Арканы древнего Таро пронумерованы по порядку римскими цифрами от I до XXI; затем идет последняя композиция, которая отличается от остальных тем, что на ней отсутствуют какие-либо цифры. По порядку она двадцать вторая, но се символическое значение соответствует нулю, ибо Дурак — это персонаж, который не должен приниматься в расчет, так как интеллектуально и морально он попросту не существует. Не осознавая своих действий и не отвечая за них, он пассивно и бесцельно блуждает по жизни, движимый своими неразумными побуждениями. Он не принадлежит себе, он одержим и безумен в полном смысле этого слова. Пестрота его наряда указывает на то, что он постоянно подвергается множеству несогласованных воздействий и влияний. В тюрбане Дурака, который раздулся от его причуд и прихотей, сочетаются четыре цвета — красный, зеленый, белый и желтый, причем красный близок к оранжевому, цвету разрушительного огня, символа опасных идей. Такого же цвета палка, которую Дурак держит в правой руке как совершенно бесполезный предмет, не находя ей никакого применения. Он не пользуется ею ни как тростью, ни как опорой и уж тем более не пытается исследовать с ее помощью лежащий перед ним путь, как это делает Отшельник (IX). Бессмысленно уставившись в облака, он бредет во власти своих импульсов, не задумываясь о том, куда лежит его путь.
Левой рукой Дурак поддерживает на правом плече короткую, плохо оструганную дубинку, на которой подвешена сума с драгоценным для него грузом глупостей и безумств, основанных на чрезмерном идеализме вот, кстати, почему эта палка синего цвета.
Желтые штаны Дурака спущены и выставляют на всеобщее обозрение то, что должны были бы скрывать. Это неприличное зрелище заставляет нас вспомнить о том, что приключилось с Моисеем, когда он захотел встретиться лицом к лицу с Яхве. Поскольку невыразимое всегда от нас ускользает, мы должны довольствоваться созерцанием творения, которое соответствует обратной стороне божества. Мы должны быть достаточно разумны для того, чтобы не выходить за пределы, установленные нашим разумом. Нам не под силу постичь Бесконечность, и как только мы пытаемся к ней приблизиться, из наших уст начинает исходить всякий вздор Поэтому не будем уподобляться Дураку, который, хотя в его левую икру вцепилась белая рысь, вынужден шагать без остановки, ибо его путь, как путь Вечного Жида, не имеет ни конца, ни цели. Эта тропа бесконечна и никуда не ведет.
Рысь, взгляд которой пронзителен и ужасен, гонит несчастного к опрокинутому обелиску, за которым его поджидает крокодил, готовый сожрать то, что должно вернуться в хаос, то есть в изначальную субстанцию, из которой образовался этот упорядоченный мир. Символ трезвости ума и угрызений совести, которые возникают после осознания совершенных ошибок, рысь смогла бы задержать человека, способного судить здраво, но Дурака она остановить не в силах и своими укусами лишь приближает его к неизбежной участи.
Нельзя, однако, утверждать, что к этому несчастному уже никогда не вернется разум, ибо у его ног мы видим ярко-красный тюльпан, который, хотя и склонил свою головку, но еще не совсем увял. Цветок еще жив, и это говорит о том, что разум не покидает окончательно людей, которые безответственны, но ни в чем не повинны. Кроме того, мы видим на Дураке дорогой золотой пояс который плохо сочетается с убогостью его нелепого наряда.
Этот пояс состоит из пластинок, которых, несомненно, должно быть двенадцать, по числу знаков зодиака, ибо этот пояс обвивает тело космогонического персонажа огромной важности. Дурак символизирует все, что находится вне сферы познаваемого, Бесконечность за пределами конечного, абсолютное за пределами относительного. Он не кто иной, как Апсу, бездонная пучина, прародитель богов, которого они спрятали за пределами этого Мира, когда захватили власть в свои руки. Ибо Апсу наслаждался своей бесконечностью и не хотел из нее выходить. Он никогда бы ничего не создал, если бы его союз с изначальной и недифференцированной субстанцией не сделал его, помимо его воли, отцом первой божественной пары. Эти первые боги обнялись и начали танцевать по кругу или, иными словами, развиваться, порождая движение, которое создает все сущее. Представляя себе сына и дочь Апсу, не пытайтесь уподоблять их людям, ибо своей неясной формой они напоминают скорее змей, чем нас, — вероятнее всего, Уробороса, змея, который кусает свой собственный хвост и очень похож на пояс Дурака. Не исключено, однако, что в данном случае мы имеем дело с более простым символизмом и образованный этим поясом круг соответствует Квасцам — изначальной соли алхимиков, знаком которой является идеально круглый ноль. Квасцы — соль всех солей, или, иначе, нематериальный субстрат всего материального. Это мнимое ничто, заполняющее изначальную пустоту, из которой появляется все сущее; пассивная субстанция, олицетворением которой выступает Дурак.
Этот назидательный персонаж предупреждает нас о тех заблуждениях, которые подстерегают наш разум, когда он намеревается преодолеть границы реальности, начало и конец которой обозначают Арканы I и XXI, Алеф и Тау. Аркан без номера символизирует то, что не следует принимать в расчет, нереальный фантом, который мы называем Небытием, противопоставляя его Всеединому, за пределами которого немыслимо никакое существование. Мудрец не позволяет словам обмануть себя; отнюдь не пытаясь отрицать Бытие словесно, он ищет Дурака в самом себе, осознавая пустоту узкой человеческой личности, которая занимает столько места в наших жалких занятиях. Давайте наконец признаем, что мы — ничто, и тогда Таро раскроет нам свою последнюю тайну! Из всех созвездий символизму последнего Аркана Таро наилучшим образом соответствует созвездие Цефея, царя Эфиопии, мужа Кассиопеи (Аркан 11, Папесса) и отца Андромеды, обнаженной девушки Аркана XVII. Африканский монарх был черен, и этот же цвет мы придаем Дураку, хотя средневековым рисовальщикам все же не пришло в голову изобразить его негром, как не пришло в голову сделать черной Папессу, хранительницу тьмы, бездны, в которой теряется разум. Дочь чернокожего отца, Андромеда (девушка Аркана XVII), даже если ее мать была белой женщиной (что в принципе не исключено), должна изображаться в лучшем случае с каштановыми, но уж никак не светлыми волосами. Но все эти астрономические сопоставления, которые мы проделываем с такой легкостью, были чересчур сложны или вообще немыслимы для создателей Таро, поэтому их работа еще подлежит некоторому усовершенствованию. На небесной сфере Цефей стоит ногами на кончике хвоста и задней части туловища Малой Медведицы, и та просто не может его укусить, чего нельзя сказать о рыси, которая яростно набрасывается на икру Дурака.

