МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР — центральный союзно-республиканский отраслевой орган государственного управления, осуществляющий руководство здравоохранением в СССР.

Центральный государственный орган управления здравоохранением возник впервые в мире в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Строительство новой системы организации здравоохранения стало одной из важных задач социалистического государства. 26 октября (8 ноября) 1917 г. при Петроградском военнореволюционном комитете был организован мед.-сан. отдел. Этому отделу, к-рый фактически стал первым центральным органом здравоохранения, было поручено организовать медпомощь восставшим рабочим и крестьянам и начать перестройку всего мед.-сан. дела в стране.

В. И. Ленин, признавая необходимость иметь высший государственный орган по руководству здравоохранением, предлагал сначала организовать мед.-сан. отделы местных Советов, а затем, накопив опыт, приступить к созданию Наркомздрава. По инициативе В. И. Ленина при ряде народных комиссариатов — по внутренним делам, путей сообщения, по народному просвещению и др.— начали организовываться мед. коллегии, из к-рых 24 января (6 февраля) 1918 г. декретом СНК за подписью В. И. Ленина был организованСовет врачебных коллегий (см.) — высший правительственный мед. орган. Совет врачебных коллегий проделал большую работу по организации и укреплению мед.-сан. отделов местных Советов, по вовлечению в их деятельность широких кругов медработников и общественности.

I Всероссийский съезд мед.-сан. отделов, состоявшийся в Москве 15—18 июня 1918 г., признал «необходимым создание единого центрального органа — комиссариата здравоохранения, ведающего всем медико-санитарным делом». В соответствии с Конституцией РСФСР, принятой 10 июля 1918 г. V Всероссийским съездом Советов, наряду с другими наркоматами предусматривалась организация и Народного комиссариата здравоохранения. Декретом от И июля 1918 г. СНК РСФСР учредил Народный комиссариат здравоохранения РСФСР, а 18 июля В. И. Ленин подписал положение о нем, определившее его задачи, права, обязанности и организационную структуру. При Наркомздраве на правах совещательного органа был образован Центральный медико-санитарный совет и для разработки научно-практических вопросов —Ученый медицинский совет (см.). С образованием других союзных республик в них также организовывались народные комиссариаты здравоохранения.

30 декабря 1922 г. в Москве I съезд Советов союзных республик утвердил Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Для координации мероприятий в области здравоохранения в целом по стране совещание наркомов здравоохранения союзных и автономных республик уполномочило наркома здравоохранения РСФСР Н. А. Семашко быть их представителем при Правительстве СССР. Наркомздрав РСФСР провел большую работу по обеспечению единства организационных основ и построения дела здравоохранения в союзных республиках. Конституцией СССР 1924 г. к ведению высших органов государственной власти и органов государственного управления СССР было отнесено «установление общих мер в области охраны народного здравия». Непосредственное руководство здравоохранением оставалось за союзными республиками и осуществлялось ими через наркомздравы республик.

Исключительно важное значение для дальнейшего улучшения руководства здравоохранением в стране имело постановление ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. «Об образовании народного комиссариата здравоохранения Союза ССР». Конституция СССР 1936 г. определила его как союзно-республиканский орган государственного управления, устанавливающий основные начала в области здравоохранения. С этого времени здравоохранение как отрасль народного хозяйства стало относиться к совместному ведению Союза ССР и союзных республик. На Наркомздрав СССР были возложены функции руководства здравоохранением через наркомздравы союзных республик и управления переданными в его непосредственное подчинение учреждениями и предприятиями. Образование Наркомздрава СССР способствовало совершенствованиюпланирования здравоохранения (см.) в союзном масштабе, развитию общесоюзного сан. законодательства, улучшению мед. дела в союзных республиках, обобщению передового опыта и сплочению медработников в борьбе за решение задач по укреплению мед.-сан. обороны страны.

