МЕБЕЛЬ — предметы обстановки и оборудования жилых, производственных и общественных помещений, предназначенные для создания комфорта, удобства работы и отдыха людей.
Материалом для М. в основном служит древесина, но применяются также металл, пластмасса, кожа, стекло. Покрытие М. пластиком, стойкими красителями и лаками позволяет мыть ее теплой водой с добавлением дезинфицирующих веществ. В СССР производство М. получило значительное развитие. Новые модели советской М. для общественных сооружений, жилых домов, изготовленные, как правило, с учетом действующих СНиП, ГОСТ, ОСТ и других нормативных документов, отличаются простотой конструкции и удобством. Постоянно обновляется ассортимент изделий, улучшается их качество, повышается надежность и долговечность. Принято делить М. на бытовую и специальную (детская, школьная, лабораторная, производственная, больничная, аптечная, зрелищных сооружений и др.).
Одним из основных назначений бытовой мебели является использование ее для отдыха. Отечественная промышленность изготавливает разнообразную мебель, конструкция к-рой соответствует гиг. требованиям, как по серийным, так и индивидуальным проектам. В жилых и общественных зданиях широко используют встроенную и секционную мебель, для общежитий и малометражных квартир — комбинированную.
Содержание
Детская мебель
Оборудование детских учреждений правильно подобранной М. имеет важное значение. Форма, размеры, вес, качество и свойства материала М. должны отвечать возрастным особенностям детей и подростков, способствовать их нормальному физическому развитию, обеспечивать правильную посадку. Необходимо, чтобы конструкция М. предотвращала возможности травм, ушибов, падения. Она должна быть тщательно отделанной, прочной, недорогой. Все детали должны быть хорошо пригнаны (т. к. зазоры затрудняют дезинфекцию). Окрашивают М. с учетом возможности ее обработки горячей водой и дезинфицирующими р-рами.
К основной М. детских учреждений относятся столы, стулья, парты, кровати. Эти предметы подлежат стандартизации. Нумерация М. для ясельного и дошкольного возраста (столы, стулья) включает 6 размеров. Каждый номер М. рассчитан на группу детей с интервалом роста в 10—15 см (табл. 1). Столы выпускаются одноместные, двухместные и четырехместные. Вес стула должен равняться не более одной десятой веса тела ребенка.
Для спальных помещений дошкольных учреждений выпускаются детские кровати двух типов, которые должны соответствовать определенным нормативам (табл. 2): I тип — кровать детская с ограждением и переменной высотой ложа для детей до 3 лет и II тип — кровать детская для детей от 3 до 7 лет.
По согласованию с потребителем допускается изготовлять кровати с большей длиной и шириной ложа, если при их размещении будут соблюдены установленные санитарные нормы.
Рис. 1. Манеж для грудных детей.Рис. 2. Горка-манеж с лесенкой для детей-ползунков.Рис. 3. Шкафы секционные для игрушек, посуды и пособий; используются в детских садах.
Групповые комнаты детских яслей оборудуют также пеленальными столами, специальными столиками для кормления. В ползунковой группе устанавливают групповые и индивидуальные манежи (рис. 1), горки-манежи с лесенкой (рис. 2) и т. д. В средних и старших группах детского сада должны быть учебные доски, шкафы для хранения игрушек, пособий (рис. 3).
В помещениях детских яслей-садов предусматривается встроенное или пристроенное оборудование: в групповых и игральнях-столовых — ленточные столы под окнами, в раздевальнях и приемных — индивидуальные шкафы для верхней одежды детей и персонала группы, в спальнях-верандах и спальнях — шкафы для постельного белья, в спальнях-верандах для детей дошкольного возраста — встроенные кровати, в туалетных — настенные вешалки (с индивидуальными ячейками) для умывальных принадлежностей и полотенец, в комнатах для музыкальных и гимнастических занятий — шкафы и стеллажи для хранения музыкальных инструментов и физкультурного инвентаря, в кладовых и комнатах для хранения белья — стеллажи, в комнате персонала — шкаф для хранения одежды персонала.
