ПАРАЦЕЛЬС [Paracelsus; настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Еомбаст фон Гогенгейм (Philippus Aureolus Theophrastus Boinbastus von Hohenheim), 1493— 1541] — врач и химик, один из виднейших представителей культуры раннего Возрождения.

ПАРАЦЕЛЬС

Родился в Швейцарии, в семье врача. Образование получил в ун-те в Ферраре (Италия). Помимо влияния учителей-медиков, в молодости испытал значительное влияние средневековой мистики, с одной стороны, и писателей-гуманистов — представителей культуры раннего Возрождения — с другой. Участвовал в крестьянской войне (1524—1525) в Германии. Явился новатором в преподавании: читал лекции на немецком языке вместо латинского. Курсу своих лекций он предпослал программу, в к-рой заявил, что собирается не комментировать древних, а разъяснять природу, воспитывать не красноречивых докторов, а врачей, умеющих лечить: «Не титул, не ораторское искусство, не чтение книг создают врача, но единственно знание вещей и сил природы». Парацельс боролся против злоупотреблений и стяжательства аптекарей и связанных с ними врачей и городских властей Базеля. Вынужденный в 1528 г. бежать из Базеля, где состоял городским врачом и профессором ун-та, часто менял свое местопребывание. Путешествуя по разным странам (в т. ч. по Польше и Литве) и тщательно знакомясь с местной народной медициной, настаивал на ее использовании вместо следования «толстым книгам и древним авторитетам». Обличал традиции схоластики, культ Галена и других авторитетов, высмеивал врачей-схоластов.

В своих взглядах и деятельности Парацельс отразил дух эпохи раннего Возрождения. Он выдвигал опыт как основу знания: «Теория врача— это опыт. Никто не может стать врачом без науки и опыта». От врача-ученого Парацельс требовал работы в лаборатории и с гордостью говорил о себе и своих учениках, что они «отдых в лаборатории имеют, пальцы свои в угли и отбросы и всяческую грязь суют, а не в кольца золотые, и подобны кузнецам и угольщикам закопченным».

Парацельс считал, что совершающиеся в человеческом теле процессы являются химическими и что химии суждено сыграть огромную роль в медицине. Его можно считать одним из основоположниковятрохимии (см.). С интересом к химии связано изучение Парацельсом ряда целебных минеральных вод.

В хирургии Парацельс требовал, чтобы раны были «предохранены от внешних врагов» чистыми повязками, и настаивал на объединении хирургии и терапии, в то время резко противопоставлявшихся, считал, что и та, и другая «исходят из одного знания», и демонстративно именовал себя «доктором обеих медицин».

Несомненна противоречивость мировоззрения Парацельса. Наряду с материалистическими в целом взглядами в области естествознания и медицины для него характерны и представления мистического и религиозного характера. Таково, напр., его учение об «архее» — высшем духовном начале, регулирующем жизнь организма. Противоречивые высказывания Парацельса обусловили использование его наследия как вра-чами-новаторами и химиками-естест-воиспытателями, опиравшимися на его мысли об «опытном знании» и изучении явлений природы, так и мистиками, авторами идеалистических учений, нередко искажавшими его действительные взгляды. Известны его высказывания об общественном облике и долге врача: «Врач не смеет быть ни мучителем, ни палачом, ни слугой палача».

Сочинения: Samtliche Werke,Bd 1—14. Miinchen— В., 1922—1933; Samtliche Werke in zeitgemasser Kurzung, Bd 1 — 6, St. Gal-len, 1945—1948.

Библиография: История медицины, под ред. Б. Д. Петрова, т. 1, с. 114, М., 1954; Проскуряков В. Парацельс, М., 1935; Geschichte der Medizin, Einfuhrung in ihre Grundzuge, hrsg. v. A. Mette u. J. Winter, S. 176, B., 1968; Schubert Е.и. Sudhoff K. Paracelsus-Forsehun-gen, Hft 1-2, Frankfurt а. /М., 1887 — 1889.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание4 матрица судьбы