ПОСТЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (греч. post после + embryon зародыш, плод) — развитие организма после рождения (или вылупления из яйца).

У человека и млекопитающих понятие «постэмбриональное развитие» практически совпадает с понятием «постнатальное развитие»; предшествующее рождению внутриутробное (пренатальное, антенатальное) развитие подразделяют на эмбриональный и плодный (фетальный) периоды. Понятие «постэмбриональное развитие» неприменимо к простейшим и тем низшим беспозвоночным животным, в жизненном цикле к-рых отсутствует стадия яйца или живорождения. В ботанике это понятие применяется только по отношению к семенным растениям, жизненный цикл к-рых подразделяется на эмбриональный период (формирование семяпочек и семян) и П. р., включающее вегетативную и генеративную фазы.

У большинства беспозвоночных животных весь период П. р. подразделяется на одну или более личиночных стадий и конечную половозрелую (взрослую, имагинальную, дефинитивную) стадию. При этомличинки (см.) могут резко отличаться от взрослого организма (имаго) по морфологии, физиологии и даже по среде обитания. Напр., у многих насекомых личинки имеют червеобразное тело, лишены крыльев и конечностей, обитают в почве или воде, а имаго — типичные крылатые, сложно дифференцированные формы. При наличии двух и более личиночных стадий (личиночных возрастов) у насекомых с неполным превращением с каждой линькой личинки не только увеличиваются в размерах, но и все более приближаются по своему строению к взрослой форме; у насекомых с полным превращением строение личинок разных возрастов меняется мало — они только растут, а резкий переход к имагинальному типу строения совершается в стадии куколки и сопровождается почти полной перестройкой большинства органов, т. е.метаморфозом (см.).

Среди позвоночных животных четкое подразделение П. р. на личиночную и взрослую стадии имеет место только у рыб (кроме живородящих) и амфибий, особенно бесхвостых (стадии головастик — лягушка). У млекопитающих новорожденные уже имеют основные черты строения, свойственные взрослым организмам; в период П. р. происходит прежде всего рост организма, сочетающийся с созреванием отдельных органов и систем, недоразвитых у новорожденных (см.Онтогенез,Органогенез).

У человека особенно интенсивны раннее П. р. и пубертатный период. При том отдельные части тела растут неодинаково, что приводит к существенным изменениям его пропорций (ребенок — подросток — взрослый человек). В пубертатном периоде происходит половое созревание организма, развитие вторичных половых признаков и существенная перестройка физиологических и психических процессов.

Средние темпы П. р. видоспецифичны и относительно постоянны, хотя и подвержены известной изменчивости, что зависит как от наследственных факторов, так и от условий окружающей среды. Особый случай такой изменчивости у человека —акцелерация (см.), или ускорение П. р., в т. ч. увеличение роста и более раннее половое созревание, наблюдаемые в течение последних десятилетий в разных странах мира. Причины акцелерации полностью не раскрыты, но несомненна роль в этом социальных факторов в условиях научно-технической революции — изменение режима труда, отдыха и питания, семейного уклада (напр., малодетные семьи), ранняя «социализация» подростков вследствие повсеместного распространения средств массовой информации и др.

Из нарушений П. р. человека известно большое число (несколько сот) форм эндогенных (наследственных) аномалий, затрагивающих разные стороны его соматического и психического развития (см.Наследственные болезни). Причинами отклонений в П.р. могут быть алиментарная недостаточность, дефекты физического и умственного воспитания, перенесенные болезни, травмы и др.

См. такжеЖизненный цикл.

Библиография: Зуссман М. Биология развития, пер. с англ., М., 1977; Тератология человека, под ред. Г. И. Лазюка, М., 1979; Харрисон Дж. и др. Биология человека, пер. с англ., М., 1968.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрицы обучение судьбы