ОЩУЩЕНИЕ — субъективное отражение отдельных свойств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.
Общебиологическое значение Ощущения состоит в том, что оно, являясь отражением свойств предметов (и явлений), воздействующих непосредственно на органы чувств, обеспечивает ориентировку организма в окружающей среде. Ощущение — составная часть любого акта поведения животных и деятельности человека. С его помощью осуществляется регуляция выполняемых движений и действий, обеспечивается их адекватность окружающим условиям.
В процессе эволюции живых организмов Ощущение развивается на основе свойствараздражимости (см.) — простейшей, присущей всему живому способности отвечать определенной формой реакции на разнообразные воздействия. С возникновением нервной системы свойство раздражимости появляется в более специфической форме —возбудимости (см.), связанной с дифференцированными формами реакции животного. В процессе развития и усложнения нервной системы возникают специальные органы чувств, приспособленные к отражению определенных видов энергии и преобразованию их в соответствующие Ощущения.
У человека Ощущение является элементарным психическим процессом и одновременно основой формирования и развития других более сложных процессов:восприятия (см.),мышления (см.),воображения (см.), представления и др. Именно в этом процессе энергия внешнего мира преобразуется в факт сознания. При посредстве О. человек чувственно познает окружающий его мир и направленно воздействует на него. Наиболее значительную роль при этом играют зрение и осязание. «Ощущение есть образ движущейся материи,— писал В.И. Ленин.— Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» (В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 18, с. 320).
Основная характеристика О.— его модальность — определяется тем, какие общие свойства той или иной формы движения материи в нем отражаются (оптические, акустические, механические, химические и т. д.). Модальность характеризует общую функцию анализатора, филогенетически приспособленного к отражению определенных воздействий и производящего определенный вид О. (зрительных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых).
В каждом отдельном О. в форме модальности отражаются общие свойства данной формы движения материи. Проявления этого свойства в единичном предмете (явлении), воздействующем непосредственно на органы чувств, дают качество О. По качествам каждая модальность многообразна. Так, основными качествами слухового О. являются громкость, высота, тембр и длительность звука, а также пространственное положение источника звука.
Проблема О. возникла и длительное время разрабатывалась в философии. Вопросы об отношении материи и сознания, познаваемости мира, истине и др. теснейшим образом связаны с вопросами о природе О. и их роли в процессах познания. Материалистическая философия рассматривала и рассматривает О. как отражение материи, идеалистическая — как продукт деятельности сознания (духа и т. п.).
Предметом конкретно-научного и экспериментального исследования проблема О. стала в конце 18 в. в связи с вопросами об объективности визуальных наблюдений и основанных на них расчетов, соотношения света и зрения, звука и слуха и т. д. В первой половине 19 в. проблема О. исследовалась преимущественно в физиологии и психологии. В изучение физиологии органов чувств особенно большой вклад был внесен Г. Гельмгольцем — основателем физиол. оптики и физиол, акустики. Во второй половине 19 в. предметом исследования становятся количественные отношения между физическими характеристиками внешних раздражителей и вызываемыми ими О. Возникновение этой новой области знания — психофизики — связано с работами Э. Вебера и Фехнера (G. Fechner). Позднее проблема исследования О. становится комплексной.
Большое значение в изучении проблемы О. имеетрефлекторная теория (см.), основы к-рой заложены трудами И. М. Сеченова. Он показал отражательную природу О. и их регулирующую роль в поведении. Большой вклад в исследование этого аспекта проблемы О. внесли отечественные физиологи и психологи — И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. М. Бехтерев, С. В. Кравков, К. X. Кекчеев, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев и др.
Диалектико — материалистическое понимание природы и сущности О. сформировалось в борьбе с идеалистическими и механистическими концепциями.
Известный нем. физиолог И. Мюллер, основываясь на фактах, свидетельствующих о специализации органов чувств, выдвинул в 19 в. принцип так наз. специфической энергии органов чувств. Согласно этому принципу, характеристики О. зависят не от свойств воздействующего раздражителя, а от особенностей органа, в к-ром возникает процесс раздражения. И, следовательно, О. является не отражением раздражителя, а выражением специфической энергии этого органа (свет, цвет, звук, запах и т. п. есть лишь состояния сознания, ничего общего не имеющие с реальными процессами, протекающими в материальном мире).
По своей философской сути к позиции И. Мюллера примыкала концепция Г. Гельмгольца, объявляющая О. лишь иероглифами, символами внешних воздействий.
Аналогичную точку зрения высказывает Дж. Экклс, хорошо известный своими работами в области электрофизиологии. Он утверждает, что физические объекты, материя и энергия, с одной стороны, и ощущения, восприятие, сознание и т. п., с другой, представляют собой разные миры, при этом мир материи есть мир-дериват; т. о., реальность оказывается производной от мира ощущений, психики в целом. Каждый из этих миров, по Экклсу, существует в своем собственном пространстве.
