Теория и практика Й. входят в той или иной мере в другие философские системы Древней Индии. Историки полагают, что Й. была известна доарийскому населению Индии (IV—III тысячелетие до н. э.) и получила широкое отражение в памятниках философской, религиозно-этической и мед. литературы в эпоху расселения арьев по стране (II—I тысячелетие до н. э.). Ряд предписаний и догматов Й. встречается в древнейших эпических поэмах и трактатах по медицине. Наиболее полным сводом Й. считается «Йогасутра» Патанджали — трактат, породивший множество комментариев и переложений.

Этика Й. предписывает отказ от лжи, воровства, чувственных удовольствий, причинения вреда живым существам и стремления к богатству.

Цель практики йогов — достижение такого психофиз. состояния, при к-ром человек якобы избавляется от воздействия всех объектов материальной действительности. В этом состоянии, по учению Й., истинный дух, или чистое сознание, порывает все связи с телом, умом, чувствами и временем. Для достижения этого «идеального состояния» Й. предписывает сложный и долгий путь тренировок, причем наибольшего совершенства достигает тот, кто становится на этот путь с юных лет и в течение всей жизни строжайшим образом выполняет все предписания Й. В Индии тренировки и леч. упражнения Й. проводятся под наблюдением наставников.

С позиций современной медицины, упражнения Й. не могут считаться физиологически обоснованными и поэтому небезопасны.

Некоторые методы Й. стали применяться медиками различных стран. Однако незнание объема эмпирических традиций индийских йогов часто приводит к нанесению пациенту прямого вреда. Очень опасна самодеятельная практика Й. Крайне опасны и занятия Й. по книжным руководствам.

Отечественные авторы отмечают, что лечебная гимнастика йогов нефизиологична, а поэтому не может принести пользы здоровым, а тем более больным органам. В процессе этой «гимнастики» затрудняется движение артериальной крови по большому кругу кровообращения, искажается деятельность сердечно-сосудистой системы, возникают головокружение, слабость и общее недомогание. В. Н. Мошков и Д. Д. Донской пришли К выводу, что упражнения Й. неприемлемы для оздоровительных и леч.-проф. целей. В. Нагорный указывает, что некоторые упражнения йогов, выполняемые не совсем здоровым человеком, могут принести ему непоправимый вред. Так, напр., стойка на голове при сильной близорукости может вызвать отслоение сетчатки, а при атеросклерозе — даже сосудистую катастрофу. Известны наблюдения, когда в результате самодеятельных упражнений по системе йогов у относительно здоровых людей возникал вывих шейного позвонка, развивались тяжелые необратимые изменения в системе кровоснабжения головного мозга.

Особенно опасны занятия Й. в пожилом возрасте, когда сосуды теряют эластичность и легко травмируются под влиянием достаточно сильного напряжения, возникающего, напр., при стоянии на голове.

Библиография: Гусева H. Р. Индуизм, История формирования, Культовая практика, М., J 977, библиогр.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы кугаенко