МЕДИКО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА ВЕДОМСТВ — самостоятельная мед.-сан. служба, создаваемая для мед. обеспечения специфических задач и функций, выполняемых нек-рыми министерствами и ведомствами (министерства обороны, гражданской авиации, путей сообщения и др.), и руководства подчиненными им медицинскими учреждениями. М3 СССР координирует деятельность мед. учреждений ведомств по вопросам леч.-проф, помощи, сан.-эпид, обслуживания населения, охраны территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инф. заболеваний и осуществляет контроль за их деятельностью (см.Законодательство о здравоохранении).
Реорганизация мед.-сан. дела в стране после Великой Октябрьской социалистической революции предусматривала на первом этапе создание врачебных коллегий при Реввоенсоветах и ряде народных комиссариатов (Наркомате путей сообщения и др.). 24 января 1918 г. В. И. Ленин подписал декрет об образовании Совета врачебных коллегий, который явился высшим мед. органом рабоче-крестьянского правительства. Однако маломощные, разрозненные мед. службы ведомств не могли проводить широкие оздоровительные мероприятия, которых требовало крайне неблагополучное сан. положение страны. В целях объединения всего мед.-сан. дела Совнарком РСФСР И июля 1918 г. принял декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения, который объединил разобщенную сеть мед.-сан. службы в стране. При Наркомздраве РСФСР среди 6 отделов было создано 2 ведомственных — военно-санитарный и путей сообщения с подотделами: железнодорожным и водных путей.
С целью обеспечения непосредственной связи развития мед. службы с дальнейшим строительством Вооруженных Сил СССР постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1929 г. Военно-санитарное управление Рабоче-Крестьянской Красной Армии было выведено из ведения Наркомздрава РСФСР и включено в состав Наркомвоенмора СССР (см.Медицинская служба).
Обращение Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) ко всем партийным, советско-хозяйственным, железнодорожным, профсоюзным и комсомольским организациям о железнодорожном транспорте от 15 января 1931 г. предусматривало коренную реконструкцию ж.-д. транспорта страны и его всестороннее укрепление.
28 апреля 1931 г. СНК СССР принял постановление о передаче мед.-сан. учреждений, обслуживающих ж.-д. транспорт, из ведения народных комиссариатов здравоохранения республик в ведение Народного комиссариата путей сообщения, организовав при последнем Транспортное врачебно-санитарное управление, в 1942 г. реорганизованное в Главное врачебно-санитарное управление Мин-ва путей сообщения.
Мед.-сан. обеспечение речников, моряков, рыбаков, а также пассажирских перевозок по водным путям осуществляется мед. службой водного транспорта. Функции вод-здравотделов, организованных в пределах пароходств мин-в морского и речного флота, возложены на центральные бассейновые б-цы, подчиняющиеся, как правило, мин-вам здравоохранения союзных республик (см.Водный транспорт).
Высокие требования к состоянию здоровья летного и наземного состава гражданского воздушного флота СССР поставили ряд важных мед.-сан. проблем и вызвали необходимость создания в 1948 г. самостоятельной мед.-сан. службы ГВФ и при организации в 1964 г. Мин-ва гражданской авиации — формирования Мед.-сан. управления МГА СССР.
Сложность условий труда и быта строителей нефте- и газопроводов явилась следствием создания специальной службы — Санитарного управления М3 РСФСР при Мин-ве строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. Ведомственные мед.-сан. службы строят свою работу с учетом специфических факторов соответствующих видов трудовой деятельности (напр., условий полета в гражданской авиации, ночных рейсов на железной дороге и др.), а также с учетом требований М3 СССР, координирующего их деятельность. Мед.-сан. службы ведомств имеют свои научные базы, позволяющие им успешно решать специфические мед. задачи.
Медицинская служба Министерства гражданской авиации СССР (МГА) оказывает леч.-проф, помощь работникам гражданской авиации, членам их семей и пассажирам воздушного транспорта, а также организует санитарно-эпидемиологическое обеспечение объектов гражданской авиации; осуществляет мед. обеспечение безопасности полетов — проведение мед. экспертизы годности летного состава и бортпроводников к летной работе и диспетчерского состава к руководству воздушным движением, а также лиц, поступающих в учебные заведения гражданской авиации; обеспечивает санаторно-курортное лечение летного состава; определяет тематику научно-исследовательских работ в области авиационной медицины и обеспечивает внедрение результатов этих исследований и передового опыта в практическую работу; решает специфические вопросы психофизиологии летного и диспетчерского труда.
