Научно-технический прогресс, переход экономики на более интенсивный путь развития, комплексная автоматизация и механизация технологических процессов с применением ЭВМ обусловливают необходимость повышения уровня общеобразовательной и политической подготовки молодежи, ее трудового и нравственного воспитания. Меры, направленные на решение этих задач, определены постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984).

Реализации решений апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС и I сессии Верховного Совета СССР одиннадцатого созыва (1984 г.) по основным направлениям реформы общеобразовательной и профессиональной школы уделено большое внимание в исторических решениях XXVII съезда КПСС. Начатая реформа общеобразовательной и профессиональной школы предусматривает осуществление научно обоснованной долговременной программы совершенствования народного образования, реализацию ленинского принципа соединения обучения с производительным трудом, повышение эффективности обучения и коренное улучшение подготовки молодежи к самостоятельной жизни и труду, воспитание сознательных строителей нового общества.

Основные направления реформы школы предусматривают устранение повышенных учебных нагрузок на всех этапах обучения, создание благоприятных условий для перехода школ на односменную работу, развертывание групп и школ продленного дня, организацию условий для трудового и физического воспитания и внеучебной деятельности учащихся. Особое значение придается совершенствованию работы по профессиональной ориентации молодежи, укреплению материальной базы общеобразовательных, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений, улучшению оснащения кабинетов, мастерских, лабораторий современным оборудованим, приборами, инструментами и учебными пособиями. Предусмотрено также активное внедрение в учебный процесс информатики и электронно-вычислительной техники.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» (1984) сказано: «Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей, местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов».

В рамках комплексной программы научных исследований АМН СССР и Академии педагогических наук СССР по единой унифицированной методике изучались проблемы адаптации детей к обучению в школе, степень «школьной зрелости», функциональные возможности детей 6-летнего возраста и условия их обучения в подготовительных классах. Установлены нейрофизиологические критерии оценки готовности детей к обучению в школе, разработаны методические рекомендации по определению степени функциональной готовности детей к поступлению в школу, к-рыми широко пользуются научные сотрудники, врачи, педагоги.

Министерством просвещения СССР совместно с Министерством высшего и среднего специального образования СССР, Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию, Академией медицинских наук СССР и Академией педагогических наук СССР разработаны единые принципы общего образования молодежи в средних учебных заведениях, к-рые положены в основу новых учебных планов и программ.

Задачи, поставленные перед медицинской и педагогической наукой в области охраны и укрепления здоровья детей и подростков, были обсуждены на объединенном заседании президиумов АМН СССР и Академии педагогических наук СССР. Разработана комплексная программа совместных научных исследований на 1985 —1990 гг., связанных с реформой школы, с участием научных учреждений гигиенического, педиатрического, клинического и медико-биологического профиля, к-рой предусмотрено значительно расширить совместные научные исследования по таким проблемам, как физиология развития детского организма (изучение психофизиологических индивидуально-типологических особенностей, а также предпатологических изменений в состоянии здоровья детей); здоровье, воспитание и обучение детей школьного возраста (дальнейшее уточнение возрастных особенностей адаптации учащихся в условиях соединения обучения с производительным трудом, гигиеническое нормирование применения в педагогическом процессе новых технических средств обучения); физиолого-гигие-ническое нормирование нагрузок и оценка условий организации различных форм трудового обучения и производительного труда учащихся городских и сельских школ с учетом пола, возраста и состояния здоровья детей; определение содержания медицинских профессиональных консультаций с разработкой комплексных методик по выявлению психофизиологических особенностей школьников 7—11-х классов для оказания помощи в выборе профессии и др.

Осуществляется научная разработка мероприятий и рекомендаций, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенических и медицинских знаний учащихся средней общеобразовательной школы и учебных заведений системы профессионально-технического образования, чтобы каждый ученик владел минимумом знаний в области гигиены и медицины, умел поддерживать и укреплять свое здоровье.