0 аркан. Прорицательные толкования

Парабрахман, Апсу, бездонная пучина, Абсолют, Бесконечность, Энсоф. То, что находится за пределами нашего понимания. Иррациональное, абсурд Пустота, Ничто, космогоническая Ночь. Изначальная субстанция. Духовный распад, уничтожение. Нирвана.
Пассивность, импульсивность, потворство слепым инстинктам, желаниям и страстям. Безответственность, безрассудство, безумие. Неспособность управлять собой и противостоять внешним влияниям. Медиумизм, зависимость, утрата свободы воли. Порабощение.
Ничтожество. Игрушка скрытых сил. Отсутствие равновесия, делающее человека уязвимым для внушений и влияний извне. Восприимчивость к гипнотическому воздействию. Орудие в руках других людей. Безрассудство. Профан, непригодный для посвящения. Слепец, шагающий навстречу своей погибели. Дурак, потакающий своим прихотям. Нечувствительность, безразличие, беспечность. Человек, который неспособен осознать свои ошибки и потому не мучается угрызениями совести.
– Первые халдейские божества имели двойственную, одновременно и мужскую, и женскую природу. Универсальную субстанцию оживляют два змееподобных существа — змеи Гермеса, родители жизни. Они есть на кадуцее, а также на символе зодиакального созвездия Рака. Широкое распространение культа змеи в глубокой древности объясняется тем, что в центре космогонических мифов наших предков часто оказывались боги, которые имели форму этого животного.

матрица судьбы сайт


Арканы в Таро:

Массимилиано Филадоро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Папюс 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

М.С. Бушуев1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

А. Костенко 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

А.А. и А.Г. Котельниковы 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Герд Циглер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Даниела Крис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Джейн Лайл 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Лариса Мун 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Мишель Моран1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Мэри Грир 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Освальд Вирт 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

П. Скотт Голландер 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Сандра Табата Цицеро и Чик Цицеро 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Стюарт Р. Каплан 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Тереза Френсис 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Эндрю Тэйвас 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0

Энни Лайоннет 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6 / 7 / 8 / 9 / 10 / 11 / 12 / 13 / 14 / 15 / 16 / 17 / 18 / 19 / 20 / 21 / 0