КАТАПУЛЬТИРОВАНИЕ — 1. Способ принудительного автоматизированного покидания кабины летательного аппарата, применяемый для спасения членов экипажа в аварийных ситуациях. 2. Способ разгона палубных самолетов при их старте с корабля-самолетоносца при помощи специальных палубных катапульт.
Принудительное К. чаще всего происходит в случае возникновения аварийной ситуации на скорости полета св. 500 км/час, когда у большинства летчиков не хватает физ. сил на преодоление давления встречного потока воздуха и выбрасывание из кабины. Кроме того, на этих скоростях сила воздушного потока настолько велика, что, выбросившись, летчик неизбежно ударяется о хвостовое оперение.
Самолетная катапультируемая установка состоит из специального кресла, стреляющего механизма и направляющих рельсов. Кроме того, К. может осуществляться в индивидуальной капсуле или отделяемой части летательного аппарата вместе с кабиной. Для обеспечения спасения экипажа в различных ситуациях полета, в т. ч. на взлете и посадке, создаются универсальные автоматизированные катапультные установки, представляющие собой сложные технические устройства. В их состав входят: катапультируемое кресло с заголовником; система привязных-подвесных ремней, обеспечивающих связь человека с креслом и парашютной системой; стреляющий механизм и реактивный ускоритель; система парашютов с автоматическим управлением; механизмы ограничения разброса и защиты конечностей; устройства для защиты от воздушного потока; система кислородного питания и т. д. Для спасения космонавтов на старте кабина, в к-рой они размещены, отбрасывается (катапультируется) от космического корабля и ракеты-носителя на безопасное расстояние с помощью аварийного ракетного двигателя. Все катапультируемые устройства (кресла, кабины, капсулы) после отделения от летательного аппарата спускаются на парашютах (парашютных или парашютно-реактивных системах) .
Различают экспериментальное, учебное и вынужденное К. В процессе экспериментального К. изучаются безопасные условия действия на организм ударных перегрузок и скоростного воздушного потока, отрабатываются средства защиты летчика от действия неблагоприятных факторов.
Учебное К. проводит ся, как правило, на специальных тренажерах — наземных катапультах, на которых вырабатываются навыки подготовительных и исполнительных действий, необходимых при вынужденном К., т. е. реальном покидании летательного аппарата в аварийной ситуации.
Основными этапами покидания летательного аппарата являются: оценка аварийной обстановки и принятие решения; подготовка в кабине к К. и включение стреляющего механизма (в этот момент автоматически осуществляется разблокировка систем, фиксация тела привязными ремнями, сброс фонаря люка кабины и другие операции); выбрасывание из кабины или собственно процесс К.; отделение от катапультного кресла (в случае большой высоты предварительно производится стабилизированный спуск вместе с креслом); раскрытие основного парашюта и спуск на нем; приземление (приводнение) .
При К. на организм летчика действуют ударные перегрузки (см.Ускорение) — при выбрасывании из кабины, торможении в воздушном потоке, раскрытии парашюта и приземлении и скоростной встречный воздушный поток (в момент выхода кресла из кабины и на последующих этапах полета после отделения от самолета). Кроме того, при К. летчик испытывает сильное нервно-психическое напряжение.
Перегрузки, возникающие при К., вызывают изменения физиол, функций и в определенных условиях могут привести к повреждению костного аппарата, мягких тканей и внутренних органов. Ударный характер перегрузок при К. определяется высоким градиентом их нарастания (в пределах 200—400 g/сек). Максимальная величина перегрузки в направлении голова — таз не должна превышать 18—20 единиц (g), а время ее действия 0,2—0,4 сек. (установлено экспериментально).
Переносимость человеком ударных перегрузок зависит от следующих факторов: величины, времени действия и скорости нарастания перегрузки; направления вектора перегрузки относительно продольной оси тела человека; позы, состояния мускулатуры, исходного уровня основных физиол, функций к моменту воздействия перегрузки; площади опоры тела и условий его фиксации в катапультируемом кресле.
Действие ударной перегрузки относится к чрезвычайным раздражителям, оказывающим в основном возбуждающее действие (неспецифическая защитная реакция). При этом частота пульса и дыхания возрастает на 100—150% , увеличивается легочная вентиляция, возрастает потребление кислорода, повышается АД, изменяются сосудодвигательные, миотонические и сенсомоторные реакции, наблюдаются сдвиги форменных элементов и ферментативной активности крови. Наблюдаются также апноэ, асистолия, падение АД, уменьшение минутного объема крови и др.
Непосредственным результатом воздействия на организм ударной перегрузки является напряжение и деформация всех его тканей и органов. Основная нагрузка воспринимается костным и связочно-суставным аппаратом, каркасными элементами тканей и органов.
Повышение переносимости человеком ударных перегрузок достигается применением защитных средств и приспособлений, специальной подготовкой и тренировкой летного состава.
К специфическим повреждениям при К. относятся переломы позвоночника в шейном, нижнегрудном или поясничном отделах, а также так наз. бессимптомные компрессии позвонков, что обязывает у всех катапультировавшихся летчиков проводить рентгенографию позвоночника. Структура травматизма не является характерной, т. к. она постоянно изменяется в зависимости от условий и р-на полета (К. над морем, на малой высоте, горной местности и т. д.), развития авиационной техники, степени подготовленности летного состава (в т. ч. психологической) к покиданию летательного аппарата и т. д.
Мед. контроль за К. осуществляется в несколько этапов. На первом этапе авиационный врач участвует в изучении макета самолета в конструкторском бюро. Изучаются все параметры выхода из кабины при К., углы наклона спинки кресла, сидений, удобство позы, чтобы при выходе кресла после отстрела из кабины самолета не было травм конечностей и чтобы летчик не уставал в полете от неудобной позы. Вторым этапом мед. контроля является обычный врачебный осмотр и опрос летного состава перед полетом. После К. и приземления производят опрос членов экипажа, а для выявления возможных травм — рентгенографию грудной и поясничной части позвоночника.
См. такжеПолеты.
Библиография Алексеев С. М. и д р. Современные средства аварийного покидания самолета, М., 1961, библиогр.; И с а к о в П. К. и д р. Теория и практика авиационной медицины, М., 1975, библиогр.; Космическая биология и медицина» под ред. В. И. Яздовского, с. 138, М.» 1966, библиогр.; Лавников А. А. Основы авиационной и космической медицины, М., 1975; Основы космической биологии и медицины, под ред. О. Г. Га-зенко и М. Кальвина, т. 1—3, М., 1975.
С. А. Гозулов.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиерассчитать судьбу матрица