МЕДИЦИНСКИЕ УЧИЛИЩА — специальные учебные заведения для подготовки среднего медицинского персонала — фельдшеров, акушерок, санитарных фельдшеров, фельдшеров-лаборантов, медицинских сестер, медицинских сестер детских лечебно-профилактических учреждений, зубных врачей, зубных техников. Подготовка техников по монтажу и ремонту рентгеновской и электромедицинской аппаратуры, техников по эксплуатации и ремонту радиоэлектронной мед. аппаратуры, мед. техников-оптиков осуществляется в электротехнических мед. техникумах, а подготовка фармацевтов со средним образованием — в фарм, училищах или на фарм, отделениях мед. училищ (см.Фармацевтическое образование).

По организационным, учебным и методическим вопросам М. у. руководствуется Положением о средних специальных учебных заведениях СССР, другими положениями и инструкциями, издаваемыми Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР и М3 СССР.

Подготовка средних медработников в России началась в первой половине 18 в. (см.Медицинское образование). К 1913 г. имелось 124 учебных заведения— фельдшерские, фельдшерско-акушерские школы, курсы сестер милосердия при Общинах Красного Креста, расположенных гл. обр. в центре России. Всего к 1913 г. в России насчитывалось 53 тыс. средних медработников, в т. ч. ок. 29 тыс. фельдшеров, 15 тыс. акушерок и 10 тыс. сестер милосердия. Большая часть средних медработников самостоятельно работала на фельдшерско-акушерских пунктах, в амбулаториях.

Коренные преобразования в системе среднего мед. образования были произведены после 1917 г., когда был взят курс на решение основной задачи — обеспечение населения бесплатной медпомощью. Средние мед. школы, независимо от их ведомственного подчинения, были переданы в ведение Наркомздрава РСФСР* некоторые из них были укрупнены. В 1928 г. в стране было 108 мед. техникумов с контингентом учащихся св. 23 тыс. чел.

Бурные темпы индустриализации страны, коллективизация сельского хозяйства, освоение новых р-нов Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии, повышение культурного уровня населения города и села потребовали резкого увеличения количества медработников, в т. ч. средних мед. кадров.

В соответствии с постановлением СНК СССР «О подготовке средних медицинских, зубоврачебных и фармацевтических кадров» (1936) мед. техникумы были реорганизованы в фельдшерские школы с 3-годичным сроком обучения, акушерские школы с 2-годичным сроком обучения, школы медсестер с 2-годичным сроком обучения, зубоврачебные школы с 3-годичным сроком обучения и др. В 1936 г. количество средних мед. школ составляло 602 (св. 129 тыс. учащихся), а в 1940 г. оно достигло 985-(почти 229 тыс. учащихся).

В годы Великой Отечественной войны сеть средних мед. учебных заведений несколько сократилась. В послевоенные годы подготовка средних мед. кадров вновь расширилась. Были введены новые профили подготовки (фельдшер-лаборант, санитарный фельдшер и др.), изменились сроки обучения. В 1954 г. мед. школы были реорганизованы в М. у.

В 1979 г. в стране насчитывалось всего 626 средних мед. учебных заведений, размещенных на территории всех союзных республик (см. табл.). Союзные, автономные республики, области и края обеспечиваются среднимимедицинскими кадрами (см.) гл. обр. из выпускников местных М. у. в соответствии с потребностью.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДНИХ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ПО СОЮЗНЫМ РЕСПУБЛИКАМ И ЧИСЛО УЧАЩИХСЯ В НИХ (на 1 октября 1979 г.)

Союзная республика

Количество учебных заведений

Число учащихся

РСФСР

359

238515

УССР

99

61557

БССР

18

12929

Узбекская ССР

21

22994

Казахская ССР

27

27389

Грузинская ССР

13

3371

Азербайджанская ССР

11

6969

Литовская ССР

6

4637

Молдавская ССР

7

7888

Латвийская ССР

8

3929

Киргизская ССР

9

6599

Таджикская ССР

6

6139

Армянская ССР

6

5601

Туркменская ССР

5

3899’

Эстонская ССР

3

1379

Учебные заведения союзного подчинения и других ведомств

28

7948.

Всего

626

421743

Условия зачисления в М. у. регламентированы Правилами приема в средние специальные учебные заведения СССР. На дневное отделение М. у. принимаются лица в возрасте до 30 лет (на вечернее отделение — без ограничения возраста), имеющие общеобразовательную подготовку не ниже 8 классов и сдавшие вступительные экзамены. В первую очередь зачисляются лица, набравшие на вступительных экзаменах большее количество баллов.

