Письмо — особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге или других материалах посредством знаков, обозначающих соответствующие элементы устной речи. В большинстве современных видов Письма в качестве знаков используются буквы и лишь в некоторых — иероглифы, выражающие не отдельные звуки устной речи, а целые понятия.
Письмо представляет собой наиболее поздний вид речевой функции. Человек овладевает письмом, как и чтением, в результате обучения при достаточном развитии устной речи и отсутствии грубой патологии в интеллектуально-мнестической сфере и системе анализаторов (слухового, зрительного, двигательного).
В физиологических механизмах Письма различают три основных компонента: 1) анализ звукового комплекса слова и разложение его на фонемы (отдельные речевые звуки); включает воспроизведение и сохранение в памяти нужного порядка звуков и слов; 2) перешифровка фонем в графемы (буквы или сочетания букв); 3) двигательные акты, т. е. собственно написание, для которого необходимы зрительная коррекция и пространственный анализ. Механизм Письма меняется на различных этапах его формирования вплоть до превращения в автоматизированный акт (напр., подпись).
Методы исследования Письма обычно направлены на определение различных его элементов и уровней. Для этого осуществляется списывание и письмо под диктовку букв, слогов, слов, фраз и предложений, перешифровка печатного шрифта и более сложные формы письменной речи. Наиболее распространенное исследование П. сводится к следующей схеме: 1) написание букв; 2) написание слогов и слов (открытые и закрытые слоги, слоги с несколькими подряд идущими согласными, простые и фонетически сложные слова, незнакомые слова, складывание слогов и слов из разрезной азбуки; 3) написание серии слов и фраз; 4) сложные формы П. (описание родного города, особенностей своей профессии и т. д.).
Расстройства письма
Различают нарушения П. по смыслу и по форме. К нарушениям по смыслу относят противоречащие смыслу замены букв, повторения слов; к нарушениям по форме — орфографические ошибки (если до болезни их не было), извращения окончаний слов, перестановки, замены и извращения букв, невозможность придерживаться строки, грубые изменения почерка, размеров букв и прочие нарушения. Наиболее сложны нарушения активности П., внезапное немотивированное прекращение П., многократные повторения уже написанного. Выраженные нарушения П., вызванные преимущественно очаговыми поражениями мозга рассматриваются как аграфии или дисграфии. Аграфия часто входит как составная часть в синдром афазии. При этом особенности нарушения П. бывают тесно связаны с различными формами афазии, с характером нарушения речи в целом. Аграфия часто сочетается с расстройством чтения — алексией (словесной слепотой). Однако наблюдаются и диссоциированные расстройства. Так, при нарушении понимания речи (когда нарушается функция слухового восприятия и затрудняется или становится невозможной дифференцировка фонем) особенно страдает П. под диктовку, хотя и другие виды П. оказываются расстроенными, но в меньшей степени. Больному при частичном нарушении слухового восприятия в той или иной степени помогает в написании буквы, слога или слова их проговаривание; при этом большую роль играет возникающая при деятельности речевого аппарата, т. е. артикуляции, глубокая мышечная афферентация, имеющая важное значение в развитии речи и других высших корковых функций. Персеверация (частое повторение одних и тех же слов в различных фразах или от-отдельных слогов в произносимых словах) и аграмматизм (рассогласование слов по падежам, родам и т. д.) в устной речи обычно проявляется также и в П., хотя совпадение бывает не всегда полным. Парафазии соответствует в П. параграфия (замена букв, слогов или слов в письме). При моторной афазии, когда страдает преимущественно функция сохранения и воспроизведения образа слова, больной нередко пишет или пытается писать не диктуемое слово, а сходное по смыслу. Напр., вместо слова «изба» больной пишет «хат», пытаясь написать слово «хата». Вместо написания различных диктуемых букв больной пишет много раз одну и ту же букву. Аграфия не зависит от того, правой или левой рукой пишется текст. Лишь особая форма нарушения речи, так наз. зеркальное письмо, механизм которого не вполне ясен, обычно наблюдается только при П. левой рукой и отмечается при поражении левого полушария мозга.
Рис. 1. Образцы написания букв Б и Ж больным атаксией.
Аграфия может быть результатом преимущественного поражения зрительного анализатора и сочетаться со зрительнойагнозией (см.) и конструктивнойапраксией (см.). При этом в П. преобладают неправильные очертания букв (рис. 1), что наблюдается также у больных сатаксией (см.). В тяжелых случаях написанный от руки текст состоит из элементов, мало похожих на буквы. Иногда элементы нужной буквы изображены правильно, но неправильно сочетаются друг с другом. Подобные нарушения нужно отличать от неправильного соотнесения буквы с соответствующим звуком, когда больной вместо одной буквы пишет Другую.