Содержание

Гигиенические проблемы обучения детей с шести лет

Совместными медицинскими и педагогическими исследованиями, проведенными в период обоснования предложений для обучения детей с шести лет было установлено, что основная масса детей шести лет может обучаться в школе при строгом соблюдении требований, предусмотренных методическими указаниями М3 СССР и Министерства просвещения СССР (1985). Отмечено также, что некоторые дети шести лет не готовы к школе по уровню развития у них таких «школьно-необходимых» функций, как речь, слух, опорно-двигательный аппарат, координация движений пальцев рук и др. Это обусловлено особенностями высшей нервной деятельности шестилетних детей. У них высокая функциональная истощаемость клеток коры головного мозга, малая устойчивость внимания, быстро развивающееся «охранительное возбуждение», к-рое проявляется двигательным беспокойством и отвлечениями во время занятий, требующих внимания и сосредоточенности. У нек-рых детей еще не завершено развитие слухового и зрительного анализаторов: понижен слух, острота зрения составляет всего 0,86 вместо единицы, различительная чувствительность к цвету меньше и т. д. У таких детей снижена работоспособность, они легко утомляются, трудно адаптируются в школе. Научно доказана необходимость сокращения длительности уроков для детей шести лет до 35 мин.

Большие требования предъявляет учеба в школе к детям 6-летнего возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья. Перед поступлением в школу каждый 6-летний ребенок обследуется медико-педагогической комиссией, определяющей состояние здоровья и степень функциональной и интеллектуальной готовности детей к обучению.

В целях охраны здоровья 6-летних детей М3 СССР предложено местным органам здравоохранения обеспечить диспансеризацию детского населения начиная с 3-летнего возраста с целью определения функциональной готовности к обучению и проведения необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий, руководствуясь методическими рекомендациями, разработанными ВНИИ гигиены детей и подростков М3 СССР (1985).

Для 6-летних детей-школьников необходимы условия обучения и воспитания, обеспечивающие дневной сон, питание, физическое воспитание, достаточное пребывание на воздухе, подвижные игры и т. д. Органы санитарного надзора имеют право давать заключения о возможности организации учебы детей 6-летнего возраста в каждой конкретной школе и требовать соблюдения всех гигиенических требований к условиям и режиму обучения.

Организация учебного процесса и архитектурно-планировочные требования к зданию школы

В связи с реформой школы в системе народного образования произошли серьезные изменения: введена кабинетная система обучения, начиная с 4-го класса более широко применяются технические средства обучения (телевидение, кино, лингофоны ж пр.), укрупняются школьные здания (до 30—60 классов учащихся). Блочно-секционная структура зданий школ обеспечивает необходимые условия для организации дифференцированного режима занятий и отдыха учащихся с учетом возраста. Предусмотрены отдельный корпус для учащихся начальной школы (не выше 3 этажей), несколько входов в отдельные блоки с гардеробами. Принцип проектирования — разделение большого коллектива учащихся на возрастные группы, удобство связи с другими блоками и с участком. Наилучшие условия для организации учебной и внеучебной деятельности создаются в секциях для младших и в кабинетах и лабораториях для старших школьников, что обеспечивает соблюдение режима обучения, соответствующего возрастным- особенностям детей. Увеличены количество кабинетов и их площадь, структура и планировочные решения здания позволяют максимально сократить затраты времени на переходы из кабинета в кабинет (до 2 мин.), что увеличивает время отдыха между уроками.

Гигиенические исследования подтверждают необходимость расширенных до 4,0—4,5 м коридорных рекреаций, двухмаршевых лестниц, увеличения размеров лестничных площадок, устройства залов-холлов, расширенных площадок на стыках между коридорами и лестницами, а также между смежными коридорными рекреациями. Каждый класс должен быть обеспечен учебным кабинетом, где школьники получают необходимую информацию, кабинетом технических средств обучения. В школах необходимо иметь помещения для самоподготовки, игр, творческих занятий и отдыха.

Трудовое воспитание

Научные физиолого-гигиенические исследования показали, что правильно организованный труд оказывает оздоровительное действие на организм детей и подростков. При этом характер и длительность труда обязательно должны соответствовать состоянию здоровья и функциональным возможностям детей. Трудовое обучение может осуществляться только по безвредным и разрешенным органами здравоохранения профессиям.

Реализация положений реформы по трудовому воспитанию регламентирована постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984), «Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда» (1984), «О дальнейшем развитии системы профессионально-технического образования и повышении ее роли в подготовке квалифицированных рабочих кадров» (1984).