Школьная мебель
К школьной М. относятся столы, парты, классная доска, М. учебных лабораторий, а также верстаки и станки учебных мастерских и т. п. ГОСТ на школьную мебель (11015—77, 11016—77) предусматривает пять номеров. Ростовой интервал для группировки номеров парт — 15 см (см.Парта).
Для оборудования кабинетов черчения и изобразительного искусства выпускаются одноместные столы трех размеров (В, Г, Д) двух типов: I тип — столы с постоянным расположением края крышки, обращенной к учащемуся, и II тип — столы с переменным расположением края крышки, обращенной к учащемуся. Высота стола со стороны сидящего зависит от роста учащихся и составляет для группы В (рост 145— 160 см) — 660 мм, для группы Г (рост 161 —175 см) — 720 мм и для группы Д (рост выше 175 см) — 780 мм. Угол наклона крышки стола для черчения установлен в диапазоне 12—30°, для рисования — 60—75°. Для лабораторий физики, химии, биологии предусмотрены столы также трех размеров или групп (В, Г, Д), т. к. рост учащихся 6—10-х классов колеблется в диапазоне 145—184 см. Слесарные и столярные мастерские оборудуются мебелью 2—3 размеров (табл. 3).
Существуют специальные подставки для приспособления высоты верстака к росту учащегося (изменения высоты от 5 до 15 см). Классная доска — неотъемлемое оборудование учебных помещений. Поверхность ее должна быть ровной, без изъянов и выпуклостей, матовой, не отсвечивать. Окрашивать доску желательно в коричневый или темно-зеленый цвет — этим обеспечивается наибольшая контрастность фона и изображений (запись мелом). Уровень нижнего края классной доски над полом должен соответствовать росту учащихся и обеспечивать видимость записи на доске всему классу. В 1—4-х классах доску укрепляют над полом на высоте 85 см, в 5-м и более старших классах — на высоте 95 см. Длина доски различная, обычно в пределах 3 м.
Особого внимания заслуживает оборудование спален школ-интернатов. Размеры кроватей приведены в табл. 4.
Помимо кроватей, спальни обеспечиваются прикроватными тумбочками, стульями, шкафами (встроенными или пристенными). Окрашивают детскую мебель в светлые, спокойные тона.
В практике строительства аудиторий и производства лабораторной М. для студентов вузов пользуются нормативами бытовой М. для взрослых.
Производственная мебель
Производственная мебель весьма разнообразна и зависит от специфики труда на различных производствах. Конструкция производственной М. должна обеспечивать наиболее благоприятные условия для работающих людей и положительно влиять на здоровье, самочувствие рабочих и производительность труда. Производственная М. должна максимально снимать статическое мышечное напряжение, обеспечивать правильную, наименее утомительную рабочую позу, способствовать равномерному распределению работы мышц, не нарушать функций сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Она должна быть удобной, прочной, тщательно отделанной, с гладкими, закругленными, легко моющимися краями. Конструктивные требования к производственной М. обусловлены рабочей позой (стоя, сидя), в к-рой находится работающий, и эргономическими основами трудовой деятельности человека с соблюдением трех основных принципов: экономия движений, экономия усилий и физиологическая рационализация рабочей позы и рабочего места.
Больничная мебель
Рис. 4. Больничная кровать на 3 колесах с подъемным подголовником и тормозным механизмом.Рис. 5. Больной на функциональной больничной кровати; подголовник и сетка установлены под углом, создающим удобное положение больному.Рис. 6. Общий вид ортопедической больничной кровати и продольной рамы ЦИТО.
