КИНЕМАТОГРАФИЯ В МЕДИЦИНЕ (греч, kinema, kinematos движение + grapho писать, изображать) — метод научного исследования и документации. Используется также для обучения и сан. просвещения. После изобретения кинематографа (1895) возник интерес к съемкам движений человека и животных с целью регистрации и анализа их локомоторных функций. Т. к. микрофотография нашла применение в биологии и медицине уже с сер. 19 в., то возможности, которые давало соединение киноаппарата с микроскопом, были быстро оценены.

В России в начале 20 в. одним из первых медико-биол. фильмов был показан фильм «Мир в капле воды и капле крови», который пользовался большим успехом. Для врачей были организованы просмотры зарубежных фильмов «Ампутация ноги», «Удаление почки» и др. В 1911 г. появились первые русские короткометражные фильмы мед. тематики («Глаз», «Кровообращение»), а в 1912—1913 гг. фильмы большой социальной значимости («Пьянство и его последствия», «Туберкулез и меры борьбы с ним»). В 1912 г.

В.Н. Лебедев, пионер отечественной микрокиносъемки, создал научный фильм «Инфузории». После Великой Октябрьской социалистической революции наряду с общим развитием отечественной кинематографии расширяется ее применение в медицине. И. П. Павлов в 1926 г. вместе с В. А. Пудовкиным создают фильм «Поведение человека (механика головного мозга)». Из многих работ, выполненных В. Н. Лебедевым, интересен фильм «Культура ткани» (1939), в к-ром были показаны процессы фагоцитоза. Б. И. Лаврентьев руководил работами по изучению нервной ткани, которые проводились с помощью микрокиносъемки во Всесоюзном ин-те экспериментальной медицины. Материалы исследования легли в основу научного фильма «Микроскопия живой нервной ткани» (1939). Под руководством М. И. Граменицкого были созданы фильмы «Микроскопия сердца холоднокровных», «Макро- и микроскопия сердца теплокровных» (1939), в которых было показано действие некоторых фармакол. средств на сердце.

Дальнейшему развитию К. в м. способствовали организационные мероприятия. В АМН СССР в 1945 г. был организован отдел научной и экспериментальной мед. кинематографии, а в 1949—1950 гг. были организованы кинолаборатории в ряде медицинских ин-тов.

Кино позволяет изучать процессы и явления так, как они происходят в действительности, т. е. в динамике развития, многократно воспроизводить их для детального анализа, сопоставлять процессы, снятые в разное время и в разных местах, длительно хранить материалы киносъемки.

Запросы исследователей обусловили развитие специальной техники и методик, благодаря к-рым стало возможным ускорять медленные процессы или замедлять быстрые, что позволяет глубже изучать исследуемые явления. Цейтраферная, или замедленная, киносъемка применяется при изучении медленно протекающих процессов, не воспринимаемых визуально, таких как размножение бактерий, деление клетки, рост растений и др. При этой методике вместо нормальной скорости съемки в 24 кадра в 1 сек. съемка каждого кадра происходит через заранее рассчитанные интервалы времени — секунды, минуты, а при необходимости и часы. При просмотре пленки с нормальной скоростью время «уплотняется» и процесс, продолжавшийся, напр., несколько дней, просматривается на экране за несколько минут.

Под руководством акад. В.Д. Тимакова в Ин-те эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи и отделе научной и экспериментальной мед. кинематографии АМН СССР цейтраферная микрокиносъемка в фазовом контрасте была применена для изучения морфологии L-форм бактерий.

Рапидная, или ускоренная, скоростная, киносъемка применяется при изучении быстропротекающих процессов, напр, для анализа сокращения мышечного волокна, изучения особенностей кровотока в артериях, характера образования раны при повреждении различными снарядами и др. При этой методике скорость съемки может достигать сотен, тысяч и миллионов снимков в 1 сек. При демонстрации кинопленки с нормальной скоростью время «растягивается» и процесс становится доступным наблюдению и анализу.

Микрокиносъемка (см.) — один из основных методов применения кино в научном исследовании. Съемка киноаппаратом производится через оптику микроскопа. Возможность изучать явления микромира в их естественной динамике привлекла большое внимание исследователей к микросъемке и обеспечила ее быстрое развитие.

Рентгенокинематография (см.) — метод исследования и диагностики с помощью киносъемки на основе сочетания кинокамеры с рентгеновским аппаратом.

Киноэндоскопия (см.) — метод исследования внутренних полостей организма с помощью киносъемки на основе сочетания киноаппарата с различными эндоскопами (бронхоскоп, гастроскоп, лапароскоп и др.).

Большое значение для медицины и биологии имеет применение кинематографии для документации научных экспериментов. И. П. Павлов одним из первых высоко оценил возможности кинематографа и применил киносъемку для документации экспериментов по изучению в. н. д. и для анализа поведения подопытных животных — собак и человекообразных обезьян. H. Н. Бурденко руководил выпуском первого цветного фильма об операции удаления опухоли. Под руководством П. К. Анохина в течение ряда лет велось кинонаблюдениё за развитием сросшихся близнецов.