По мнению медиков, наилучшей формой организации трудового обучения являются учебно-производственный комбинат и учебные цехи, в к-рых возможно правильно организовать режим и гигиенические условия работы, дифференцировать характер труда и нагрузки в соответствии с возрастом и состоянием здоровья учащихся.

Советом Министров СССР утверждено положение о базовом предприятии общеобразовательной школы, согласно к-рому основной задачей совместной работы школы и базового предприятия является обеспечение общетрудовой политехнической подготовки учащихся 1—7-х классов и начиная с 8-го класса подготовки по массовым профессиям. Большое значение имеют условия труда, в связи с чем базовые предприятия (мастерские, учебные цеха), на к-рых будут работать подростки, должны отбираться и находиться под постоянным контролем санитарной службы. В качестве базовых предприятий следует выбирать предприятия с наиболее современной технологией и условиями труда, соответствующими санитарно-гигиеническим требованиям.

Новая программа трудового обучения учащихся общеобразовательной школы предусматривает введение дополнительного общественно полезного производительного труда в объеме 1 часа в неделю во 2—4-х классах, 2 час. в неделю в 5—7-х классах, 3 час. в неделю в 8—9-х классах и 4 час. в неделю в 10—11-х классах. Содержание общественно полезного труда в 1 —8-х классах предоставляется на усмотрение местных органов просвещения. Труд учащихся 10—11-х классов организуется на базовых предприятиях. Определен перечень специальностей, насчитывающий 760 профессий, по к-рым осуществляется трудовая подготовка учащихся.

В этих целях базовое предприятие создает на самом предприятии, в школе или в межшкольном учебно-производственном комбинате на правах своих структурных подразделений учебные цеха, участки, мастерские, стационарный лагерь труда и отдыха школьников, полевой стан ученической производственной бригады, школьное лесничество. Предприятие осуществляет техническое и хозяйственное обслуживание этих подразделений и ремонт помещений, выделяет в необходимом количестве оборудование, технику, другие изделия и материалы, спецодежду, земельный участок, направляет для обучения учащихся и руководства их трудом специалистов, квалифицированных рабочих и колхозников, организует питание, аттестует учащихся выпускных классов на присвоение начального тарифно-квалификационного разряда (классы, категории) по полученной профессии с выдачей соответствующего свидетельства (удостоверения).

На основании научных исследований разрабатываются новые и совершенствуются действующие гигиенические рекомендации по организации трудового обучения школьников. Обоснованы величина, объем и длительность нагрузки учащихся 12—14 лет, работающих в мастерских; предложена оптимальная структура трудовых занятий в мастерских и при выполнении сельскохозяйственных работ. Для 15—16-летних учащихся, работающих в учебно-производственных комбинатах и на летних практических работах, определены продолжительность ежедневной и общей работы, режим труда и отдыха и т. д. Большое внимание следует уделять медицинскому контролю за видом, условиями и режимом труда, к к-рому привлекаются школьники 11—14 лет.

Академия педагогических наук СССР и Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию продолжают совместные комплексные исследования по психологическим и медико-биологическим проблемам профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи.

Решение о допуске подростков к той или иной деятельности принимается только после тщательного изучения возможного влияния нек-рых видов труда на растущий организм и в индивидуальном порядке, т. е. с учетом уровня развития, состояния здоровья и функциональных возможностей каждого подростка. При этом первостепенное значение имеет строгое соблюдение законодательства о труде подростков, в к-ром отражен многолетний опыт науки и практики. Профессиональная подготовка учащихся 8—11-х (12-х) классов должна проводиться в строгом соответствии с учебными планами и программами, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Основными документами по охране труда школьников и подростков являются: «Список производств, профессий и работ, ка которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет», «Санитарно-гигиенические требования к организации трудового обучения учащихся 1—7-х классов», «Санитарно-гигиенические требования к организации режима и условий обучения школьников в меж-школьных учебно-производственных комбинатах и в цехах базовых предприятий».

Физическое воспитание

Благотворное влияние труда возможно лишь при наличии профессиональной пригодности подростка к данному труду, к-рая определяется возрастом, полом, отсутствием медицинских противопоказаний и соответствием психофизиологических свойств подростка требованиям, предъявляемым профессией к организму. Выявление профессиональной пригодности является неотъемлемым элементом профессиональной ориентации.

