ПСЕВДОГОЛОС (син.пищеводный голос) — звуки человеческой речи, в основе механизма образования которых лежит создание псевдоголосовой щели в пищеводе и выработка ее произвольного смыкания. Чаще всего в развитии П. нуждаются больные, перенесшие ларингэктомию (см.).

Существуют различные методики создания П. Первую методику предложил в 1908 г. Гутцманн (Н. Gutzmann). В России первой работой, посвященной этой проблеме, была статья А. Ф. Иванова «Голос и речь без гортани» (1910).

Для выявления механизма развития П. проводились телерентгенокинематографические исследования фонации у больных, овладевших П. При этом выявлены три фазы фонации: подготовка к фонации, собственно фонация и состояние покоя. При подготовке к фонации, т. е. желании произнести звук или слово, перстнеглоточная часть нижнего констриктора глотки (крико-фарингеальный сфинктер) и шейная часть пищевода приходит в движение, пропуская воздух. В момент собственно фонации происходит смыкание передней, задней и боковых стенок пищевода, на уровне CV — CVI, ниже псевдоголосов ой щели определяется воздушный пузырь. При хорошем овладении П. сближение стенок пищевода более резко выражено, а протяженность псевдоголосовой щели достигает 3,5 см. Полученные данные позволяют считать, что в основе механизма фонации при П. лежит миоэластический принцип (см.Голос).

Исследования некоторых акустических параметров П. показали, что соотношение распределения времени между произнесением звуков и паузами во фразах отличается от нормы. Паузы удлинены, а произ несение звуков укорочено. Отмечается также снижение высоты звуков речи в среднем на 0,5 октавы, а иногда и целую октаву. Интенсивность звуков речи при П. в среднем ниже обычных на 3—4 дб. Спектральный анализ гласных показал, что основные составляющие спектра голоса (1-я и 2-я форманты) при нормальной речи и при П. полностью совпадают. Это обеспечивает ясность звучания и разборчивость.

В СССР разработан и внедрен способ восстановления звучной речи (см.), состоящий из четырех этапов. Задачей первого (подготовительного) этапа является развитие подвижности шейной части пищевода и диафрагмы путем систематических занятий леч. физкультурой по специально разработанному комплексу для адаптации к новому типу дыхания через трахеостому. Цель второго этапа — образование псевдоголосовой щели и использование появившегося П. для произнесения слов и коротких фраз. На третьем этапе начинается общение с помощью П., проводится работа над звучностью и внятностью речи. В дальнейшем (четвертый этап) достигается расширение диапазона, улучшение тембра и модуляций П. К восстановлению звучной речи приступают в ранние сроки после операции, но после завершения курса лучевой терапии. Длительность курса восстановления звучной речи в среднем 1,5—2 мес. В большинстве случаев больные хорошо овладевают П., многие из них могут продолжить трудовую деятельность.

Библиография: Доброгаев С. М. Речь у больных с экстирпированной гортанью, Л., 1926; Иванов А. Ф. Голос и речь без гортани, Вестн. ушн., горл, и нос. бол., октябрь, с. 703, 1910; Милованов Н. Г. и Таптапова С. Л. Сравнительные характеристики некоторых акустических параметров нормального голоса и псевдоголоса, Вестн. оторинолар., № 3, с. 79, 1970; Рабкин Е. И. и Таптапова С. Л. Рентгентелеви-зионная кинематография фонации боль-цых после ларингэктомии, там же, с. 69; Чистович Л. А. и др. Физиология речи, Восприятие речи человеком, Л., 1976; Le Huche F. La voix sans larynx, P., 1974; Vallery J. L’avenir social des laryngectomises, Lyon, 1962.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е издание4 матрицы судьбы