Кинодокументация широко применяется в хирургии. Усложнение операций, особенно в области сердечно-сосудистой хирургии, потребовало совершенствования техники и методики киносъемки. Киносъемка в операционной ведется легкими, малогабаритными кинокамерами, с быстрозаменяемымй кассетами и с применением объективов с переменным фокусным расстоянием (трансфокаторов). Для освещения операционного поля на кинокамере устанавливают небольшие осветительные приборы с йодно-кварцевыми лампами. Киносъемка применяется систематически для документации операций. Среди фильмов, созданных под руководством Б. В. Петровского, особенно интересны «Пересадка почки», «Новые методы лечения атеросклероза аорты и артерии», «Аортокоронарное шунтирование при атеросклерозе» и др. Ряд научно-документальных фильмов — «Искусственное кровообращение головного мозга и сердца при внутрисердечных операциях», «Кибернетика в диагностике» и др.— создан под руководством А. А. Вишневского. Киносъемку для документации работ применяют А. Д. Адо, H. Н. Блохин, М. В. Волков, М. М. Краснов, М. И. Кузин, Савельев, Е. И. Чазов, А. М. Чернух и многие другие.

Большое значение имеет также применение киносъемки с целью изучения функциональных изменений организма при подготовке спортсменов. Анализ кинодокументов помогает выбрать наиболее оптимальный, обеспечивающий высокие спортивные результаты режим тренировки спортсмена. Отдел научной и экспериментальной медицинской кинематографии АМН СССР, кинолаборатории 1-го и 2-го ММИ, 1-го Ленинградского мед. ин-та, Военно-медицинской академии и других мед. ин-тов страны на основе кинодокументации выпускают фильмы для научных и учебных целей.

Кинофильмы являются ценным вспомогательным методом обучения в мед. учебных заведениях. Они представляют учебный материал наглядно, в естественной динамике, независимо от времени и места действия. Использование специальных видов киносъемки позволяет воспроизводить в фильме скрытые для глаза процессы и явления. Применение мультипликации способствует наглядности учебного материала.

Тематику учебных фильмов определяют центральные методические кабинеты по высшему и среднему мед. образованию М3 СССР; они же и заказывают эти фильмы киностудиям. Фонд учебных фильмов разнообразен, напр. «Оперативная хирургия с топографической анатомией» (1968), «Детские инфекционные болезни» (1972), «Проводящие пути спинного и головного мозга» (1973), «Принципы лекарственной терапии паркинсонизма», «Способы и техника ампутации конечностей», «Гигиеническое нормирование аллергенов и канцерогенов» (1977) и многие др. Пополняют фонд учебных фильмов кино лаборатории некоторых мед. ин-тов.

Ценность научных фильмов для преподавания мед. дисциплин определяется тем, что в них представлены новые, оригинальные работы ведущих ученых; архивные кинодокументы позволяют демонстрировать студентам редкие клин, случаи, знакомить их с классическими работами.

Подготовкой кинофильмов для сан. просвещения занимается Центральный ин-т санитарного просвещения М3 СССР, Союз обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, а по отдельным темам республиканские (союзных республик) дома санитарного просвещения. Тематика сан.-просвет. фильмов весьма разнообразна — профилактика травматизма, охрана материнства и младенчества, вред курения и пьянства, вред самолечения, профилактика инфекций, охрана окружающей среды и другие вопросы сан. культуры, пропаганда которых среди широких слоев населения имеет актуальное значение. Фонд сан.-просвет, фильмов насчитывает ок. 700 названий и постоянно пополняется. Эти короткометражные фильмы находятся в системе кино-проката и демонстрируются населению в кинотеатрах перед основной программой, сопровождают лекции врачей в клубах, Дворцах культуры иДомах санитарного просвещения (см.).

Научно-исследовательские и документальные фильмы и другие кино-документы мед. тематики имеют непреходящую ценность для истории медицины и здравоохранения. Они позволяют сохранить образ выдающихся ученых-медиков и методы их работы, дают возможность документально воссоздать пути развития отдельных направлений в медицине.

Большое количество кинодокументов на мед. тематику собрано в Государственном хранилище кино-, фото- и фонодокументов, в Музее истории медицины им. Страдыня в Риге (см.Музей истории медицины) и Отделе научной и экспериментальной мед. кинематографии АМН СССР.

Библиография: 3ильберберг Л. Я. Кино и медицина, Л., 1972, библиогр.; Орлов А. Д. Кино в педагогическом процессе и научной работе медицинской — школы, М., 1966, библиогр.; Pабкин И. X. и Eрмаков Н. П. Электроннооптическое усиление, рентгенотелевидение, рентгенокинематография, М., 1969, библиогр,; Сухаребский Л. М. и 3лотников Л. А. Кино в помощь санитарному просвещению, М., 1968.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрицы судьбы снеговая