Од – персонаж скандинавской мифологии, которого считали либо смертным человеком, либо богом. С древнескандинавского Óðr означало «неистовство», «божественное безумие». Ода считали супругом Фрейи, от которого богиня родила двух прекрасных дочерей – Хносс и Герсими. Однако Од исчез, и Фрейя везде его разыскивала. Од также мог быть ипостасью бога Одина.
Словарь
ОД (др.-исл. oдr, букв. «исступление» и «поэзия») в скандинавской мифологии бог, муж Фрейи, которая оплакивает золотыми слезами его отсутствие (он в дальних странствиях). «Од» этимологически совпадает с Одином и, вероятно, представляет собой его ипостась. е. М.
Имя Ода
На древнескандинавском имя Од пишется как Óðr или Óð. Есть также англизированный вариант Odr или Od. Имя может означать следующее:
- неистовство;
- божественное безумие;
- неистовый, яростный, нетерпеливый;
- разум, чувство;
- песня, поэзия;
- некоторые исследователи дают вариант «безумный».
Считается, что изначально имена Ода (Óðr) и Одина (Óðinn) были связаны. Имя Ода было изначальной формой и источником имени Одина.
В Старшей Эдде
В «Старшей Эдде» есть несколько частей, где упоминается Од. «Прорицание вёльвы» содержит кеннинг «Ода жена», который используется в отношении Фрейи. Кеннинги – это метафоры, поэтические обозначения для каких-либо понятий или персонажей. Они часто встречаются в скальдической поэзии. Данный кеннинг «жена Ода» указывает на связь Фрейи и Ода.
Вот этот момент из «Прорицания вёльвы»:
25 Тогда сели боги
на троны могущества
и совещаться
священные стали:
кто небосвод
сгубить покусился
и Ода жену
отдать великанам?
В «Песне о Хюндле» упоминается персонаж, имя которого пишут как Œdi. В русском переводе его тоже передают как «Од». Неизвестно, тот ли это персонаж, что и супруг богини. Это может быть также и кто-либо другой из её фаворитов.
Персонажа Œdi упоминает вёльва по имени Хюндла. Фрейя пришла к ней, чтобы разузнать о родословной Оттара, своего преданного почитателя (либо также любовника). Оттар неустанно служил богини, чем и заслужил такую награду. Хюндла в своей речи насмехается над Фрейей и говорит о её распутстве. Вёльва говорит, что к Оду (Œdi) богиня прибежала, полная желания.
В «Песне о Хюндле» это описывается так:
47 Ты к Оду стремилась,
желаньем томясь,
и другие к тебе
под подол забирались;
ты по ночам,
распутная, бегаешь,
как Хейдрун с козлами
бегать умеет».
Но всё же упоминание данного персонажа осталось загадкой. Хюндла не говорит ничего больше, и непонятно, про какой случай она говорит. Некоторые исследователи предполагают, что эта строка появилась в результате правок. В ней нет намёка на Ода, там просто говорится про характер Фрейи, у которой было много любовников.
Младшая Эдда
В Младшей Эдде об Оде говорится в «Видении Гюльви». В этом произведении конунг по имени Гюльви приходит в Асгард, желая узнать мудрость богов. В Асгарде он представляется именем Ганлери и разговаривает с тремя мужами. Одного из них зовут Высокий, им оказывается сам Один.
Один рассказывает, что Фрейя была замужем за кем-то, кого звали Од. У них родилась дочь по имени Хносс. Она была столь прекрасна, что от её имени произошло слово hnossir (сокровище). Им обозначали все красивое. Од в скандинавской мифологии часто отправлялся в долгие путешествия. Фрейя плакала слезами из красного золота и искала его по всей земле. В своих путешествиях она представлялась разными именами. Люди запомнили эти имена и отразили в мифах. Эти имена продолжили использовать для именования богини.
Вот отрывок из «Видения Гюльви»:
Шестую, Фрейю, почитают наравне с Фригг. Она вышла замуж за человека по имени Од. Дочь их зовут Хносс, она так прекрасна, что именем ее называют все, что прекрасно и высоко ценится. Од отправился в дальние странствия, и Фрейя плачет по нему, а слезы ее — это красное золото. У Фрейи много имен, это потому, что она по-разному себя называла, странствуя по неведомым странам в поисках Ода.
В «Языке поэзии» упоминаются различные поэтические имена и метафоры для Фрейи. Она – жена Ода, а также та, что оплакивает Ода золотом.
Сага об Инглингах
В «Саге об Инглингах», входящей в состав «Круга земного» Снорри Стурлусона, Од тоже упоминается как муж Фрейи. Две их дочери, Хносс и Герсими, были невероятно красивыми. Их имена означали «драгоценность» и служили для обозначения подобных красивых вещей.
Вот отрывок из «Саги об Инглингах»:
Фрейя была очень непостоянна. Ее мужа звали Од. Ее дочерей звали Хносс и Герсими27. Они были очень красивы. По их имени называются самые драгоценные сокровища.
Теории относительно образа Ода
Главная сложность для исследователей относительно образа Ода заключается в том, чтобы определить связь между ним и Одином. Источников, в которых Од упоминается, слишком много, чтобы решить эту проблему. С одной стороны, их имена очень похожи, поэтому могут быть вариантом одного имени. Оба бога отправляются в дальние путешествия.
При этом Снорри Стурлусон, автор Младшей Эдды, старается разделять этих персонажей. Также нет и каких-либо прямых подтверждений, что это один персонаж. Существует теория, что бог Од появился как двойник Одина в результате влияния культа ванов на культ асов.