Работой мед. службы гражданского воздушного флота руководит начальник Медико-санитарного управления Мин-ва гражданской авиации СССР, при к-ром функционирует Центральная аттестационная комиссия и мед. совет. В состав управления входят отделы: авиационной медицины и леч.-проф, помощи, сан.-эпид., санаторно-курортный, планово-финансовый. Управлению непосредственно подчинены: Центральная врачебно-летная экспертная комиссия — высший экспертный орган мед. службы МГА; Центральная клиническая б-ца с поликлиникой— ведущее леч.-проф. учреждение службы; Центральная СЭС — ведущее сан.-эпид, учреждение. Научно-исследовательские работы для мед. службы ведомства выполняет Филиал авиационной медицины Государственного НИИ гражданской авиации. Специализация и усовершенствование авиационных врачей ведутся на кафедре авиационной медицины ЦИУ врачей.
Мед.-сан. управлению МГА СССР подчинена мед.-сан. служба территориальных производственных управлений (объединений) гражданской авиации, в состав которых входят МСЧ объединенных авиационных отрядов (предприятий) и учебных заведений, амбулатории, врачебно-летные экспертные комиссии, СЭС, профилактории для летного состава, детские дошкольные учреждения. Мед.-сан. служба территориального производственного управления (объединения) является его структурной частью и возглавляется начальником мед. — сан. службы.
Мед. отбор, врачебно-летное экспертное освидетельствование, контроль за мед. обеспечением полетов и состоянием здоровья летного и диспетчерского состава осуществляют врачи-эксперты МСЧ авиационного предприятия, которые выдают лицензию на право профессиональной работы на борту самолета и управления воздушным движением.Врачебно-летная экспертиза (см.) проводитсяврачебно-летной комиссией (см.), к-рая определяет годность членов экипажа по состоянию здоровья к летной работе, а абитуриентов — к летному обучению. Задача врачебно-летной экспертизы выявить или исключить заболевания (состояния) организма, препятствующие выполнению летной работы и управлению воздушным движением, а также не допустить к летной работе больных и лиц, которые, будучи практически здоровыми, не могут адаптироваться к специфическим условиям летного труда. Поэтому в процессе экспертизы, кроме общеклинических и функциональных методов обследования, направленных на выявление явных или скрытых заболеваний, проводятся испытания на тренажерах, в барокамерах, и т. д., с помощью которых определяется переносимость специфических факторов полета (ускорения, изменение давления, шум и др.)? а также прогнозируется летная работоспособность.
Мед. обеспечение полетов на авиационном предприятии и непосредственно на аэродроме осуществляет авиационный врач летного отряда, мед. осмотр экипажа перед вылетом производит врач здравпункта предполетного контроля (см.Полеты) Предполетный мед. контрол — часть экспертизы здоровья членов экипажа с целью не допустить к рейсу больных пилотов и лиц с признаками утомления. Мед. помощь авиаработникам и пассажирам воздушного транспорта осуществляют специалисты МСЧ на основе общих принципов советского здравоохранения; сан.-эпид, надзор на объектах авиационных предприятий и учреждений обеспечивают специалисты СЭС.
Врачебно-санитарная служба Министерства путей сообщения СССР (МПС) осуществляет организацию мед.-сан. обеспечения на ж.-д. транспорте, является неотъемлемой частью общегосударственной системы здравоохранения. Мед.-сан. обеспечение на ж.-д. транспорте имеет особенности, обусловленные спецификой ж.-д. транспорта, производственная структура к-рого не совпадает с административно-территориальным делением страны. Большинство ж. д. проходит по территории ряда областей, краев и автономных республик, а некоторые дороги — по территории нескольких союзных республик. Это требует единого управления мед.-сан. обеспечением на ж.-д. транспорте.
Врачебно-санитарные службы дорог и сеть леч.-проф, учреждений обеспечивают мед. помощь железнодорожникам, строителям новых железных дорог, работникам метрополитенов, членам их семей и пассажирам, а также осуществляют контроль за сан. благополучием на ж. д. страны.
Врачебно-санитарная служба осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение безопасности движения поездов, в т. ч. контроль за состоянием здоровья железнодорожников, условиями их труда, разрабатывает специальные нормативы мед. осмотров для отдельных профессий, специфичных для ж.-д. транспорта. Напр., в целях сохранения здоровья, снижения утомляемости работников локомотивных бригад и повышения гарантии безопасности движения поездов с 1965 г. на ж. д. введены предрейсовые мед. осмотры машинистов локомотивов и их помощников.