Значительно усилившаяся в годы Великой Отечественной войны централизация перспективного и текущего планирования развития здравоохранения, распределения капитальных вложений, материально-технического снабжения стала в послевоенные годы в определенной мере связывать инициативу союзных республик в деле восстановления и развития сети учреждений здравоохранения. В связи с этим в 1954 г. была проведена реорганизация центрального аппарата М3 СССР (в 1946 г. наркоматы переименованы в мин-ва); ряд оперативных функций был передан в ведение мин-в здравоохранения союзных республик, а после образования в 1967 г. общесоюзногоМинистерства медицинской промышленности (см.) в ведение этого мин-ва перешло производство лекарственных средств и мед. техники.

В соответствии с положением о М3 СССР, утвержденным Советом Министров СССР 17 июля 1968 г., главными задачами М3 СССР являются: обеспечение всемерного развития отрасли как составной части народного хозяйства страны, развития сети и материально-технической базы учреждений здравоохранения, подготовки мед. и фарм, кадров (см.Медицинские кадры) в целях наиболее полного удовлетворения потребностей населения в общедоступной бесплатной высококвалифицированной медицинской помощи; выполнение государственных плановых заданий по развитию отрасли; осуществление мероприятий по улучшению использования медицинских кадров, материальных и финансовых ресурсов, выделяемых на нужды здравоохранения, повышение эффективности использования капитальных вложений, снижение стоимости и сокращение сроков строительства мед. объектов; проведение единой технической политики в отрасли, развитие научных исследований в области медицины, повышение эффективности работы НИИ, внедрение достижений науки и техники и передового опыта в медицинскую практику, внедрение научной организации труда и прогрессивных методов управления; совершенствование системы подготовки и повышения квалификации кадров, создание условий для наилучшего использования их знаний и опыта; развитие профилактического направления в охране здоровья населения; обеспечение сан.-эпид. благополучия страны; разработка мероприятий поохране материнства и детства (см.); обеспечение населения и леч.-проф, учреждений лекарственными средствами, бактерийными и вирусными препаратами, а также изделиями мед. назначения (см.Аптечное управление,Медицинское снабжение,Союзмедтехника).

Компетенция М3 СССР как отраслевого органа государственного управления определяется Советом Министров СССР. В своей деятельности М3 СССР руководствуется законами СССР, прежде всего Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении (см.Законодательство о здравоохранении), указами Президиума Верховного Совета СССР, постановлениями и распоряжениями Правительства СССР и другими нормативными актами, общим положением о мин-вах СССР, а также положением о М3 СССР и обеспечивает правильное применение действующего законодательства в учреждениях, организациях и на предприятиях системы мин-ва.

Наряду с осуществлением предусмотренных общим положением о мин-вах функций в области планирования, капитального строительства, материально-технического снабжения, финансов, кадров, труда и заработной платы, а также связей с зарубежными странами М3 СССР решает большой круг специфических для здравоохранения вопросов. Оно изучает состояние здоровья населения, определяет основные направления развития системы здравоохранения в стране, разрабатывает и совместно с мин-вами и ведомствами СССР и советами министров союзных республик осуществляет мероприятия по предупреждению болезней, снижению заболеваемости, инвалидности и дальнейшему увеличению продолжительности жизни советских людей; разрабатывает нормативы медпомощи населению; по согласованию с Госпланом и Министерством финансов СССР утверждает единую номенклатуру и типовые категории учреждений здравоохранения, типовые табели их оснащения мед. техникой, специальным и другим оборудованием, штатные нормативы персонала учреждений здравоохранения системы мин-ва.

М3 СССР определяет потребность страны в специалистах с высшим и средним мед. и фарм, образованием, организует их подготовку в учебных заведениях, а также подготовку научно-педагогических и научных кадров в области медицины (см.Медицинское образование).