Все эти концепции представляют собой разные варианты так наз. физиологического идеализма и выражают философскую беспомощность тех, кто, исследуя работу мозга, не может преодолеть узости метафизического подхода. Не находя О. в объективно изучаемой нейродинамике и вместе с тем понимая, что О. есть реальный факт, они утверждают, что существуют разные миры и отказываются от попыток понимания диалектики превращения энергии внешнего мира в О. Физиол, идеализм смыкается, с одной стороны, с механистическими концепциями, отрицающими реальность О. либо объявляющими его эпифеноменом, тенью физиол, процессов, с другой — с интроспективной психологией, утверждающей, что О. невозможно изучать объективными методами, единственным способом их познания является самонаблюдение (см.Интроспекция).
Альянс физиологического идеализма с интроспективной психологией нашел весьма выразительное проявление в философии эмпириокритицизма, в частности в работе Э. Маха «Анализ ощущений». Убедительная критика эмпириокритицизма дана В. И. Лениным в книге «Материализм и эмпириокритицизм».
В. И. Ленин показал, что только с позиций диалектического материализма на основе теории отражения может быть понята природа О.
Диалектический материализм открывает путь последовательно научного изучения развития О. (как и других психических явлений) в процессе биол, эволюции животных и исторического развития человека. Для понимания специфики человеческого О. и его роли в познании недостаточно учитывать высокое развитие и сложное строение анализаторов у человека, знания физиол, и биохим, механизмов О. Прежде всего необходимо иметь в виду, что «…чувства общественного человека суть иные чувства, чем чувства необщественного человека». (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 42, с. 122). Это значит, что формирование О. у человека происходит в основном под влиянием социальных условий его существования и его практической деятельности, прежде всего труда.
Как показали исследования советских психологов (Б. Г. Ананьева, Н. К. Гусева, В. И. Кауфмана, Л. И. Селецкой, Б. М. Теплова и др.), в процессе предметно-практической деятельности существенно расширяются возможности человека в отношении обнаружения, различения и опознания свойств сигналов, воздействующих на органы чувств. Трудовая деятельность определяет развитие сенсорно-перцептивной организации человека.
«Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа,— пишет К. Маркс,— развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз,— короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям и которые утверждают себя как человеческие сущностные силы. Ибо не только пять внешних чувств, но и так называемые духовные чувства, практические чувства (воля, любовь и т. д.),— одним словом, человеческое чувство, человечность чувств,— возникают лишь благодаря наличию соответствующего предмета, благодаря очеловеченной природе. Образование пяти внешних чувств — это работа всей предшествующей всемирной истории» (К. Марк с и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 42, с. 122).
Советская психологическая наука, руководствуясь принципами диалектического и исторического материализма, убедительно доказала,что специфика О. у человека зависит от организации его жизни и деятельности.
Так, Б. М. Теплов провел многолетнее исследование, показавшее, что такое качество, как музыкальный слух, формируется прижизненно в ходе овладенияличностью (см.) музыкальной культурой. Он разработал специальную систему обучения, обеспечивающую активное развитие чувствительности к различению вида звука, мелодического слуха, ладового чувства, гармонического слуха, чувства ритма.
Таким образом, специфика О. у человека может быть раскрыта только при условии анализа его общественного бытия.
Физиологические механизмы ощущения
Физиологической основой О. является система нервных процессов, развертывающихся ванализаторе (см.). При воздействии внешнего агента на рецептор возникают сигналы, к-рые передаются через систему проводящих путей в кору больших полушарий головного мозга. В процессе передачи происходит ряд преобразований этих сигналов, однако информационно они остаются инвариантными, благодаря чему при всех преобразованиях сигналов обеспечивается адекватность О. отражаемому свойству предмета, воздействующего на орган чувств.
Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь, т. е. механизм О. представляет собой целостный рефлекс, рефлекторное кольцо. В это кольцо включаются также сосудистые реакции и сопутствующие реакции в. н. с. Большая роль в процессах О. принадлежит движениям органов чувств (напр., движениям глаз).
Не всякий раздражитель вызывает О. Значительная часть нервных сигналов, поступающих от рецепторов в мозг, не осознается в виде О., хотя они могут вызвать ту или иную реакцию организма. Для того, чтобы возникло О., необходима определенная интенсивность раздражения анализаторов. Наименьшая интенсивность раздражения, вызывающая едва заметное О., носит название «нижний абсолютный порог ощущения». Порог О. может быть выше порога реакции организма. Субъективно не воспринимаются слабые раздражения, т. к. они ниже порога О., но на них можно образовать условные рефлексы. Величина абсолютного порога О. не является неизменной, а зависит от функционального состояния организма, мобильности рецепторов, адаптации.
