ЛОГОПЕДИЯ (греч. logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) — отрасль педагогики, изучающая расстройства устной, лексической и графической речи и разрабатывающая методы их коррекции и профилактики.
Л. тесно связана с медициной, т. к. в основе многих дефектов речи лежат патологические (органические или функциональные) изменения как в периферической, так и в ц. н. с. или же изменения в самих органах речи.
Для воспитания нормального звукопроизношения у лиц с дефектами речи необходимо знание структурыречи (см.), ее происхождения, развития, грамматики, фонетики и семантики, т. е. необходима связь Л. с языкознанием.
К дефектам речи, которые изучает и к-рыми занимается Л., относятся:алалия (см.) — отсутствие речи вследствие нарушения ее развития; все формы дислалий (см.Косноязычие); расстройства речи на почветугоухости (см.); алексия — нарушение понимания прочитанного; аграфия — нарушение способности правильно писать; аграмматизм — нарушение грамматического строя речи;заикание (см.); баттаризм — ускорение темпа речи; брадифразия — замедление темпа речи;дизартрия (см.) — нарушения речи вследствие расстройства артикуляции;афазия (см.)— полная или частичная утрата развившейся речи; некоторые видыагнозии (см.) — нарушение процессов узнавания; оральнаяапраксия (см.) — нарушение речевых движений, ринолалия (см.Гнусавость),фонастения (см.) — нарушение функции голосообразования при перенапряжении голосового аппарата;афония (см.) — отсутствие звучного голоса при сохраненной шепотной речи.
По мере развития культуры усиливался и интерес к изучению речи, а также и к устранению ее расстройств. Но долгое время развитие Л. шло двумя путями — педагогическим и медицинским, и не было единого направления в работе с лицами, имеющими дефекты речи.
Существование Л. как отдельной отрасли науки на Западе насчитывает приблизительно 80—90 лет. Предпосылками к ее зарождению послужили сформировавшиеся в середине 19 в. методы обучения глухонемых устной речи и различные методы лечения заикания. Л. на Западе развивалась как отрасль оториноларингологии. Видными представителями логопедической науки того времени были врач Франк (J. Frank), физиологи Шультгесс (R. Schultgess), Куссмауль (A. Kussmaul). В середине 20 в. появились фундаментальные работы по вопросам патологии речи Гуцманнов (A. Gutzmann, H. Gutzmann), Надолечного (M. Nadoleczny), Фрешельса (E. Froschels), Роте (K. Rothe).
Несколько иным путем развивалась Л. в России. До Октябрьской революции Л. как самостоятельная наука не получила своего развития, были лишь отдельные высококвалифицированные специалисты в области обучения глухонемых устной речи и лечения заикания, написавшие ряд ценных трудов: проф. Киевского ун-та психиатр И. А. Сикорский, психиатры Г. Д. Неткачев, В. Ф. Хмелевский; учителя ин-тов глухонемых Ф. А. Рау и H. М. Лаговский. С первых лет Советской власти вопросам оказания помощи детям и взрослым, страдающим расстройствами речи, уделялось большое внимание: в Москве был создан Экспериментальный дефектологический ин-т, в Ленинграде — Отофонетический ин-т, где решались как практические, так и теоретические вопросы Л.
В 1925 г. для подготовки специалистов-логопедов были открыты специальные отделения на педагогическом факультете 2-го Московского государственного ун-та (впоследствии Московский государственный педагогический ин-т им. Ленина), в Ленинградском государственном педагогическом ин-те им. А. И. Герцена, в Украинском педагогическом ин-те им. Горького. Для чтения курса по Л. привлекались видные специалисты — психологи, сурдопедагоги и невропатологи. Большую работу по подготовке специалистов вели логопеды Ф. А. Рау, Н. А. Рау, Ф. Ф. Рау, М. Е. Хватцев, М. Ф. Брунс, Э. С. Бейн, Р. Е. Левина, психиатры П. П. Кащенко, В. А. Гиляровский, Д. И. Азбукин, Ю. А. Флоренская, Н. П. Тянугин, невропатологи Г. И. Россолимо, И. М. Присман, оториноларингологи Б. С. Преображенский, Д. В. Фельдберг, М. О. Пайкин.