Каждая ж. д. с ее врачебно-санитарной службой и сетью леч.-проф, учреждений является организационнозавершенной производственно-хозяйственной единицей. Работа леч.-проф, и сан.-проф. учреждений на ж.-д. транспорте тесно связана с управлениями МПС, производственными службами ж. д., промышленными предприятиями и общественными организациями. Сеть мед. учреждений построена по линейно-участковому принципу. Это определяет особенности в организации мед. помощи железнодорожникам, работающим и проживающим на линейных станциях, удаленных от населенных пунктов, особенно на дорогах Казахстана, Средней Азии, Севера и Дальнего Востока. Для этого имеется парк специализированных вагонов: флюорографических, бактериологических, радиологических, лабораторий, амбулаторий, станций переливания крови и др.
На ж.-д. транспорте имеется св. 700 б-ц, в которых развернуто св. 110 тыс. коек, из них 90 б-ц мощностью от 300 до 1000 коек. Продолжается работа по укрупнению б-ц, строительству новых крупных стационаров, в К-рых функционируют специализированные кардиол., гастроэнтерол. и др. отделения. На базе многопрофильных центральных, дорожных и некоторых отделенческих б-ц размещены клин, кафедры мед. ин-тов страны, где железнодорожники получают специализированную мед. помощь.
Амбулаторно-поликлиническая помощь железнодорожникам и членам их семей осуществляется более чем 700 поликлиниками и амбулаториями на крупных ж.-д. узлах и 600 линейными амбулаториями на промежуточных ж.-д. станциях. Леч.-проф. помощь работникам ж.-д. транспорта организуется по принципу цеховой участковости. Рост сети здравпунктов на предприятиях МПС, фельдшерско-акушерских пунктов, мед. пунктов на вокзалах и числа больничных коек за 1945 —1977 гг. представлены в таблице.
Таблица. Рост числа больничных коек и сети амбулаторных медицинских учреждений на железнодорожном транспорте за 1945 — 1977 гг.
Показатели |
Годы |
||||
1945 |
1950 |
1958 |
1972 |
1977 |
|
Число коек в больницах и род. домах (в тыс.) |
35,7 |
45,6 |
63 , 7 |
100,5 |
111,1 |
Здравпункты |
920 |
1202 |
1345 |
1669 |
1903 |
Мед. пункты на вокзалах |
337 |
338 |
319 |
346 |
355 |
Фельдшерскo-акушерские пункты |
952 |
1190 |
1557 |
1741 |
1834 |
На большинстве вокзалов имеютсякомнаты матери и ребенка (см.).
Сан.-эпид, служба ж.-д. транспорта располагает ок. 350 СЭС, которые осуществляют контроль за проведением сан.-гиг. и противоэпид, мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения окружающей природной среды, на оздоровление условий труда, быта и отдыха работников ж.-д. транспорта, ж.-д. строительства; за соблюдением сан.-гиг. и сан.-противоэпид, правил перевозки пассажиров и грузов. В функции СЭС также входят предупреждение и снижение инфекционной заболеваемости. В составе сан.-эпид, службы имеются санитарно-контрольные пункты и противочумные станции (см.Противочумные учреждения).
Врачебно-санитарной службой МПС организовано медико-санитарное обеспечение строителей Байкало-Амурской ж.-д. магистрали. Достижения мед. науки, результаты научных исследований, выполненных Всесоюзным НИИ ж.-д. гигиены, кафедрами ин-тов, базирующихся в б-цах МПС. по профилактике, диагностике и лечению заболеваний, улучшению условии труда, быта и отдыха работников ж.-д. транспорта, метрополитенов, строителей новых железных дорог, а также членов их семей, широко внедряются в практическую работу.
Библиография: Гигиена и физиология труда на железнодорожном транспорте, под ред. А. А. Прохорова, М., 1973; Исаков П. К. и др. Теория и практика авиационной медицины, М., 1975, библиогр.; Лавников А. А. Основы авиационной медицины, М., 1971, библиогр.; Некоторые вопросы здравоохранения на железнодорожном транспорте, под ред. Н. Д. Лежнева, с. 4, М., 1968; Руководство по гигиене водного транспорта, под ред. Е. П. Сергеева, М., 1974; Руководство по медицинскому обеспечению полетов в гражданской авиации (РМОП ГА-78), М., 1978.
С. Ф. Мельник, В. Ф. Токарев, А. Е. Шахгельдянц.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы складчина