ОБОРОНИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ (син.реакции защиты) — комплекс поведенческих реакций, выражающихся в форме отдельных или сочетанных проявлений признаков реакций агрессии (ярости, гнева) и избегания (страха), направленный на сохранение особи и вида в условиях действия неблагоприятных факторов окружающей среды.

Двигательные реакции (убегать — нападать), специфичные для проявления ярости и страха и вариантов их сочетанного проявления, отражают биол, значимость О. р. как тактического приема в реакциях адаптации, когда проявления только агрессии или только избегания уступают место смешанному компромиссному варианту, наиболее гибкому и целесообразному в данных условиях. С этой точки зрения представления И. П. Павлова о пассивных и активных оборонительных реакциях отражают одну из попыток подчеркнуть разное соотношение аверсивных (избегательных) и агрессивных тенденций животного в зависимости от его индивидуальных свойств и особенностей подкрепления.

Реакции ярости и страха принято рассматривать как эмоциональные реакции, ориентированные гл. обр. на контроль внешней ситуации, и, следовательно, представляют определенные стандартизированные способы реагирования на наиболее типичные ситуации среды.

Реакции страха как филогенетические древние формы адаптивного поведения направлены на самосохранение путем активного избегания реального или потенциально опасного фактора (хищника, ядовитого вещества и т. д.), а при невозможности избежать — путем пассивного приспособления (реакции замирания, мнимой смерти, позы пассивного подчинения и др.), позволяющего уменьшить или предупредить действие вредных факторов. Реакция агрессии — филогенетически более поздняя форма адаптивного поведения — направлена на сближение с объектом с целью достижения определенных выгод путем борьбы с ним или для демонстративных действий, для установления иерархических отношений в сообществе и т. д. Реакции агрессии и страха сопровождают разные формы поведения — пищевое, сексуальное, материнское и др. У нек-рых видов проявление агрессии необязательно (напр., у грызунов в отсутствии конкуренции из-за пищи), но у хищников оно становится необходимым средством выживания и включается как необходимое звено в пшцедобы-вательное поведение.

Проявление О. р. определяется многочисленными внешними и внутренними факторами. У животных с преобладанием относительно жестких, врожденных, программ поведения О. р. могут быть вызваны так наз. ключевыми, или пусковыми, раздражителями (силуэт хищной птицы для цыпленка, крик предостережения и тревоги и др.). У детей (и у молодых животных) О. р. в форме страха проявляется на любой новый и достаточно сильный раздражитель, в т. ч. на резкие изменения в деятельности внутренних органов.

У взрослых животных возможность проявления О. р. в форме агрессии повышается при увеличении численности животных в популяции, при голодании, половом возбуждении, т. е. при наличии какой-либо выраженной биол, потребности или состояния стресса. У человека О. р. в форме немотивированной раздражительности и беспричинных конфликтов могут быть вызваны бедностью впечатлений, однообразием и монотонностью работы, длительным пребыванием в малочисленном коллективе. Поэтому комплектование групп для длительного пребывания в условиях относительной изоляции обычно проводится с обязательным учетом психологической совместимости в условиях дефицита сенсорной информации.

На ранних стадиях онтогенеза О. р. у человека и животных носят характер специализированных стереотипных рефлексов типа отдергивания, отряхивания, выплевывания горьких и, следовательно, потенциально ядовитых веществ. В возрасте б—8 мес. у ребенка вырабатываются достаточно стойкие стереотипы, связанные с процедурой кормления, вкусом пищи, режимом и т. п. Поэтому ломка установившегося стереотипа, напр, при помещении в ясли (сад), может вызвать реакцию протеста, или фрустрации (отказ от новой пищи, негативное отношение к новому лицу). Как показали М. Я. Студеникин, Ю. А. Макаренко, H. Н. Бурмистрова (1979), эмоциональный стресс у детей в связи с поступлением в новый коллектив и ограничением контактов с матерью сопровождается существенными изменениями метаболизма, неспецифических защитных механизмов терморегуляции и является одним из факторов, снижающих резистентность к инфекциям.

Центральные механизмы, участвующие в осуществлении простых стереотипных О. р. (отдергивание конечности, отряхивание и др.), расположены на уровне спинного и продолговатого мозга. Целенаправленные О. р. формируются в процессе обучения и осуществляются при участии неокортекса и лобных долей. Эксперименты с избирательным выключением определенных структур мозга позволили выявить нек-рые функц, различия между ними. Так, разрушение вентромедиальных ядер гипоталамуса усиливает проявление реакции избегания и изменения поведения, напоминающее одичание; повреждение поясной извилины и медиальных отделов таламуса тормозит реакцию активного избегания, усиливая пассивные формы О. р. типа замирания.

Вопрос о наличии биологически активных веществ (гормонов, медиаторов, пептидов), избирательно изменяющих О. р., окончательно не решен. Вместе с тем показана существенная роль М- и N-холинергических структур мозга в механизмах возникновения О. р. Представление о роли моноаминоергических структур мозга в интеграции О. р. получило новое объяснение: обнаружено, что при введении ряда нейротропных средств в мозг наряду с общим повышением активности у животного происходит усиление агрессивных тенденций. С другой стороны, многие транквилизаторы способствуют уменьшению страха и тревоги, практически не изменяя порогов реакции агрессии и само-стимуляции.