Больничные помещения должны иметь установленный набор стандартной М., образцы и габариты к-рой приняты Техническим советом М3 СССР. Размеры, устройство, отделка больничной М. должны отвечать функциональным требованиям, диктуемым характером заболевания и состоянием больных. К М. больниц предъявляются следующие основные гиг. требования: соответствие размеров М. специальным помещениям (палаты, комнаты отдыха, столовые) и утвержденным стандартам; соответствие М. возрастным группам больных; обеспечение за счет рациональной конструкции наилучших условий для быстрейшего выздоровления и ухода за больными, удобство уборки, легкость передвижения, ремонта; прочность, тщательная отделка, изящная форма. В специальных помещениях в зависимости от их назначения используется различная М. В частности, в палатах должны быть установлены кровать, столик прикроватный, стул, вешалка, кресло, кресло-каталка, шкаф; в коридорах — диван, тумбочки для цветов, кресла, тумба-плевательница, доска объявлений; в дежурной комнате врача — кровать, стол письменный, столик прикроватный, шкаф, кресло; в буфете — стол для раздачи пищи, шкаф, мойка, каталка для развоза пищи, холодильник; в хозяйственной комнате отделения — стол, диван, шкаф, шкаф для посуды, стул. Особые требования предъявляются к больничной кровати. Различают следующие типы кроватей: обычная, облегченная с поднимающимся подголовником (рис. 4), функциональная (рис. 5), ортопедическая (рис. 6), травматологическая. Больничная кровать конструируется в соответствии с установленными стандартами. ОСТ-64-1-163—75 устанавливает следующие габариты больничной кровати для взрослых: длина 2240 мм, ширина 880 мм, высота сетки над полом 450 мм или 600 мм. Облегченная больничная кровать отличается от обычной уменьшением габаритов, а также тем, что она складывается, а не разбирается. Функциональная кровать предназначается для тяжелобольных; специальная конструкция позволяет создавать наиболее удобное положение больному в соответствии с назначением врача и характером заболевания: подголовник можно поднимать под любым углом, сетку также можно устанавливать под углом. Больничная и функциональная кровати должны иметь подвижные колесики для быстрого передвижения в палате. Для создания положения полулежа используют подголовник к кроватям.
Проектным институтом «Гипроздрав» М3 СССР сконструированы три модели травматологических кроватей для детей, которые могут быть использованы как ортопедические. Образцы всех 3 кроватей утверждены для серийного выпуска. Травматологическая кровать для детей до 5 лет (КДТ-1) состоит из 2 спинок, жесткой подматрасной панели размером 50 X 1200 мм, двух опускающихся защитных решеток и матраса. Стойки спинок кровати образуют ножки и имеют легкоориентирующиеся ролики. Два ролика снабжены тормозами. Подматрасная панель может быть поставлена в наклонное положение в пределах 12°. Матрас изготовляется из поролона (в чехле) и легко подвергается санитарной обработке. К кровати можно крепить ряд приспособлений для вытяжения. Травматологическая кровать (КДТ-2) для детей старше 5 лет не имеет защитных боковых стенок. Особенностью третьей модели — травматологической кровати для детей старше 5 лет (КДТ-2с) — является механизм, при помощи к-рого открывается отверстие в матрасе и одновременно под отверстие подводится подкладное судно.
При лечении многих больных с ортопедо-травматологическими заболеваниями возникает необходимость в дополнительных прикроватных приспособлениях. В научно-техническом отделе ЦИТО разработана и внедрена в серийное производство продольная рама ЦИТО к ортопедической кровати (рис. 6), к-рая облегчает проведение лечебных мероприятий травматологическим больным.
Рядом с кроватью располагаются прикроватные и надкроватные столики. Наиболее распространены столики следующих размеров: высота 800 мм, ширина 450 мм, глубина 350 мм. Прикроватный столик служит в основном для хранения личных вещей больного (туалетные принадлежности) и должен иметь один закрытый ящик и открытую полку. Для тяжелобольных предназначаются надкроватные столики (складывающиеся). Они удобны для принятия пищи, письма, чтения. Такой столик прикрепляется легкими металлическими держателями к раме кровати. Он легко и быстро складывается и убирается.
Рис. 7. Тележка для хранения и транспортировки медикаментов.Рис. 8. Каталка для транспортировки продуктов питания.
Больничные тележки предназначаются для транспортировки медикаментов (рис. 7), продуктов питания (рис. 8), а также для перевозки больных (носилки-каталка, кресло-коляска и др.). В зависимости от назначения имеются различные типы этих каталок и системы их устройства.
