РАБЛЕ Франсуа

РАБЛЕ Франсуа (Rablais Francois, ок. 1494—1553) — франц. писатель, естествоиспытатель и врач. Обучался и преподавал на мед. ф-те ун-та в Монпелье (1530—1532 и 1537— 1539), где в 1530 г. получил степень бакалавра, а в 1537 г. — доктора медицины. Был главным врачом госпиталя Notre Dame de Pitie в Лионе (1532—1534), практиковал в качестве специалиста по венерическим болезням (начало 40-х гг. 16 в.), состоял муниципальным советником и гор. врачом в Меце (1547—1550), личным врачом и советником кардинала Ж. Дю Белле.

Ф. Рабле принадлежит к числу наиболее выдающихся представителей культуры эпохи Возрождения. Обессмертивший его имя роман «Гаргантюа и Пантагрюэль» — подлинная энциклопедия франц. культуры эпохи Возрождения — оказал огромное влияние на формирование и развитие франц. литературы и наряду с «Божественной комедией» Данте, «Декамероном» Д. Боккаччо, «Дон-Кихотом» М. Сервантеса, поэзией Ф. Петрарки и трагедиями

В. Шекспира составляет золотой фонд культуры человечества. Как писатель, естествоиспытатель и врач Ф. Рабле прежде всего — борец против средневековой схоластики, за торжество научного знания и культуры, за свободную, не стесненную схоластическими догмами и религиозным ханжеством, разумно и рационально организованную жизнь. Основное оружие Ф. Рабле— разносторонняя образованность и беспощадный смех над отживающим миром, его мировоззрением и моралью, сочетающийся с безграничным оптимизмом, с верой в научный и социальный прогресс, к-рая в романе принимает форму пропаганды естественнонаучных, прежде всего анатомо-физиологических, медицинских и гигиенических знаний, предсказаний грядущих великих открытий и изобретений или утопии свободного и счастливого об-ва. Ф. Рабле уничтожающе высмеивал врачей-схоластов, подменявших объективное изучение человека и его болезней беспочвенным и невежественным мудрствованием. Не менее остро заклеймил Ф. Рабле магические и астрологические предсказания, которые в то время еще не утратили доверия даже в кругу образованных людей.

Ф. Рабле относят к числу пионеров научной анатомии. Одним из первых в Европе (раньше А. Везалия) он производил вскрытие трупов во время чтения лекций. Анатомию Ф. Рабле считал не только важнейшим предметом преподавания на мед. ф-те, но и необходимым элементом образования вообще, ибо только «при помощи анатомии можно приобрести совершенное познание мира, именуемого микрокосмом, иначе говоря человека». В романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» содержится большое количество сведений, относящихся к описательной, топографической и пластической анатомии, которые и сегодня поражают своей точностью.

Строение человеческого тела интересовало Ф. Рабле во взаимосвязи с функциями организма. Анат.-физиол. представления Ф. Рабле во многом опережали свое время. Это относится, в частности, к представлениям о взаимозависимости строения и функции органов, о взаимодействии процессов, происходящих в целостном организме и их причинной обусловленности. В диссертации Ф. Рабле обосновывалось положение о транспортной функции крови, хотя перенос питательных веществ он связывал с функцией венозной крови, а целью циркуляции крови по артериям считал ее «согревание, проветривание и очищение».

С анат.-физиол, представлениями тесно связаны взгляды Ф. Рабле о взаимоотношении тела и души, учение «об относительном бессмертии», его отношение к проблеме жизни и смерти. Душа и тело, по Рабле, едины, более того, духовное во многом зависит от процессов, происходящих в теле, ибо в человеческом организме, как и в природе в целом, все взаимосвязано, «все действует по своему назначению». Истинное бессмертие состоит не в увековечивании старой души, ушедшей из дряхлого тела в потусторонний мир, а в бессмертии семени, имени и дел человека, в связи с его земной жизнью, в беспрерывной смене поколений, при к-рой старость отцов расцветает в юности их детей на новой высшей ступени исторического и культурного развития. В этой беспрерывной социальной и культурной эволюции исторического человека, в причастности каждого к бессмертному народу, творящему историю,— залог научного и общественного прогресса. Человек и его земная жизнь являются высшей ценностью. Смерть и рождение, по Ф. Рабле, две стороны, два отправных момента вечного процесса обновления, роста и совершенствования народа. Поэтому Ф„ Рабле славит жизнь со всеми ее телесными радостями, стремится снять покров непристойности с естественных отправлений человеческого тела, описывая их как неотъемлемых спутников и признаков жизни, отрицает мистичность и трагичность смерти.

Следуя традициям гуманистов, Ф. Рабле много сделал для восстановления («возрождения») античного наследия. Им выполнены и изданы комментированные переводы с греч, оригиналов ряда работ Гиппократа («Афоризмы», «Прогностика», «О человеческой природе», «Медицинское искусство») и «Афоризмов» К. Галена. При этом им была проделана гигантская филологическая работа для устранения искажений, наслоений и противоречий в текстах, внесенных церковниками и араб, врачами, и восстановления пропусков. Ф. Рабле впервые в Европе читал курс лекций по «Афоризмам» Гиппократа и К. Галена, пользуясь греческим оригиналом, и, т. о., доносил до студентов истинные тексты величайших врачей древности.