Максимальная интенсивность раздражения, все еще вызывающая адекватное ощущение, называется верхним абсолютным порогом. Если на орган чувств воздействует раздражение, интенсивность к-рого выше верхнего порога, возникает болевое О. Границы чувствительности определяются абсолютными порогами. Разрешающая способность органов чувств— порогом различения, или разностным порогом О., определяемым по тому минимальному различию в интенсивности раздражения, к-рое вызывает едва заметное различие О. Отношение впервые ощущаемого прироста раздражителя к исходному его значению остается величиной постоянной независимо от абсолютной величины раздражителя; оно получило название «закон Бугера — Вебера».
Выражение этого закона: ?J/J = K, где ?J — прирост раздражения, необходимый для получения едва заметной разницы ощущения; J — исходная интенсивность раздражения; К — постоянная величина. В дальнейшем Э. Вебер и Фехнер (G. Fechner), измеряя разностные пороги, предложили формулу так наз. основного психофизического закона (закон Вебера — Фехнера), согласно к-рому О. увеличивается пропорционально логарифму интенсивности раздражения: S =alogJ +b, где S — величина О.; а и b — константы. В основе этого закона лежит предположение о постоянстве и неизменности едва заметной разницы между двумя стимулами, различаемыми человеком. Указанная форма зависимости справедлива только при средних интенсивностях раздражителей.
Сравнительное изучение широкого диапазона интенсивности различных раздражителей позволило прийти к заключению, что О. скорее возрастает как степенная функция интенсивности (закон Стивенса): S = a(J—R)n, где а — константа, значение к-рой зависит от избранных единиц измерения; J= стимул; R— пороговый стимул; n — показатель степени, различный для разных модальностей раздражителей. Однако и степенная форма зависимости не является универсальной, иногда она описывается S-образной или линейной функцией. О. можно охарактеризовать также по пространственно-временным показателям. Минимальное расстояние между двумя раздражающими точками, при к-ром они впервые воспринимаются как раздельные, носит название «пространственный порог ощущения». Примерами могут служитьострота зрения (см.) или осязательные круги Вебера (см.Осязание). О. пространства основано на том, что оно вызывается раздражениями, действующими на рецепторы разных органов чувств (сетчатка глаза, кожа). В результате интеграции в ц. н. с. нервных сигналов, поступающих со зрительного, кожно-мышечного и вестибулярного аппаратов, возникает пространственное чувство.
Для того чтобы О. было дискретным и разделялось во времени одно от другого, необходим минимальный интервал между двумя раздражителями, при к-ром они впервые ощущаются раздельно. Такой минимальный интервал называется «временной порог ощущения». Если, напр., частота световых мельканий выше нек-рого критического значения, возникает непрерывное О. (критическая частота слияния мельканий).
Результаты исследования порогов О. широко применяются в клинике при изучении нейродинамики здорового и больного человека, а также в производственной практике, где необходима органолептическая, дегустационная, фотометрическая и другие оценки.
Сопоставление на бодрствующем человеке результатов исследования сенсорных процессов, протекающих в чувствительных волокнах, вызываемых определенным раздражением, с возникающим при этом О. показало, что многие характеристики О., такие как абсолютный порог, логарифмическая или степенная зависимости О. от силы раздражения, форма адекватного раздражения и его модальность, обнаруживаются уже на рецепторном уровне и не меняются в высших отделах мозга. Так, отклонение на 5 градусов волоска кожи вызывает появление единственного нервного импульса в одиночном кожном волокне и соответствующее этому О. прикосновения, равное абсолютному порогу. Величина пространственного порога двухточечного различения (осязательные круги Вебера) соответствует расстоянию между соседними рецептивными полями кожи, т. к. при одновременном раздражении двух точек, расположенных в одном рецептивном поле, возникает только один разряд нервных импульсов и соответствующее ему О. прикосновения в одной точке кожи. Отмечены корреляции между характером импульсации с рецепторов кожи, вызванных действием разнородных механических раздражений (гладкая и шероховатая поверхность), и ощущениями различных форм поверхности. О. различных частот вибрационного раздражения кожи у человека соответствует возбуждение по крайне мере двух типов кожных волокон. О. четко локализованной вибрации на стимуляцию с частотой 5—40 гц обеспечивается активацией афферентных волокон поверхностных слоев кожи; более глубоко проецируемое и нечетко локализуемое О. связано с возбуждением более высокими частотами подкожных телец Пачини.
Поскольку на организм одновременно действует множество раздражителей, любое О. зависит не только от свойств специфического раздражителя, но и от всей совокупности раздражителей, действующих на рецепторы других анализаторов. В результате этого происходит изменение чувствительности органов чувств. Таково повышение звуковой чувствительности под влиянием световых раздражений, впервые описанное в 1904 г. П. П. Лазаревым, или изменение чувствительности зрительного аппарата под действием звуковых раздражений, изученное С. В. Кравковым. Содружественная работа органов чувств лежит в основе сложных форм О., связанных с восприятием окружающего мира.