Начиная с 20—30-х гг. 20 в. Л. в СССР прочно заняла свое место среди других дисциплин. Целый ряд разделов Л. пополнился новыми данными. Так напр., в совместных работах логопедов и психиатров были уточнены вопросы этиологии заикания, что помогло усовершенствовать методы его лечения; выработаны эффективные индивидуализированные логопедические приемы занятий при афазиях, в которых особое внимание обращено на своевременное начало речевых занятий, пока у больного еще не образовались стойкие патол, рефлексы; разработаны методы дифференциальной диагностики заболеваний, обусловливающих запоздалое развитие речи у детей, а также изучены особенности речевого развития у детей с нарушениями слуха.
Важным разделом Л. является профилактика речевых расстройств. Для этого курс Л. введен на ф-тах по дошкольному воспитанию в педагогических ин-тах. Кроме того, организована широкая сан.-просвет, работа (лекции логопедов, психоневрологов и отоларингологов) по ознакомлению населения с видами речевых расстройств и методами их предупреждения.
Методы логопедической работы в СССР построены исходя из концепций И. П. Павлова о единстве организма и среды. Принципиальными установками советской Л. являются: ранняя логопедическая помощь при всех речевых расстройствах (начиная с 2—4-летнего возраста); осуществление логопедической терапии не как изолированной работы над речью, а как комплексной терапии по развитию речи, мышления и всей личности больного. Логопед и врач работают в полном контакте, что имеет большое значение для правильной диагностики.
Логопедическая помощь в СССР оказывается в учреждениях двух ведомств — Министерства здравоохранения и Министерства просвещения. По линии Министерства здравоохранения ее оказывают во всех детских поликлиниках, а также психоневрол. диспансерах; в неврол, отделениях больниц, в отоларингологических ин-тах в Москве, Ленинграде, Харькове; в сурдологопедических кабинетах, организованных при поликлиниках в ряде областных городов; в специальных слухоречевых яслях и детских дневных логопедических стационарах и санаториях для заикающихся. По линии Министерства просвещения — в районных логопедических пунктах; в школах для тугоухих; во вспомогательных школах и школах для детей с нарушениями речи; в детских садах для детей с расстройствами речи.
Научно-исследовательская работа по вопросам Л. в СССР ведется в Москве в отделе логопедии Научно-исследовательского ин-та дефектологии Академии педагогических наук СССР; на дефектологических ф-тах педагогических ин-тов в Москве, Ленинграде и Киеве; в лаборатории патологии речи Центрального ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского ин-та судебной психиатрии им. проф. В. П. Сербского М3 СССР, в Ин-те неврологии АМН СССР, в Ин-те уха, горла, носа и речи в Ленинграде. Вопросы Л. освещаются в журналах «Дефектология», «Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова».
Библиография: Беккер К.-П. Разработка теоретических вопросов реабилитации аномальных детей в ГДР, Дефектология, № 2, с. 25, 1973; Власова Н. А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками, М., 1959; Г и л я р о fi- ски й В. А. К вопросу о генезе заикания у маленьких детей и роли его для общего развития личности и его лечение, Сов. невропат, и психиат., т. 1, № 9-10, с. 570, 1932; Заикание, под ред. Н. А. Власовой и К.-П. Беккера, М., 1978; Калюжная Р. А. Школьная медицина, с. 373, М., 1976; Основы теории и практики логопедии, под ред. Р. Е. Левиной, М., 1968; P а у Ф. А. и P а у Ф. Ф. Методика обучения глухонемых произношению, М., 1955; СикорскийИ. А. О заикании, Спб., 1889; Хватцев М. Е. Логопедия, М., 1951; Becker К.-Р. u. S о v a k М. Lehrbuch der Logopadie, В., 1975; F г б-c h e 1 s E. Sprach- und Stimmstorungen, Wien — B., 1929; Nadoleczny M. Kurzes Lehrbuch der Sprach- und Stimm-heilkunde, Lpz., 1926.
H. А. Власова.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиевычислить матрица судьбы