Ф. Рабле принадлежит приоритет в обогащении современного ему научного языка мед. терминами, гл. обр. греческого происхождения. По свидетельству Сенеана (L. Senean), Джакобса (L. Jacobs) и ряда других исследователей, Ф. Рабле ввел во франц. язык и мед. лексику понятия «ангина», «бура», «кривошея», «пароксизм», «сагиттальный», «сфинктер», «терапия», «эпидермис», «яремный» и др.

Врачебная практика Ф. Рабле была успешной и снискала ему широкую популярность. По данным Маришаля (P. Marichel, 1961), за время пребывания Ф. Рабле в должности главного врача лионского госпиталя летальность в нем снизилась до 2—3%. Известно, что Ф. Рабле хорошо знал целебные свойства различных растений, был сторонником индивидуального подхода к лечению больных, высмеивал представления врачей-схоластов об универсальном действии отдельных средств.

Большое значение Ф. Рабле придавал психотерапии и деонтологии. По Рабле, благотворное влияние на состояние больного должна оказывать личность врача, его костюм, поведение. Первейшая обязанность врача — вселять в больного оптимизм, поддерживать в нем веру в выздоровление. Следуя традициям классиков античной медицины, Ф. Рабле развивал представление о благотворном влиянии смеха, веселого настроения, жизнерадостности на физиол, процессы, восстановление и укрепление здоровья и даже предписывал больным среди других назначений чтение своего романа, полного «смехотворных дурачеств, соленых шуток и непристойностей». Кладбищенскому девизу схоластической медицины «Memento mori» («помни о смерти») он противопос тавлял полный жизнерадостности и надежды девиз «Memento vivere» («помни о жизни»).

Ф. Рабле занимался также хирургической практикой, к-рая была высоко оценена его современниками, в частности А. Паре. Им был предложен ряд аппаратов и хирургических инструментов, в т.ч. аппарат, применявшийся для грыжесечения (сиринготом), оригинальная конструкция аппарата для вытягивания при переломах бедра (глюттокомон).

Широкую известность приобрела его венерологическая практика. В начале 40-х гг. 16 в. Ф. Рабле опубликовал иллюстрированную книгу «Триумф величественной и могущественной дамы Вероле, наследницы возвышенной любви». Книга содержала 36 гравюр, на которых были представлены основные признаки сифилиса; на одной из гравюр давалась схема Франции с выделением населенных пунктов, где «царствует дама Вероле». Каждая гравюра сопровождалась пояснительным текстом. Описывалось лечение болезни (втирание ртутной мази с последующей парной процедурой в бане), к к-рому Ф. Рабле прибавлял чтение своего романа «для отвлечения больного от его страданий». Книга является едва ли не первым практическим руководством по венерологии. Кроме того, Ф. Рабле, по-видимому, отличал сифилис от гонореи.

Ф. Рабле придавал большое значение укреплению здоровья и предупреждению болезней. Важнейшими мерами сохранения здоровья Ф. Рабле считал рациональный образ жизни, соблюдение правил личной гигиены и соответствующего индивидуальным потребностям режима питания, которые могут быть достигнуты лишь на основе гуманистического воспитания, предусматривающего единство физического, интеллектуального и нравственного развития. Внедрение такой системы воспитания он считал важной государственной задачей. Пропагандируя умеренность, Ф. Рабле восставал против всех форм аскетизма и воздержания, считая их вредными для здоровья и расценивая их как нравственное уродство.

Большое значение Ф. Рабле придавал и мерам общественного характера, особенно в борьбе с эпидемиями. Работая муниципальным врачом в Меце, он сумел добиться проведения ряда противоэпидемических мер. Так, по инициативе Ф. Рабле были изданы ордонансы об обязательной уборке жителями города нечистот с улиц, о запрете уличной проституции, об установлении мед. надзора за банями и домами терпимости, устранении антисанитарного состояния банных помещений и др.

Деятельность Ф. Рабле совпала с обстановкой крайней политической неустойчивости: традиции средневековья и инквизиция были сильны. Ряд друзей и соратников Ф. Рабле погибли, другие под напором реакции отреклись от своих гуманистических убеждений. Только слава выдающегося врача и высокое покровительство помогли ему избежать костра. Одинаково ненавидимый и католиками, и кальвинистами, и схоластами-сорбонистами, Ф. Рабле вынужден был соблюдать крайнюю осторожность. Но мысль и перо его оставались свободными и бесстрашными: он ни разу не поступился своими гуманистическими убеждениями и совестью ученого. Наука без совести — это проституирование души,— такой завет оставил Ф. Рабле грядущим поколениям ученых и борцов за научный и культурный прогресс.

Сочинения: Гаргантюа и Пантагрюэль, пер. с франц. М., 1966.

Библиография: Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965; Каневский Л. О. и Гусакова Т. В. Франсуа Рабле — великий французский писатель и врач-гуманист, Врач, дело, № 2, с. 207, 1956; Abel М. Ch, Rabelais medecin stipendie de la cite de Metz, в кн.: Memoires de l’Academie imperiale de Metz, p. 543, Metz, 1870; Bickers W. Francois Rabelais, M. D., J. Amer. med. Ass., v. 175, p. 124, 1961; Godlewsky G. Rabelais medecin, Sem. Hop. Paris, p. 213, 1956; Jacobs L. A. Francois Rabelais, renaissance physician, Surg. Gynec. Obstet., y. 132, p. 1086,1971; Le Double A.-F. Rabelais anatomiste et physiologiste, P., 1899; Marichal R. Rabelais and medicine, Ciba Symp., v. 9, p. 26, 1961.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиезначение матрицы судеб