НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА — накопленная народом в процессе исторического развития совокупность эмпирических знаний о проявлениях болезней, лечебных свойствах растений, веществ животного, минерального происхождения, а также ряд практических приемов, направленных на предупреждение и лечение болезней.

Н. м., в отличие от научной, не основывалась на теоретических предпосылках, знании физиологии, обоснованных представлениях о действии применяемых леч. средств. Выбор целебных средств и приемов производился эмпирически.

Н. м. возникла при первобытнообщинном строе. Леч. помощь раньше всего стала оказываться при травмах, отравлениях, родах, уходе за новорожденными. К более позднему периоду относится возникновение нек-рых специальных приемов лечения заболеваний с выраженными признаками (лихорадки, поражений кожи и др.).

С древних времен были известны целебные свойства не только ряда средств растительного и животного происхождения, но и минеральных вод, леч. грязей, климатических факторов, массажа. Охота и употребление в пищу мяса животных привнесли в Н. м. нек-рые представления об анатомии. Наивно-материалистические представления первобытного человека об окружающей действительности и ее влиянии на здоровье и болезнь уживались с мифологическими, позднее и с религиозно-мистическими.

Исторически Н. м. тесно связана сознахарством (см.); в ней имеется немало нерациональных и вредных средств и приемов, в т. ч. связанных с религиозными культами.

В рамках Н. м. существовала обширная ее область — народная гигиена, представлявшая собой обобщенный опыт народа по сохранению здоровья, работоспособности и нашедшая выражение в приемах обработки пищи, защиты от болезней, в т. ч. особенностях постройки жилищ, распорядке жизни и т. п. Подтвержденные опытом столетий народные гиг. знания были более обоснованы и носили более рациональный характер, чем те, к-рые относились к лечению болезней.

Сведения, накопленные Н. м., получили отражение в трудах крупных врачей древности: Сушруты, Гиппократа, К. Галена, А. Целъса, а позднее в произведениях Ибн-Сины и др. В средние века в странах Западной Европы Н. м. продолжала развиваться и являлась источником медпомощи для неимущих классов, особенно в сельских местностях.

На Руси, начиная с эпохи раннего феодализма (в Киевской Руси) и позднее в Московском государстве, отмечалась своеобразная «специализация» народных лекарей (см.Лекарь); выделялись «кровопуски», «костоправы», «очные» лекари, лекари, занимавшиеся лечением грыж, и др.

С появлением письменности ряд положений Н. м. стал записываться и распространяться в виде специальных книг — вертоградов, травников (см.Зелейники),лечебников (см.).

Б.Ф. Груздев описал более 300 таких русских книг, относящихся к 16 — 17 вв.

В Н. м. той или иной страны часто прослеживались влияния соседних или других стран. Так, сведения об индийской, тибетской медицине и Н. м. других стран Востока встречаются в древнерусской рукописной литературе начиная с 11 в.

Н. м. народов России изучалась участниками научных экспедиций в конце 18 в. П. С. Палласом, Гме-лином (J. Gmelin), И. И. Лепехиным, С. П. Крашенинниковым, В. Ф. Зуевым и др.

В 19 в. основоположники отечественной клинической медицины М. Я. Мудров, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин, Н. И. Пирогов и др. также изучали отдельные лечебные приемы и лекарственные средства, применявшиеся Н. м., и в нек-рых случаях вводили их с соответствующим научным обоснованием в практику.

Советская мед. наука берет из тысячелетнего опыта Н. м. все ценное, рациональное, очищая ее от религиозно-мистических наслоений.

В частности, изучение растительных леч. средств (см.Лекарственные растения), применявшихся в Н. м., проводится во Всесоюзном научно-исследовательском ин-те лекарственных растений и его филиалах.

См. такжеМедицина.

Библиография: Богоявленский Н. А. Индийская медицина в древнерусском врачевании, JI., 1956; он же, Древнерусское врачевание в 11-ом— 17-ом вв., М., 1960, библиогр.; он же, Отечественная анатомия и физиология в далеком прошлом, JI., 1970; ВысоцкийН. Ф. Очерки нашей народной медицины, Зап. Моск. археологическ. ин-та, т. 11, с. 1, 1911; Груздев Б.Ф. Русские рукописные лечебники, Л., 1946; Змеев JI. Ф. Чтения по врачебной истории России, Спб., 1896; Крючок Г. Р. Очерки истории медицины Белоруссии, Минск, 1976, библиогр.; Оганесян JI. А. История медицины в Армении с древнейших времен до наших дней, ч. 1 — 5, Ереван, 1946—1947; П а л к и н Б. Ц. Очерки истории медицины и здравоохранения Западной Сибири и Казахстана в период присоединения к России, Новосибирск, 1967; Петров Б. Д. Очерки истории отечественной медицины, М., 1962; П о-п о в Г. Русская народно-бытовая медицина, Спб., 1903; Российский Д. М. История всеобщей и отечественной медицины и здравоохранения, М., 1956; С к о-риченко -Амбодик Г. Г. Гигиена в доисторические времена, Спб., 1895; Ф л о р и н с к и й Б.М. Русские простонародные травники и лечебники, Казань, 1879; Ч а р у к о в с к и й А. А. Народная медицина, примененная к русскому быту и разноклиматности России, ч. 1 — 5, Спб!, 1844—1847; Шенгелия М. С. История медицины Грузии, Тбилиси, 1967; Эфендиев И. К. История медицины в Азербайджане с древнейших времен до 19-го века, Баку, 1964, библиогр.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиепример матрицы судьбы