При решении вопроса о снижении возрастных ограничений в допуске подростков к ряду профессий нельзя исходить из представления об акцэлерации, т. к. ускорение развития, наблюдающееся в последние десятилетия, охватывает далеко не все системы и функции организма и не приводит к полному его повзрослению.

Подростковый период (с 12—13 до 17—18 лет) характеризуется активным развитием ряда физиологических и психических функций. По уровню физиологической зрелости головного мозга и формированию таких свойств личности, как воля, ответственность, эмоциональность, устойчивость, даже 16-летние подростки отличаются от 17-летних, поэтому возникающие при работе чрезвычайные ситуации могут стать источником стрессовых состояний, приводящих к заболеваниям нервной системы и травматизму.

Организм подростков более чувствителен к неблагоприятным воздействиям производственной среды, вредные последствия к-рых могут сказаться спустя несколько лет. Исследования НИИ гигиены детей и подростков М3 СССР показали, что среди лиц ряда профессий профессиональная патология проявляется раньше и сильнее у тех рабочих, к-рые приступили к работе в более молодом возрасте. Для предупреждения неблагоприятного влияния труда на основе многопрофильных научных исследований разработаны критерии профессиональной пригодности подростков к ряду профессий народного хозяйства (строительной, химической и легкой промышленности, машиностроения, сельского хозяйства и др.), пересмотрен перечень профессий и работ, на к-рых запрещается применение труда лиц до 18 лет, разработаны основы организации учебно-производственного процесса в учебных заведениях профессионально-технического образования. Уточнен перечень медицинских противопоказаний к профессиональному обучению и приему на работу подростков, установлена зависимость состояния здоровья учащихся от профиля училища, режима обучения, возраста к началу обучения и других факторов.

Среди многих проблем реформы общеобразовательной и профессиональной школы особое значение придается физическому воспитанию учащихся, повышению физического развития и двигательной активности. Значительный удельный вес труда и физического воспитания в общей структуре образования возлагает большую ответственность на работающих в школе педиатров, определяющих допустимый для каждого школьника вид и объем труда, физкультуры и спорта и осуществляющих повседневный контроль за влиянием труда и спорта на каждого школьника.

На основании изучения физической работоспособности и функциональных возможностей организма детей дошкольного возраста разработана методика организации занятий физическими упражнениями детей на открытом воздухе в детском саду. Предложена методика тренировки основных процессов нервной деятельности дошкольников путем физических упражнений. Выявлены критические возрастные периоды (3 года, 5 лет и 7 лет), когда происходит выраженная перестройка морфофункционального развития. В эти периоды особенно важно целенаправленное воздействие средств физического воспитания. Разработаны методика комплексной оценки эффективности двигательного режима и рекомендации по организации физического воспитания детей старших групп детских садов.

Изучение влияния беговых упражнений на функциональное состояние организма детей дошкольного возраста показало, что длительное использование беговых упражнений (в течение 2 лет) положительно сказывается на физической подготовленности детей, улучшает координацию их движений. Как показали исследования, нормирование в дошкольном возрасте должно предусматривать умеренное напряжение функциональных систем детского организма, что обеспечит тренировку и оздоровление организма детей.

Разработана классификация среднесуточной двигательной активности и обоснованы гигиенические принципы ее нормирования для детей и подростков (от 3 до 15 лет). Изучена роль недостаточной двигательной активности (гипокинезии) в возникновении комплекса полиморфных расстройств, затрагивающих не только локомоторный аппарат, но и сердечно-сосудистую и дыхательную системы, иммунологическую реактивность, обмен веществ растущего организма. Разработаны принципы и методика определения морфофункциональной готовности школьников к сдаче норм ГТО; качественные и количественные критерии оценки влияния физических нагрузок на организм детей и подростков.

Установлены критерии оценки влияния больших тренировочных нагрузок на организм юных пловцов, гимнастов и бегунов высоких спортивных разрядов. Определено, что одним из ранних признаков изменения физической тренированности является более рациональное распределение крови в пользу работающих мышц. Выявление морфофункциональных особенностей сердца подростков с разным уровнем физической подготовленности (по данным эхокардиографии) дало возможность определить критерии тренированности юных спортсменов.