Характер проявления О. р. значичительно модифицируется под влиянием гормонов. В частности, у животных наблюдается усиление агрессивных тенденций при повышении уровня андрогенов у самцов и пролактина у самок. Гормоны щитовидной железы усиливают агрессивность у животных обоих полов. Менее ясны данные о механизмах действия АКТГ и стероидных гормонов коры надпочечников. Введение больным АКТГ или кортизона в терапевтических целях вызывает непредсказуемые изменения настроения; предполагают, что характер эмоциональных реакций при этом зависит от исходного эмоционального состояния. Г. Селъе — автор концепции об общем адаптационном синдроме как неспецифической реакции организма на стрессор — выдвинул представление о кататаксических и синтаксических гормонах, к-рые он рассматривает соответственно как тканевые аналептики и транквилизаторы, и условно выделил активный, наступательный (кататоксический) и пассивный, примиренческий (синтаксический), варианты поведения, рекомендуя последний как более предпочтительный для сохранения здоровья.

Нарушения О. р., имея различное происхождение, проявляются гл. обр. в избирательном усилении или ослаблении тревоги и страха или агрессии. У детей раннего возраста в условиях сенсорной депривации и дефицита социального общения могут возникнуть своеобразные защитные реакции в форме упорного стремления сосать пальцы, ритмических движений головы и туловища. У детей более старшего возраста способы защиты от чрезмерной опеки родителей или строгих требований педагогов могут проявляться негативизмом и рядом вредных привычек (кусание ногтей, выдергивание волос, тики и др.). В отдельных случаях у детей, а также у эмоционально незрелых субъектов выраженная реакция страха вызывает мозаику симптомов, свойственных филогенетически древним формам защиты,— двигательную бурю или эмоциогенный ступор, оцепенение — т. е. реакции типа «животного гипноза». У взрослого человека реакции выраженного страха сопровождаются снижением перцептивных, мнемонических и других психических функций (напр., снижение скорости переработки информации, уменьшение пропускной способности сенсорных каналов), что в конечном итоге затрудняет принятие адекватного решения. И наоборот, эмоции активного стенического типа, стремление к самоутверждению, так наз. спортивная злость и др., как правило, повышают эффективность разных видов деятельности.

Следует подчеркнуть, что в отличие от агрессивных реакций реакции страха и тревоги с трудом поддаются угашению и нередко выступают в качестве обязательного симптома при нек-рых форхмах психосоматической патологии. Страх, напр., возникая как естественная реакция на внезапное изменение в деятельности внутренних органов (приступ бронхиальной астмы, аритмии и т. п.), в дальнейшем фиксируется в памяти и может провоцировать наступление соматических расстройств по механизму порочного круга.

Различные О. р. (приступы неудовольствия, немотивированного страха, злобности, ярости или даже агрессивности) могут быть симптомами органического поражения отдельных структур головного мозга, в частностиамигдалоидной области (см.).

Форма и частота проявления О. р. характеризуют поведение индивида. Социологический анализ взаимоотношений внутри малых групп показал, что лидер в микроколлективе, как правило, обладает инициативой, активностью и самоконтролем. В сообществе животных вожаком становится наиболее агрессивный и физически сильный самец.

Количественная оценка О. р. используется при определенных видах проф. отбора для характеристики поведения в нек-рых критических ситуациях, требующих активных и адекватных действий (деятельность летчика, диспетчера, строителя-высотника и др.). Такой проф. отбор проводится при помощи комплекса методов, включающего опросники, психологические тесты, ряд специальных приемов, имитирующих падение, аварии, а также исследований на специальных тренажерах.

Экспериментальные исследования О. р. на животных проводят путем создания конфликтных ситуаций, с помощью ноцицептивной стимуляции или стимуляции защитных зон мозга. Реакция агрессии, напр., может быть воспроизведена введением больших доз фенамина или кофеина, а также способами, имитирующими нек-рые естественные ситуации (тест открытого поля, тест на «социальное доминирование» и др.)- О- Р- широко используются при этологических методах наблюдения, в частности при изучении иерархической организации в популяции животных и т. д.

Библиография: Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса, М., 1968; Березин Ф. Б., Мирошников М. П. и Рожа-н e ц Р. В. Методика многостороннего исследования личности, М., 1976; Вальд-ман А. В., Козловская М. М. и Медведев О. С. Фармакологическая регуляция эмоционального стресса, М., 1979; К о см о линек ий Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях, М., 1976; Макаренко Ю. А. Системная организация эмоционального поведения, М., 1980; Милнер П. Физиологическая психология, пер. с англ., М., 1973; С т у д е-никин М. Я., М а к а р e н к о Ю. А. и Бурмистрова H. Н. Адаптация детей к условиям среды, Вестн. АМН СССР, № 10, с. 20, 1979; Экологическая физиология человека, Адаптация человека к экстремальным условиям дошкольного учреждения и лечебного стационара, под ред. О. Г. Газенко и др., с. 625, М., 1979; Экспериментальная психология, под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже, пер. с франц., в. 3, М., 1975.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбу калькулятор