Продолжительность срока обучения в М. у. зависит от общеобразовательной подготовки учащихся и избранной специальности. По специальностям фельдшерской, акушерской, санитарно-фельдшерской, если подготовка осуществляется на базе 8 классов, установлен срок обучения 3 года 6 мес., а на базе 10 классов — 2 года 6 мес. Обучение в М. у. (так же как и в других учебных заведениях СССР) бесплатное. Большинство учащихся обеспечивается государственной стипендией.

Общее организационно-методическое руководство М. у. осуществляется Главным управлением учебных заведений М3 СССР, к-рое разрабатывает мероприятия по организации и совершенствованию системы среднего мед. образования, обобщению и распространению передового опыта учебно-методической работы, единые учебные планы и программы, программы по специализации и усовершенствованию средних мед. кадров, планы издания учебников и учебно-наглядных пособий и т. д. Учебные планы по подготовке средних мед. кадров утверждаются Мин-вом высшего и среднего специального образования СССР, что обеспечивает единые требования по подготовке специалистов со средним специальным образованием во всех отраслях народного хозяйства.

Непосредственное руководство М. у. осуществляют директор-врач, отвечающий за проф. подготовку и воспитание специалистов в духе высоких нравственных качеств и идейной убежденности, а также заместитель директора по учебной работе и заведующие отделениями, которые, помимо административной и воспитательной работы, ведут педагогическую работу.

Медицинское училище имени академика Д. К. Заболотного, г. Винница.

При директоре М. у. и под его председательством организуется педагогический совет, предназначенный для коллегиального обсуждения вопросов учебно-методической, идеологической, политико-воспитательной работы, физического развития и др. В его состав входят преподаватели, гл. врачи мед. учреждений, в которых учащиеся проходят практическое обучение, представители общественных организаций М. у. Кроме того, создаются методические комиссии из числа наиболее квалифицированных преподавателей данного М. у., которые разрабатывают методики преподавания отдельных дисциплин, обсуждают календарные планы уроков, планы работы преподавателей, программы, учебники и т. д.

В 1978 г. в М. у. работало св. 47 тыс. преподавателей, 96% которых составляли специалисты с высшим образованием. Преподаватели общеобразовательных дисциплин составляют 14%, а преподаватели общемедицинских и специальных дисциплин 86% от общего числа преподавателей. Значительная часть преподавателей-врачей совмещает работу в М. у. с основной работой в леч.-проф. учреждениях. К практическим занятиям по уходу за больными, по работе в операционной, перевязочной привлекаются также квалифицированные средние медработники.

При М. у. имеются библиотеки, которые бесплатно обеспечивают учащихся учебниками и учебными пособиями на весь период обучения, а также выдают для чтения художественную литературу, журналы, газеты.

Во всех М. у. учебный год начинается 1 сентября. Два раза в год учащимся предоставляются каникулы.

В соответствии с учебным планом все изучаемые предметы распределены по курсам и семестрам. Только после успешного изучения всех предметов предыдущего курса учащегося переводят на следующий курс.

Кабинет анатомии в медицинском училище, г. Нижний Тагил.

В учебных планах значительная часть времени отводится на практическую подготовку учащихся, к-рая включает: 1) приобретение практических навыков в леч.-проф, учреждениях, закрепленных в качестве учебной базы за соответствующим М. у.; врачи и средний медперсонал этих леч.-проф, учреждений одновременно с основной работой занимаются обучением слушателей училищ; 2) учебно-производственную практику в конце каждого года обучения с отрывом от занятий в течение 1—4 нед. последовательно в качестве санитарки, младшей медсестры, медсестры, акушерки; 3) производственную практику по специальности сроком 2 мес. в б-цах, на фельдшерских пунктах, в роддомах и т. д. (часто по месту будущей работы специалиста). В связи с применением в леч.-проф, учреждениях большого количества лечебной и диагностической аппаратуры в программы М. у. включены разделы по правилам эксплуатации аппаратуры и технике безопасности при обращении с ней.

После успешного окончания курса обучения учащиеся сдают государственные экзамены Государственной экзаменационной комиссии: напр, фельдшера сдают государственные экзамены по обществоведению, внутренним болезням с уходом за больными, хирургическим болезням, детским болезням; медсестры — по обществоведению, внутренним болезням с уходом за больными, хирургическим болезням с уходом за больными и детским болезням с уходом за детьми и т. д. Выдержавшие государственные экзамены получают диплом с присвоением квалификации и направляются на работу по специальности в леч.-проф, учреждения.

Лица, окончившие М. у. и получившие диплом «с отличием», пользуются правом поступления в мед. ин-ты на льготных условиях — они, как и лица, окончившие среднюю школу с золотой медалью, сдают вступительный экзамен только по одному профилирующему предмету. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 августа 1974 г. «О мерах по дальнейшему совершенствованию руководства средними специальными учебными заведениями и об улучшении качества подготовки специалистов со средним специальным образованием» педагогическим советам средних специальных учебных заведений предоставлено право разрешать выпускникам (до 10% выпуска дневных отделений), имеющим отличные и хорошие оценки по всем предметам, поступать в установленном порядке в дневные высшие учебные заведения по соответствующей специальности непосредственно после окончания средних специальных учебных заведений.