М3 СССР выявляет потребность учреждений системы здравоохранения и населения страны в целом в лекарственных средствах, бактерийных и вирусных препаратах, мед. технике, очковой оптике и в других предметах мед. назначения; обеспечивает проведение работ по изысканию новых лекарственных средств, созданию мед. техники и других изделий мед. назначения в учреждениях и организациях мин-ва; утверждает Государственнуюфармакопею (см.), выдает разрешение на применение для мед. целей и внедрение в производство лекарственных средств, бактерийных и вирусных препаратов и изделий мед. техники; осуществляет в установленном порядке государственный контроль за качеством лекарственных средств (см.Контроль лекарственных средств) и изделий мед. техники; разрабатывает общесоюзные планы распределения продукции мед. промышленности между союзными республиками, мин-вами и ведомствами СССР, дает разрешение на производство новых, а также на снятие с производства устаревших мед. изделий.

М3 СССР осуществляет в установленном порядке государственныйсанитарный надзор (см.) и методическое руководство сан.-проф, учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности; организует работу по охране территории СССР от заноса и распространения карантинных и других инф. заболеваний (см.Санитарная охрана территории), а также по вопросам сан.-эпид, обслуживания населения (см.Санитарно-эпидемиологическая служба).

М3 СССР осуществляет руководство и координирует деятельность леч.-проф., научно-исследовательских и других учреждений здравоохранения, не входящих в его систему.

М3 СССР решает и другие вопросы в пределах предоставленных ему прав и может поручать решение отдельных вопросов, входящих в его компетенцию, мин-вам здравоохранения союзных республик.

В компетенцию мин-в здравоохранения союзных республик входит разработка планов развития здравоохранения, руководство органами и учреждениями здравоохранения республиканского подчинения, решение других вопросов организации мед.-сан. помощи на своей территории, за исключением вопросов, отнесенных к ведению М3 СССР.

М3 СССР обобщает практику применения законодательства в системе мин-ва, разрабатывает предложения по его совершенствованию и вносит их в установленном порядке на рассмотрение Совета Министров. СССР.

Схема. Структура центрального аппарата Министерства здравоохранения СССР.

Организационная структура центрального аппарата М3 СССР устана вливается Советом Министров СССР (см. схему).

В основе организационной структуры М3 СССР лежат производственно-отраслевой и функциональный принципы, позволяющие наиболее эффективно осуществлять руководство системой здравоохранения. Такие структурные подразделения, как Главное управление леч.-проф. помощи, имеющее в своем составе управление кардиологии, управление онкологической помощи,

Главное управление леч.-проф, помощи детям и матерям, Главное сан.-эпид, управление, Главное аптечное управление и др., являясь подразделениями производственно-отраслевого тина, осуществляют все функции по руководству деятельностью нижестоящих органов и подчиненных им учреждений. Главное управление материально-технического снабжения, Госинспекция по контролю за качеством лекарственных средств и изделий мед. техники,

Управление проектирования и капитального строительства, Отдел государственной экспертизы проектов и смет и др. являются подразделениями функционального типа. Для организационно-методического и научно-практического руководства отдельными видами служб в штатах ряда структурных подразделений М3 СССР предусмотрены должностиглавных специалистов (см.).

При нек-рых структурных подразделениях мин-ва из числа ведущих ученых и наиболее квалифицированных работников органов и учреждений здравоохранения организуются различные комитеты, советы и комиссии, права и функции к-рых определяются задачами и полномочиями органа, при к-ром они функционируют.

См. такжеЗдравоохранение.

Библиография: Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик, М., 1977; Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении, М., 1970; Петров Б. Д. Первое в мире Министерство здравоохранения (к 60-летию Наркомздрава РСФСР), Гиг. и сан., № 6, с. 11, 1978; Постановление Совета Министров СССР «Об утверждении Общего положения о министерствах СССР», 10 июля 1967 г., в кн.: Собрание постановлений правительства СССР, № 17, с. 371, 1967; 60 лет советского здравоохранения, главн. ред. Б. В. Петровский, М., 1977.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиекалькулятор матрицу судьбы