Одной из форм взаимодействия О. является так наз. синестезия (со-ощущения)— появление в ответ на раздражение одного органа чувств не только характерного для него О., но и О. другой модальности. Так, при действии звука могут возникать наряду со слуховыми и световые (или цветовые) О. или температурные О.
О. классифицируют на экстероцептивные, вызываемые раздражениями из окружающей среды, и ин-тероцептивные, вызываемые раздражениями из внутренней среды организма. Особое место среди последних занимают связанные с эмоциями системные О. (жажды, голода и т. д.). Одной из форм интероцептивных О. является проприоцептивное О., вызываемое раздражением чувствительных образований сухожилий, мышц и связок. При этом О. состояния собственных мышц (мышечное чувство) является менее ясным и четким, чем, напр., зрительное О. Поэтому И. М. Сеченов назвал их «темными чувствами». При действии повреждающего раздражения возникает ноцицептивное О.: оно дает лишь очень грубое отражение качества раздражителя, но несет сигнал биол, опасности.,предохраняя организм от разрушения. Наряду с такой «нормальной» болью существует боль «патологическая», являющаяся источником тягостных страданий, на борьбу с к-рой направлены различные способы обезболивания,
О. тесно связано с потребностями организма (и личности человека) в определенных условиях жизни и деятельности. Внешнее воздействие на органы чувств отражается в О. относительно к потребностям, благодаря чему О. получает эмоциональную окраску, приобретает эмоциональный тон. Особенности эмоционального тона (положительный, отрицательный, нейтральный) зависит от развития потребностей организма (и личности человека) и условий его жизни. Вкусовые, обонятельные, температурные и интерорецептивные О. обладают относительно устойчивым эмоциональным тоном. То же можно сказать о болевых О. Это объясняется тем, что в О. перечисленных модальностей внешние воздействия отражаются в неразрывной связи с состояниями внутренней среды организма. Эмоциональный тон зрительных, слуховых и тактильных О. менее устойчив.
Методы исследования ощущений
В исследованиях О. у человека используются психофизические методы, позволяющие раскрывать отношения между физическими величинами, воздействующими на органы чувств, и возникающими при этом воздействии О. Обычно регистрируются произвольные реакции человека в ответ на те или иные сигналы (раздражители) и словесные отчеты. Применяются также методы регистрации ЭЭГ, вызванных потенциалов мозга, условных рефлексов и различных вегетативных реакций (плетизмография, кожно-гальванические реакции и т. д.). Благодаря разработке безоперационной методики отведения импульсной активности от кожных и мышечных нервных волокон открылась возможность изучить электрические процессы в первичных афферентных путях и сопоставлять их с характером возникающего О.
Библиография: Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм, Полн. собр. соч., 5-е изд., т. 18, с. 33; он же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 73 и др.; Ананьев Б. Г. Теория ощущений, Л., 1961, библиогр.; Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональной системы, М., 1978; Бардин К. В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы, М., 1976;
Есаков А. Дмитриева Т. М. Нейрофизиологические основы тактильного восприятия, М., 1971;
Забродин Ю. М. и Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика, М., 1977; Зрительные ощущения и восприятия, под ред. С. В. Кравкова и Б. М. Теплова, с. 194, М.—Л., 1935; Ильенков Э. В. Ленинская диалектика и метафизика позитивизма, М., 1980; Кравков С. В. Очерк общей психофизиологии органов чувств, М. — Л., 1946; Ленинская теория отражения и современная наука, под ред. Т. Павлова, пер. с болг., София, 1973; Павлов И. П. Полное собрание сочинений, т. 4, М.—Л., 1951; Проблемы психофизики, под ред. Б.Ф. Ломова, М., 1974; Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии, М., 1946; Сеченов И. М. Избранные произведения, т. 1, М. — Л., 1952; Тамар Г. Основы сенсорной физиологии, пер. с англ., М., 1976; Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий, М., 1961; Физиология сенсорных систем, под ред. Г. В. Гершуни, Л., 1972; Экспериментальная психология, под ред. С. С. Стивенса, пер. с англ., т. 1—2, М., 1960 — 1963; Fechner G. Т. Elemente der Psychophysik, Lpz., 1889; Helmholtz H. Handbuch der psychologischen Optik, Bd 1 — 3, Hamburg — Lpz., 1909 —191 1; Weber E. Der Tastsinn und das Gemein-gefuhl, в кн.: Handworterbuch der Physiologie, hrsg. y. R. Wagner, Bd 3, S. 481, Lpz., 1846.
Б. Ф. Ломов; А. И. Есаков (физиол.).
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеденьги матрицы судьбы