В результате многолетних исследований обобщены материалы по нормированию двигательной активности городских и сельских школьников с определением общей суточной двигательной активности, к-рая является одним из важных показателей, характеризующих состояние здоровья, развития и успеваемости школьников.

Выявлены возрастные особенности влияния генетических факторов на развитие физической работоспособности. Разработан метод прогнозирования физической работоспособности, к-рый может быть использован при спортивной и профессиональной ориентации и отборе школьников.

Наблюдения показали перспективность интенсификации двигательной деятельности учащихся 7—8-х классов (не занимающихся спортом) на уроках физкультуры для улучшения их физической подготовленности.

Выявлены возрастно-половые закономерности двигательной подготовленности школьников 10—13 лет на первом этапе выполнения нормативных требований комплекса ГТО в зависимости от скорости их роста и развития. В результате многолетних динамических наблюдений за юными спортсменами-пловцами 13—17 лет установлены возрастные периоды прироста основных показателей физического развития, физической работоспособности, определены особенности кардиодинамики и адаптивных механизмов аппарата внешнего дыхания юных пловцов.

Новая программа по физической культуре в школе направлена на дальнейшее совершенствование физического воспитания школьников, повышение эффективности преподавания физической культуры. Обеспечение высокой двигательной нагрузки, динамичности, эмоциональности — одно из существенных требований к современному уроку. Преподавание физической культуры предполагает также дифференцированный подход к учащимся, учитывающий состояние их здоровья, физическое развитие и физическую подготовленность. Непременным условием является привитие умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что два урока физкультуры в неделю не дают оптимального объема двигательной нагрузки, необходимого для функционального и структурно-морфологического совершенствования растущего организма, поэтому реформой предусмотрено расширение внеурочных форм физических занятий: утренняя гимнастика дома и до занятий в школе, физкультминутки и игры на перемене, внеклассная спортивно-массовая работа, спортивные секции, физкультурно-оздоровительные мероприятия в выходные дни.

В целях контроля за результативностью преподавания физической культуры в школе во всех классах 2 раза в год рекомендуется проводить проверку физической подготовленности учащихся по результатам выполнения комплекса контрольных нормативов. Итоги проведенных испытаний анализируются и должны доводиться до сведения учащихся, родителей, педагогического коллектива. Важное место в программе занимает правильное планирование учебного материала на уроках физической культуры.

Основными направлениями дальнейших научных исследований по гигиене физического воспитания детей и подростков являются индивидуальное нормирование физических нагрузок для детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, с учетом не только возраста и пола, но и степени их физической подготовленности, физического развития, а также гигиеническое обоснование программных и нормативных требований по физической культуре для детей и подростков; изучение возрастно-половых особенностей и функциональных возможностей организма для гигиенического нормирования физических нагрузок; разработка медико-биологических критериев спортивного отбора и ориентации, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков.

Результаты научных исследований в области гигиены обучения и воспитания подрастающего поколения имеют большое значение в осуществлении реформы общеобразовательной и профессиональной школы.

Библиогр.: Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза, М., 1986; Бережков Л. Ф., Глушкова Е. К. и Попова H. М. Сравнительная гигиеническая оценка обучения детей 6-летнего возраста при различных формах его организации, Гиг. и сан., JSfi 10, с. 34, 1982; Гигиенические аспекты реформы общеобразовательной школы, под ред. С. М. Громбаха, М., 1985; Громбах М. С. Об обучении детей 6-летнего возраста (гигиенический аспект), Сов. педагогика, Jsft 12, с. 42, 1981; О реформе общеобразовательной и профессиональной школы, Сборник документов и материалов, М., 1984; Салиходжаев С. С.,Файзиева М. Ф. и Ишанханова С. А. Гигиена школьника в условиях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, Ташкент, 1986; Сердюковская Г. Н. Задачи гигиенической науки в связи с реформой общеобразовательной и профессиональной школы, Гиг. и сан., № 7, с. 4, 1984; Сухарев А. Г. Медицинские аспекты профориентации школьников, Школа и производство, № 2, с. 54, 1984; Сухарева Л. М. и др. Унифицированная методика изучения физиолого-гигиенических аспектов профессиональной ориентации и профессионального отбора молодежи, М., 1985.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрицу судьбы скачать