МЕДИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ УЧИЛИЩА — высшие медицинские учебные заведения, существовавшие в России в конце 18 в. и готовившие врачей для армии, военно-морского флота и гражданской службы. М.-х. у. возникли в результате реорганизациигоспитальных школ (см.) в 1786 г. и находились в ведениимедицинской коллегии (см.).

Было создано три М.-х. у.— Московское, Петербургское и Кронштадтское. Существовавшее с 1783 г. в Петербурге Калинкинское М.-х. у., преподавание в к-ром велось на нем. языке, было ликвидировано в 1802 г., не сыграв существенной роли в развитии мед. образования и науки в России; учащиеся были переведены в медико-хирургическую академию (см.Военно-медицинская академия).

С 1788 г. стало функционировать М.-х. у. при Елизаветградском военном госпитале для пополнения врачами армии, действовавшей на русско-турецком фронте. В 1797 г. оно было закрыто, учащиеся распределены по другим М.-х. у.

Петербургское и Московское М.-х. у. в конце 1798 г. были преобразованы в медико-хирургические академии, а Кронштадтское упразднено в 1799 г. Большую роль в организации М.-х. у. играли предложения, разработанные А. М. Шумлянским и М. М. Тереховским. Учащиеся М.-х. у., в отличие от воспитанников госпитальных школ, были освобождены от непосредственного мед. обслуживания больных, а профессорско-преподавательский состав — от выполнения административных обязанностей по госпиталям. Работа в б-цах носила характер практических клинических занятий, дополнявших теоретический курс. В М.-х. у. по сравнению с госпитальными школами были значительно расширены программы преподавания и изменен учебный план, учреждены кафедры, возглавляемые профессорами.

Каждое училище имело три кафедры: 1) анатомии, физиологии и хирургии; 2) патологии, терапии и мед. практики; 3) ботаники, materia medica (лекарствоведение) и химии. Имелись курсы рисования и латинского языка. В 1787 г. во всех М.-х. у. была организована четвертая кафедра — акушерства, женских и детских болезней, а с 1793 г. введено преподавание математики и физики.

Учащихся в училища набирали гл. обр. из воспитанников духовных семинарий; после двух лет обучения им присваивалось звание подлекаря, а по окончании полного курса обучения (7 лет) — лекаря.

Ввиду недостатка врачей допускалась и более ранняя сдача экзаменов для получения установленных мед. званий.

В 1795 г. было утверждено разработанноеС. С. Андреевским и Я. О. Саполовичем «Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся», согласно к-рому был установлен пятилетний срок обучения. На первых трех курсах изучались математика, физика, химия, ботаника, анатомия, физиология, materia medica, рецептура, патология, терапия, хирургия и секционный курс. Окончание их давало право на звание подлекаря. На четвертом курсе изучались хирургия и акушерство. После сдачи экзаменов четвертого курса учащимся присваивалось звание кандидата хирургии. На пятом году обучения учащиеся обязаны были сделать четыре крупных операции на трупе и приготовить два анатомических препарата, кроме того, учащиеся дежурили в клинической палате, вели больных, имели под наблюдением учащихся третьего года обучения, представляли на рассмотрение профессора составленные самостоятельно истории болезни. По окончании полного курса выпускникам присваивалось званиелекаря (см.).

Наибольшее значение придавалось наглядности обучения. Так, профессору химии и ботаники предписывалось «производить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед тем на словах»; профессору физиологии — «изъяснять физиологию во всей ее подробности, которая не только словами, но произведением физиологических опытов над живыми скотами сопровождаться долженствует». Профессора избирались «ученым собранием»; кандидат на должность профессора обязан был представить оригинальную научную работу, прочитать пробную лекцию на русском языке и ответить на вопросы по своей специальности. Для подготовки к профессорской должности при кафедрах устанавливались должности адъюнкта.

Система обучения врачей в русских М.-х. у. выгодно отличалась от мед. образования, принятого в то время в большинстве стран Зап. Европы. Училища имели анатомические театры, физические и химические лаборатории, мед. библиотеки; преподавание клинических дисциплин проводилось на базе крупных госпиталей. Широкая разносторонняя программа теоретических курсов, ярко выраженный клинический метод преподавания основных мед. дисциплин, продолжение материалистических традиций М. В. Ломоносова и его учеников — все это обеспечивало высокий уровень подготовки русских врачей. Вместе с тем в М.-х. у. использовался также и положительный опыт работ зарубежных мед. школ (Лейденского и Страсбургского ун-тов, Парижской хирургической академии и др.).

Среди профессоров М.-х. у. были крупнейшие русские клиницисты; H. М. Амбодик-Максимович, Г. И. Базилевич (1759—1802), Н. К. Карпинский, Я. О. Саполович (1766— 1830), Ф. Т. Тихорский (1733—1814), A. И. Федоровский, А. М. Шумлянский и др.; ботаники и фармакологи Г. Ф. Соболевский (1741 — 1807) и М. М. Тереховский; химик B. М. Севергин (1765—1826) и др.

H. М. Амбодиком-Максимовичем, Н. К. Карпинским, М. М. Тереховским и др. были созданы оригинальные учебные руководства на русском языке.

Из числа выпускников М.-х. у. стали известны как выдающиеся ученые П. А. Загорский, Е. О. Мухин, И. А. и Т. А. Смеловские И др.

См. такжеМедицина,Медицинское образование.

Библиография: История Московского военного госпиталя, сост. А. Н. Алелеков и Н. И. Якимов, М., 1907; П а л к и н В.Н. Первая медицинская школа на Украине, Врач, дело, № 1, ст. 81, 1953; он же, Рукописные научные труды русских врачей 18-го века, Здравоохр. Казахстана, № 8, с. 37, 1953; о н ж е, Русские госпитальные школы 18-го века и их воспитанники, М., 1959; Ч и с т о в и ч Я. А. История первых медицинских школ в России, Спб., 1883.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеаркан матрица судьбы