ОНАНИЗМ (onanismus; от имени библейского персонажа Онана; син.:рукоблудие, мастурбация, ипсация) — искусственное раздражение эротогенных зон (чаще всего собственных половых органов) с целью вызывания оргазма. Существуют противоречивые суждения о влиянии О. на здоровье. Одни исследователи считают, что О. является причиной самых различных половых расстройств, другие — не усматривают никакого вредного влияния О. на здоровье. Крайние суждения об О. связаны с оценками этого явления, в к-рых не учитывается качественного различия вариантов формирования О. Однако чисто мед. оценка О. не может быть всесторонней. Согласно мнению многих видных сексопатологов, О., возникающий гл. обр. в пубертатном периоде, т. е. в периодполового созревания (см.), и прекращающийся с началом половой жизни, связан прежде всего с так наз. биосоциальной дисгармонией, к-рая обусловлена пробуждением сексуальности в тот период, когда социальная зрелость личности еще не наступила. Эта дисгармония усугубляется процессомакцелерации (см.). К мастурбации, т. о., прибегают как к средству, позволяющему снять или смягчить проявления физиол, дискомфорта, вызванного биол, потребностью, к-рая еще не может быть удовлетворена адекватным путем. Наряду с указанным типом О., возникающим в пубертатном периоде, выделяют другие варианты мастурбации: раннюю, или допубертатную, наблюдающуюся в детском возрасте, до появленияполового влечения (см.); заместительную, возникающую обычно после начала половой жизни (у женщин она чаще всего обусловлена нерегулярной половой жизнью или сексуальной неудовлетворенностью); подражательную, никогда не совершаемую наедине, по собственной инициативе, но возникающую у детей или подростков в подражание сверстникам, практикующим О. Наиболее распространенные типы мастурбации — О. периода полового созревания (так наз. мастурбация периода юношеской гиперсексуальности) и ранняя (допубертатная) мастурбация. В мед. отношении, по мнению сексопатологов, О. периода полового созревания в наименьшей мере следует связывать с последующими половыми расстройствами, т. к. он встречается как при самых различных их проявлениях, так и у совершенно здоровых людей. В целом отрицательное влияние О. на здоровье обусловлено прежде всего страхом перед его последствиями, к-рый может привести к появлению невротических расстройств. Кроме того, О. в раннем возрасте фиксирует внимание ребенка на половой сфере и может способствовать преждевременному пробуждению сексуальности с вытекающими из этого неблагоприятными последствиями.

У детей допубертатного возраста О. как дурная привычка может возникать в результате раздражения половых органов тесной одеждой. Испытываемые при этом приятные ощущения ребенок впоследствии стремится возобновить, намеренно раздражая половые органы. Нередко такие ощущения первыми ему доставляют родители, щекоча или целуя его в так наз. эротогенные зоны (паховая область, низ живота, ягодицы, половые органы). В ряде случаев, как уже отмечалось, дети могут научиться О. от сверстников. Первый раз их толкает на это любопытство, стремление испытать новые ощущения, а впоследствии дурная привычка закрепляется. В период полового созревания подросток после акта О. чувствует себя, как правило, подавленным в связи с сознанием своего слабоволия. Нередко он пытается, хотя и не всегда успешно, бороться с О., стыдится его, стремится разобраться в своих переживаниях, становится замкнутым, легко впадает в уныние. Отмечено, что к О. чаще прибегают дети, у к-рых остается много свободного времени и неиспользованной энергии, дети без надлежащего надзора, предоставленные самим себе.

Предупреждать и устранять эту дурную привычку у детей необходимо и возможно. Однако бороться с О. надо умело и тактично, путем индивидуального подхода, доверительной беседы, советов. Нравоучения и выговоры, принижающие достоинство ребенка или подростка, а также угрозы, физическое наказание, запугивание оказываются, как правило, безрезультатными и даже вредными. Основные усилия родителей и воспитателей должны быть направлены на правильное физическое и гигиеническое воспитание детей и на психологическую перестройку личности подростка.

Для предупреждения О. ребенка следует укладывать спать так, чтобы руки его находились поверх одеяла; одежда не должна быть тесной; нижнее белье надо менять 2—3 раза в неделю, а лучше ежедневно. Хороший эффект оказывает упорядоченный режим сна, сон на жесткой постели, мытье ног на ночь прохладной водой, быстрый подъем с постели после пробуждения. Очень важно обеспечить ребенку достаточно подвижный образ жизни, общение с коллективом, приучать его кзакаливанию (см.) и к занятиям спортом. Существенное значение в предупреждении О. у детей имеет изгнание глистов (мелкие глисты-острицы обычно вызывают раздражение и зуд в области промежности, провоцирующие детей на занятие О.). Детей надо приучать к аккуратному быстрому отправлению естественных нужд. Подростка необходимо увлечь занятиями, к-рые ему интересны и соответствуют его склонностям. Для него важно создать здоровый и разумный образ жизни; надо стремиться расширить круг его интересов, вовлечь в коллектив. Общение с природой и дружеское участие взрослых также будут способствовать избавлению ребенка от О. Из пищевого рациона подростка следует исключить блюда с острыми и пряными приправами, крепкие чай и кофе, не перегружать желудок перед сном. Подросткам, занимающимся О., не рекомендуется смотреть фильмы и читать книги, возбуждающие чувственность. Девочки в период полового созревания требуют особого внимания и правильного гиг. воспитания. В частности, они должны носить бюстгальтер удобной формы, поддерживающий грудь снизу и не стягивающий грудную клетку, пояс с резинками и другие принадлежности женского туалета соответствующего размера. Постоянное чуткое отношение взрослых, их своевременная и тактичная помощь помогут избежать появления дурных привычек у детей и подростков. В общем комплексе леч.-проф, мероприятий предусматривается применение в необходимых случаях медикаментозных средств: бромидов, валерианы, меллерила (тиоридазин), френолона, элениума (либриума), тазепама (нозепама) и др. Важное значение имеет проведение индивидуальной психотерапии в сочетании с разъяснением физиологии половой системы и порочности полового самоудовлетворения (см.Половое воспитание).

Библиография: Исаев Д. Н. и Каган В. Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей, JI., 1979; М и л fa-ман JI. Я. Импотенция, JI., 1972, библиогр.; Общая сексопатология, под ред. Г. С. Васильченко, М., 1977; Порудоминский И. М. Половые расстройства у мужчин (этиология, патогенез и клиника), М., 1968; R о h 1 e d e r H. Die Masturbation, B., 1912; S с h n a b 1 S. Intimverhalten, Sexualstorungen, Person-lichkeit, B., 1976.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы таланты