Все остальные средние медработники имеют право поступать на дневные отделения высших учебных заведений после 3 лет работы по специальности. Ежегодно в мед. ин-ты страны поступает до 16—18% средних медработников (от плана приема в ин-ты).

Средний медперсонал всех категорий и профилей в СССР рассматривается в качестве помощников врачей различных специальностей, однакоакушерки (см.), фельдшера, сан. фельдшера (см.Фельдшер) могут работать самостоятельно под общим руководством врача. Медсестры проводят лечение и выполняют процедуры только в соответствии с назначениями и указаниями лечащего врача (см.Медицинская сестра).

Актуальной проблемой является подготовка мед. сестры-администратора — гл. медсестры б-цы, к-рая является администратором, организатором и воспитателем среднего и младшего медперсонала. Их подготовка производится из числа наиболее опытных, высококвалифицированных и дисциплинированных медсестер на специальных 3-месячных курсах.

Специфика работы среднего медперсонала обязывает его постоянно, в течение всей профессиональной деятельности, повышать уровень знаний, приобретенных в М. у. Решение этих задач осуществляется в процессе постдипломной подготовки, проводимой по двум направлениям: 1) усовершенствование, к-рое преследует цель повысить теоретические знания и практические навыки фельдшеров, акушерок, медсестер и других специалистов; 2) специализация — приобретение медработником, имеющим законченное среднее мед. образование, более узкой специальности.

Формы повышения квалификации, наименование циклов специализации и усовершенствования, их продолжительность регламентированы М3 СССР. Специализация и усовершенствование средних мед. и фарм, кадров проводились в 1979 г. по 108 специальностям, в т. ч. специализация по 11 специальностям. Продолжительность цикла от 1 до 6 мес. в зависимости от специальности.

Учебная аптека в фармацевтическом училище, г. Ленинград.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977) в каждой союзной республике создаются училища повышения квалификации работников со средним мед. и фарм, образованием. Училища осуществляют специализацию и усовершенствование средних медработников по основным специальностям, а также организационно-методическое руководство и контроль за повышением квалификации средних медработников на местных базах.

Распространенной формой повышения квалификации средних медработников являются мероприятия, проводимые на базах леч.-проф, учреждений со сроком обучения до 1 мес. (декадники, семинары, лекции, прерывистые курсы, дни фельдшера, акушерки, медсестры), а также ежемесячно проводимые сестринские конференции.

Особой формой повышения квалификации является индивидуальная подготовка (специализация) на рабочих местах. Она осуществляется под руководством опытных специалистов по индивидуально разработанному плану. Продолжительность обучения на рабочем месте от 10 дней до 1 мес.

В целях обобщения передовых форм и методов организации учебного процесса, обмена опытом идеологической, политико-воспитательной работы, координации учебно-методической работы по общемедицинским, клиническим и специальным дисциплинам, организации сотрудничества мед. ин-тов и средних мед. учебных заведений в стране создана серия базовых мед. и фарм, училищ, располагающих положительным опытом подготовки специалистов, обеспеченных квалифицированными преподавательскими кадрами, использующих в качестве практических баз крупные леч.-проф., сан-гиг. и другие учреждения системы здравоохранения.

Лингафонный кабинет в медицинском училище № 18, г. Москва.

В зону деятельности базового училища включается не менее 5 училищ, расположенных на территории края, области, АССР и союзных республик, не имеющих областного деления. Базовые училища непосредственно подчинены главным управлениям (управлениям, отделам) учебных заведений министерств здравоохранения союзных республик.

Для обобщения и распространения передового педагогического опыта в базовых училищах создается методический кабинет, в состав к-рого входят методисты, председатели методических цикловых комиссий базового училища, наиболее опытные квалифицированные руководители и преподаватели курируемых учебных заведений.

Библиография: Бойко А. Г. Среднее медицинское образование в Молдавии, под ред. М. Я. Гехтмана, Кишинев, 1973; Перечень тем и распределение часов по учебным планам, утвержденным в 1972 году для средних медицинских и фармацевтических учебных заведений, М., 1973; Планирование и разработка программ для сестринских служб, М., ВОЗ, 1974; Подготовка и использование фельдшеров в СССР, Хроника ВОЗ, т. 26, № 11, с. 503, 1972; Учебник для подготовки медицинских сестер, под ред. Г. В. Архангельского, М., 1973.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеалгоритм матрицы судьбы