Амнестической формой аграфии называют расстройства П., при которых больной не может сразу написать нужную букву, ссылаясь на то, что забыл ее, а через нек-рое время все же пишет ее. Иногда больной правильно пишет букву, а потом не может ее назвать. В ряде случаев наблюдаются замены нужных букв сходными по написанию («ж» — «х») или стоящими близко по алфавиту («я» — «Ф»), написание большего, чем требуется, количества элементов (вместо «п» — «ш») или меньшего (вместо «m» — «n»). Нередко нарушение П. принимает характер снижения активности, а иногда и полного отказа от П.
На характере П. сказывается состояние двигательной сферы и мышечного тонуса. Наличие гиперкинезов отражается на почерке (искажение букв, колебания строки). При треморе буквы носят отпечаток дрожания руки, иногда они очень мелкие (микрография), или, наоборот, чрезмерно крупные (макрография, или мегалография). Изменения почерка могут иметь функц, характер и отражать возбужденное или угнетенное состояние нервной системы.
Рис. 2. Образцы письма под диктовку больного сенсорной афазией (после ранения в левую височную область).Рис. 3. Образцы письма больных эфферентной моторной афазией после ранения: 1—2 — в левую лобно-височную область, 3 — в переднюю речевую область, 4 — в область левой лобной извилины (образцы написаны: а — без проговаривания, б — с проговариванием слов вслух), 5 — в область правой лобной извилины левши (образцы написаны: а — без проговаривания, б — с проговариванием слов вслух).Рис. 4. Образец письма больного эфферентной моторной афазией с признаками насильственных движений: подчеркнуты участки текста, обусловленные насильственными движениями.
Анализ нарушений П. имеет важное значение для топической диагностики поражений головного мозга. Так, в случае поражений коркового участка слухового анализатора, локализованного преимущественно в верхних отделах височной доли (верхняя височная извилина, поле 22), затруднения в П. возникают вследствие нарушения звукового анализа и синтеза. Особенно страдает поэтому П. под диктовку и спонтанное П. при относительной сохранности списывания (рис. 2). Поражения оперкулярных отделов левых предцентральной и постцентральной извилин с наличием моторной афазии и преимущественным нарушением кинестатической основы речевого акта (афферентных импульсов глубокого мышечного чувства от речевых органов) сопровождаются нарушением П. в виде затруднения или полной невозможности написания букв, слогов, соответственно слышимым звукам. Наблюдаются также характерные артикуляторные замены букв (напр., пишется «н» или «л» вместо «д», «м»), отмечаются и другие а графические нарушения. При поражении нижней лобной извилины доминантного полушария (поля 44, 45), сопровождающемся моторной афазией эфферентного типа (эфферентной моторной афазией), на первый план выступают изменения порядка букв, слогов, персеверации (рис. 3). При поражении премоторной области нарушения П. могут проявляться только персеверациями и насильственными движениями (рис. 4). Поражения затылочной, затылочно-теменной и затылочно-височной областей в доминантном полушарии (обычно левом) характеризуются оптической аграфией, при которой больному из-за утери зрительного образа буквы трудно найти соответствующую звуку графему, буквы искажаются иногда до полной неузнаваемости. Затрудняет акт письма или даже делает его полностью невозможнымписчий спазм (см.). Нарушения П. наблюдаются также приторсионной дистонии (см.),паркинсонизме (см.),рассеянном склерозе (см.), хорее Гентингтона (см.Гентингтона хорея), болезнях Пика, Альцгеймера (см.Пика болезнь,Альцгеймера болезнь) и др.
Нарушение П. может восстановиться и компенсироваться, если лежащий в основе нарушений П. патологический процесс не имеет прогрессирующего характера. При обратном развитии патологического процесса может происходить спонтанное восстановление П. и других высших корковых функций, что наблюдается, напр., после оперативного удаления доброкачественных опухолей головного мозга или в восстановительном периоде при очаговых сосудистых поражениях головного мозга. Применение различных методов специального логопедического обучения делает процесс восстановления П. более эффективным.