Набор лабораторной мебели утверждается приказом М3 СССР. К ней предъявляются такие же требования, как и к оборудованию больничных помещений. В набор входят следующие основные предметы: столы для аппаратов, взятия материалов, мытья посуды, весов, чистой посуды, стол лабораторный, шкафы для инструментов, лабораторной посуды, реактивов и красок, стерильной посуды, культур, кушетка, кушетка полужесткая с подголовником, холодильник, табуреты винтовые. Одним из наиболее эффективных мероприятий по повышению технического уровня лабораторных работ является производство комплектных лабораторий с оптимальным набором лабораторного оборудования, мебели, стекла и т. д. (ЛЭФ-1 электрофоретическая, Л ПИ-1 полярографическая, ВИР-1 вирусологическая).
Утверждены также наборы аптечной М. По-новому решается оформление интерьера аптек. Снаружи оборудование покрывается пластиком, а внутри окрашено нитрокрасками. Рабочее место оборудуют пристеночным шкафом и столом-прилавком. Утверждены шкафы новой конструкции, преимущественно пристенные, имеющие одинаковые габариты.
Таблицы
Таблица 1. Размеры мебели для детей преддошкольного идошкольного возраста в зависимости от групп роста
Группа роста всм |
Размеры стула, мм |
Размеры стола, мм |
||||
высота переднего края сиденья над полом |
глубина сиденья (не менее) |
ширина сиденья (не менее) |
высота со стороны сидящего |
ширина в зависимости от роста |
длина стола в зависимости от роста |
|
До 80 |
170 |
160 |
220 |
340 |
450—700 |
600 — 700 |
От 80 до 90 |
200 |
180 |
240 |
380 |
450-700 |
600—700 |
» 90 » 100 |
240 |
200 |
260 |
430 |
450 — 700 |
600 — 700 |
» 100 » 115 |
280 |
230 |
280 |
480 |
450—700 |
700 — 1100 |
» 115 » 130 |
3 20 |
260 |
300 |
540 |
450 |
1100 |
Более 130 |
360 |
290 |
320 |
600 |
450 |
1100 |
Таблица 2. Размеры детских кроватей в зависимости отвозраста ребенка
Показатель |
Размеры, мм |
|
до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
|
Длина ложа |
1200 |
1400 |
Ширина ложа |
600 |
600 |
Высота ложа от пола |
300 ,500 |
300 |
Таблица 3. Размеры столярных и слесарных верстаков
Вид верстака |
Высота верстака, см |
Площадь поверхности верстака, см |
||
I размер |
II размер |
III размер |
||
Столярный Слесарный |
75,5 85,0 |
78,0 95,0 |
80,5 |
125×45 60X100 |
Таблица 4. Размеры кроватей для школьников
Номер кровати |
Рост учащихся в см |
Возраст в годах |
Размер кровати в см |
||
высота |
длина |
шири на |
|||
3 |
105—114 |
6-7 |
31 |
136 |
66 |
4 |
115-124 |
8-9 |
35 |
146 |
66 |
5 |
125-134 |
10—11 |
39 |
156 |
71 |
6 |
135-144 |
12-13 |
42 |
166 |
71 |
7 |
145—154 |
14-15 |
45 |
176 |
76 |
8 |
155—164 |
15-16 |
47 |
186 |
76 |
9 |
16 5 и выше |
17-18 |
49 |
186 |
81 |
Библиография: Больничное хозяйство, под ред. И. Б. Ростоцкого, в. 4, М., 1959; Зорина-Тарасова А. И. Мебель детского сада, М., 1957, библиогр.; Михайлова Л. В. и Шаршаткина Г. А. Гигиенические соображения по разработке ГОСТ на детскую мебель, Гиг. и сан., № 1, с. 40, 1973; О с а д ч и-е в Б.Г. Изготовление мебели, М.— Л., 1952, библиогр.; Ростоцкий И. Б. Больничная мебель, Сов. здравоохр., № 7, с. 20, 1959; Рыбалко Н. О. Комплектные лаборатории для медицинских учреждений, Лаборат, дело, № 7, с. 432, 1973; Тольцман Т. И. Новое оборудование и механизация в аптеках и на галеновых производствах, Труды 1-го Моск. мед. ин-та, т. 61, с. 30, 1968.
Ю. П. Пивоваров, Н. Г. Прокофьева.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиесахасрара матрица судьбы