КОНДИЦИОНАЛИЗМ (лат. condicionalis подчиненный известному условию, условный) — философское течение в естествознании (в т. ч. в медицине), отказывающееся от понятия «причинность» в методологии научных исследований, отрицающее объективность причинно-следственных связей, подменяя их «совокупностью условий», что придает субъективно-идеалистическое толкование понятию причинности.
Возникновение К. в конце 19 — начале 20 в. отразило одну из попыток естествоиспытателей преодолеть кризис естественнонаучного познания, который, как показал В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909), был прежде всего кризисом методологическим. Не случайно основоположники К. нем. ученые физиолог М. Ферворн и патологоанатом Ганземанн (D. Hansemann) хотели видеть в нем основу методологии не только медицины, но и всего современного естествознания.
Формирование К. связано, в первую очередь, с обнаружением явления бактерионосительства и первыми результатами исследований иммунитета. Было доказано, что проникновение патогенного микроорганизма в организм человека не всегда вызывает развитие соответствующего заболевания. И это открытие продемонстрировало несостоятельностьмонокаузализма (см.), получившего ранее широкое распространение в медицине. Логика механическогодетерминизма (см.) постулировала тождество причинности и необходимости и направляла исследователя на поиск фактора, который всегда при любых условиях вызывал бы определенное следствие. Однако стремление отказаться от этого упрощенного представления о причинности привело многих медиков к другой крайности — выводу, что причина заболевания есть совокупность всех условий, ему предшествовавших. Выделить из этой совокупности какой-либо один, самый существенный фактор не представляется возможным, поэтому для метафизически мыслящего ученого само понятие «причина» превращается в знак, условное обозначение, ничего не дающее научному познанию. И потому, по мнению М. Ферворна, следует «подвергнуть понятие каузальности пересмотру, и самое лучшее вообще изгнать из науки». Так механистическое истолкование детерминизма привело патологов не только к отрицанию однозначной причинности, но и к отрицанию объективной причинности вообще. Односторонний и прямолинейный монокаузализм сменился столь же односторонним релятивизмом. Снимаются все объективные критерии оценки патол, процессов. Поиск закономерностей их развития подменяется субъективным описанием тех или иных условий возникновения этих процессов, зависящим только от опыта исследователя. Все это открывает широкие возможности для субъективистского истолкования патологии и ненаучных спекуляций. Медицине при этом предназначается роль сугубо описательной науки, задачей к-рой является констатация фактов, фиксирование всех условий, предшествовавших возникновению болезни. Но так как изучить конечное множество условий возникновения патол, процессов невозможно, то профилактика лишается какой-либо научной основы и медицина становится бессильной в борьбе с заболеваниями. Так К. объективно приводит своих сторонников к признанию бесплодности практической врачебной деятельности.
Анализ К. показывает, что правильное уяснение причинно-следственных связей, уяснение диалектики причин и условий заболеваний имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Диалектика детерминизма в патологии раскрывается в сложном переплетении таких противоположностей, как внешнее и внутреннее, случайное и необходимое. Ни одно из условий, без которых патогенное свойство возбудителя не проявится, ни даже их совокупность не вызовут заболевание в отсутствие самого возбудителя. Однако и общие закономерности, и необходимость возникновения патогенного процесса при действии возбудителя проявляются в каждом единичном случае только при наличии необходимых для этого условий. При этом специфические особенности заболевания или патол, процесса (его форма, течение и т. д.) зависят уже не столько от возбудителя, сколько от комплекса условий, прежде всего от общего состояния организма, его генетической предрасположенности и др. При таком рассмотрении каждое из условий по отношению к определенной особенности болезни выступает уже как причина.
В современной зарубежной медицине К. имеет ряд последователей. Его медико-социологической разновидностью является, в частности, теория «порочного круга», автор к-рой Уинслоу (С. Winslow), считая возникновение заболеваний результатом сочетания определенных условий, во введенном понятии «коммулятивной социальной причинности» постулирует равноценность всех социальных условий в возникновении заболеваний. Элементы К. встречаются также в психосоматическом направлении медицины.
Т. о., проблема причинности и в современной медицине остается одной из важнейших теоретических и мировоззренческих проблем. Только руководствуясь материалистической диалектикой, можно составить истинное представление о закономерностях развития болезни. Попытки же игнорировать диалектический метод в медицине обезоруживают врача, препятствуют его полноценной проф. деятельности.
См. такжеПричинность.
Библиография: Ленин В. И. Полное собрание сочинений, 5-е изд., т. 18, М., 1961; О проблеме причинности в медицине, под ред. М. Г. Сироткина и др., М., 1965; Рудницкий H. М. Мышление каузальное, кондициональное и диалектическое (в медицине), Врач, дело, 18, с. 1265, 1930; Ф e р в о р н М. Естествознание и миросозерцание, пер. с нем., М., 1907; Философские вопросы медицины, под ред. Г. И. Царегородцева, с. 247, М., 1962; Царегородцев Г. И. Диалектический материализм и медицина, с. 130, М., 1966; Hansemann D. tiber das kon-ditionale Denken in der Medizin und seine Bedeutung fiir die Praxis, B., 1912; V e r-w o r n M. Kausale und konditionale Weltanschauung, Jena, 1912.
В. А. Пономарчук.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы амальфи