ЛАМЕТРИ Жюльен (Julien Offrey de la Mettrie, 1709—1751) — французский врач, философ-материалист, член Берлинской академии наук (1748).
ЛАМЕТРИ Жюльен
В 1733 г. окончил мед. ф-т Парижского ун-та, затем совершенствовался в Лейденском ун-те (Голландия), где под влиянием Г. Бурхаве становится убежденным материалистом и сторонником клинического метода в медицине.
Возвратившись в 1735 г. во Францию, Ж. Ламетри переводит и издает на франц. языке важнейшие работы Г. Бурхаве, публикует свои труды о вен. болезнях, оспе и других заболеваниях. В многочисленных памфлетах Ж. Ламетри беспощадно высмеивает схоластическое преподавание медицины, состояние врачебного искусства и шарлатанство врачей, наживая тем самым многочисленных врагов. В противовес различным идеалистическим мед. учениям Ж. Ламетри отмечает тесную взаимосвязь психики и тела. В своем первом философском труде «Естественная история души» или, иначе, «Трактат о душе» (1745) Ж. Ламетри пишет: «Если все в организме может быть объяснено тем, что открывает анатомия и физиология, то к чему признавать существование души». Развивая идеи Аристотеля о множественности форм материи, Ж. Ламетри описывает различные виды ее организации, в т. ч. телесную, рассматривая в качестве их первоосновы нек-рую механическую силу. Публичное сожжение «богопротивной» и «зловредной» книги, а также грозящий арест вынуждают Ж. Ламетри в 1746 г. выехать в Голландию, где он по-прежнему продолжает бескомпромиссную борьбу против схоластики и идеализма в медицине. Развивая понятие Р. Декарта о животном-машине, он издает в 1747 г. книгу «Человек-машина». В этой книге в соответствии с логикой формирующегося эмпирического естествознания он приходит к механистическим представлениям о природе живых существ, уподобляя их, в т. ч. человека, машинам. Анализируя обширный естественнонаучный материал, в труде «Человек-машина» он высказывает мысль о единстве живой природы и постепенном совершенствовании живых существ, приближаясь тем самым к идеям эволюции.
Это материалистическое сочинение Ж. Ламетри, неугодное духовенству, было сожжено. Угроза смертной казни вынуждает Ж. Ламетри в 1747 г. бежать из Голландии в Германию, где он находит приют у короля Фридриха II. Здесь одна за другой выходят в свет его новые философские и медицинские работы: «Человек-растение» (1748), «Человек больше чем машина» (1748), «Система Эпикура» (1751) и др. В 1751 г. при попытке самостоятельно вылечиться от отравления кровопусканием он умирает.
Значение трудов Ж. Ламетри в развитии естественнонаучной и философской мысли было впервые оценено в 1844 г. К. Марксом, показавшим, что врач Ж. Ламетри является «центром школы французских материалистов 18 в.» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, 2 изд., т. 2, с. 140). Ж. Ламетри впервые обосновал материализм естественнонаучными данными. Он выступал против консерватизма в медицине, религиозного фанатизма в естествознании. Его идеи оказали значительное влияние на многих выдающихся представителей клинической и естественнонаучной мысли первой половины 19 в.; физиологи Ч. Белл, Ф. Мажанди, клиницисты Ж. Крювелье, Ж. Корвизар, Р. Лаэннек, Г. Дюпюитрен, Андраль (G. Andral) и многие другие черпали свои теоретические воззрения в основном из этого источника. Ж. Ламетри — ученый-борец сыграл значительную роль в развитии науки.
Сочинения: L’homme machine, Ley de, 1748, Princeton, 1960; Ламетри Ж. О. Сочинения, пер. с франц., М., 1976.
Библиография: Богуславский Б.М. Ученый, мыслитель, борец, в кн.: Ламетри Ж. О. Сочинения, пер. с франц., с. 5, М., 1976; Вороницын И. П. Ла Меттри, Харьков, 1925; Сережников В. К. Ламетри, М., 1925.
А. Г. Спиркин, В. И. Тищенко.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание4 судьба матрицы