Письмо в судебно-медицинском отношении
В следственной практике П. используется дляидентификации личности (см.) по почерку, что составляет содержание судебно-почерковедческой экспертизы. В ходе проведения такой экспертизы решается также и ряд других задач, связанных с установлением необычных условий написания рукописи, оказывающих влияние на свойства почерка (состояние эмоционального возбуждения, алкогольного опьянения, психическая болезнь и др.). При проведении экспертизы в рукописи различают смысловую сторону (письменную речь) и почерк — систему привычных своеобразных взаимозависимых и устойчивых движений при воспроизведении письменных знаков. К признакам, характеризующим письменную речь, относятся стиль изложения, словесный состав языка, общий уровень грамотности пишущего. В качестве признаков почерка рассматриваются особенности движений при П. Они делятся на общие и частные. Общие признаки отражают общую систему движений при П.: выработанность, темп, сложность, преобладающую форму, протяженность и направление, усилия, связность фиксируемых движений, а также пространственную ориентацию. Частные признаки почерка — это отдельные его особенности при написании и связывании письменных знаков и элементов внутри них: форма, относительное направление, протяженность и вид соединения движений, количество и последовательность движений.
При назначении судебно-почерковедческой экспертизы эксперту представляют исследуемую рукопись (исполнителя которой требуется установить) и образцы, написанные лицом, подозреваемым в их написании. Методика проведения экспертизы предусматривает ряд последовательных стадий: предварительное изучение присланных материалов, раздельное исследование признаков П. в исследуемой рукописи и в образцах П., сравнительное исследование выявленных признаков.
В ходе предварительного исследования эксперт знакомится с обстоятельствами дела, оценивает объем и качество графического материала. Сущность раздельного исследования заключается в выявлении в рукописи и образцах почерка общих и частных его признаков и их оценке. При этом создается представление об особенностях и свойствах почерка.
В стадии сравнительного исследования сопоставляются признаки, выявленные в ходе раздельного исследования рукописей. При этом определяются совпадения и различия признаков и их значение для решения задачи идентификации. При исследовании общих признаков эксперт составляет описательные разработки, частных признаков — изобразительные разработки. Существуют методики, позволяющие производить объективную оценку сравниваемых признаков с учетом частоты их повторения в почерках разных лиц.
В процессе сравнительного исследования рукописей эксперт должен оценить полученные результаты и прийти к выводу о написании сравниваемых рукописей одним и тем же лицом или разными лицами. Установленные при сравнительном исследовании совпадающие или различающиеся признаки могут быть положены (с учетом их количества и качества) в основу положительного (категорического или вероятного) или отрицательного (категорического или вероятного) выводов. Во всех случаях обязательным является оценка как совпадающих, так и различающихся признаков. В основу вывода об исполнителе могут быть положены лишь устойчивые признаки, органически присущие письму конкретного лица. Категорический положительный вывод возможен при совпадении достаточного количества стойких, относительно редко встречающихся особенностей почерка, к-рые в совокупности присущи лишь Письмо определенного лица и не могут встретиться в Письме других лиц. Имеющиеся различия в таких случаях могут быть объяснены различными условиями написания сравниваемых рукописей. Категорический отрицательный вывод делается при установлении различий в устойчивых признаках почерка, к-рые не могут быть объяснены различными условиями написания сравниваемых рукописей. Вероятный положительный вывод о написании сравниваемых рукописей одним и тем же лицом делается в тех случаях, когда устойчивых различий не установлено, но качество и количество совпадающих признаков не позволяют практически исключить возможность случайного совпадения почерка разных лиц. Вероятный отрицательный вывод возможен в случаях, когда не представляется возможным проследить устойчивость выявленных различий почерка, напр, при небольшом объеме исследуемой рукописи. Результаты проведенной судебно-почерковедческой экспертизы оформляются в виде заключения эксперта.
См. такжеПочерковедение.
Библиогр: Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи, М., 1961; Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма, М., 1950; он же, Высшие корковые функции человека, с. 421, М., 1969; Руцоиис К. Г., Пасалидис Ф. К. и Паппа П. К. К вопросу о зеркальном письме и чтении, Журн, невропат, и психиат., т. 78, № 12, с. 1806, 1978; Судебно-почерковедческая экспертиза, под ред. Е. Д. Добровольской и др., М., 1971; Томилин В. В. Основы судебно-медицинской экспертизы письма, М., 1974; Leonhard К. Rechriert- und zeitliche Orientierungssto-rung bei Agraphie und kostructiver Apra-xie, Arch. Psychiat. Nervenkr., Bd 188, S. 504, 1952; Spiel W. Beitrag zur congenitalen Lese- und Schreibstorungen, Wien. Z. Nervenkr., Bd 7, S. 20, 1953; Warrington E. K. a. Shallice T. Semantic access dislexia, Brain, v. 102, p. 43, 1979.
Л. А. Кукуев; В. В. Томилин (суд.).
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеразбор матрицы судьба