ШИЛЛЕР Фридрих (Schiller Johann Christof Friedrich, 1759 — 1805) — великий немецкий поэт, драматург, теоретик искусства эпохи Просвещения, историк, врач по образованию.

ШИЛЛЕР Фридрих

Ф. Шиллер родился в Майбахе, в семье полкового фельдшера. Образование получил в Вюртенбергской военной академии, где сначала учился на юридическом (1773—1775), а затем на медицинском отделении. В 1780 году получил диплом врача и был назначен полковым лекарем в Штутгартский гарнизон. В сентябре 1782 года самовольно покинул службу и бежал из герцогства Вюртенбергского. С этого времени и до конца жизни он занимался исключительно литературной и научной деятельностью. В 1789—1791 годы занимал должность экстраординарного профессора истории в Йенском университете.

Ф. Шиллер — один из основоположников немецкой классической литературы. Его произведения сыграли важную роль в формировании национального самосознания немцев, в борьбе за единое германское государство. Полуфеодальному застою, политическому произволу и социальной несправедливости он противопоставил идею народовластия, мечту о гармоничном об-ве, не знающем ни классов, ни сословий. Гуманистическая и оптимистическая направленность творчества

Ф. Шиллера сделала его наиболее популярным представителем немецкой классической литературы во многих странах Европы, в том числе в России, где каждый подъем революционного движения сопровождался новым увлечением поэзией Ф. Шиллера.

Как один из крупнейших историков эпохи Просвещения Ф. Шиллер развивал идею о неразрывной взаимосвязи исторических событий, рассматривая каждое из них в рамках единого исторического процесса. Исследуя всеобщую историю от ее начальных этапов до своего времени, Ф. Шиллер отмечал постоянный прогресс в развитии общества, который связывал с творческой деятельностью людей. Государство, законы, по Ф. Шиллеру, важны и необходимы лишь в том случае, если они содействуют движению цивилизации вперед или по крайней мере, не тормозя его, развивают все заложенные в человеке силы. Руководствуясь этим положением, он с огромной убедительностью и страстью показал губительную роль войн в истории человечества, со всей решимостью провозгласил идею мирного развития немецкого народа, идею бесконечного мирного прогресса всего человечества. Ф. Шиллер сочувственно встретил весть о Великой французской революции. Вместе с тем, одобряя низвержение феодального порядка, он порицал казнь Людовика XVI, в которой усматривал лишь насилие. Отвергая революционные средства общественного переустройства, Ф. Шиллер выдвинул программу эстетического воспитания, согласно которой путь к свободе ведет через гармонию и красоту.

Медицинская деятельность Ф. Шиллера не была столь плодотворна, как литературная, эстетическая и историческая, но все же представляет интерес для истории медицины. В годы учебы он мечтал о славе А. Галлера, изучал его труды, серьезно увлекался физиологией, психологией, физиотерапией. Первое медицинское произведение Ф. Шиллера — диссертация «Философия физиологии» свидетельствует не только о начитанности, но и об оригинальности и независимости его естественнонаучных воззрений. Диссертация была признана профессорами академии неудовлетворительной главным образом потому, что в ней Ф. Шиллер обосновывал идею взаимосвязи и взаимообусловленности телесной и духовной природы человека, противоречащую традиционным представлениям о «теле как тленной оболочке бессмертной души». Стихийный материализм Ф. Шиллера с еще большей силой проявился в его второй диссертации «Опыт исследования вопроса о связи между животной и духовной природой человека».

В ней используя обширную литературу, он не только обосновал положение о взаимном влиянии физиологических и психических процессов, но и рассмотрел вопросы о целебно-охранительном действии сна, роли эмоций в возникновении и исходе патологическорго процесса, одним из первых оценил лечебное воздействие труда, назвав его «трудотерапия» (Beschafti-gungstherapie). Эта работа Ф. Шиллера получила высокую оценку известного русского физиолога И. Р. Тарханова; ряд изложенных в ней положений получил в дальнейшем научное обоснование.

Прогрессивные естественнонаучные воззрения, присущие Ф. Шиллеру наблюдательность и гуманность создавали все предпосылки для плодотворной врачебной деятельности, однако казарменная обстановка Штутгартского гарнизона, подавлявшая всякое творчество, привела к тому, что он навсегда оставил службу и занятие медициной.

Соч.: Versuch tiber den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen, Stuttgart, 1780; Собрание сочинений, т. 1 — 7, М., 1955 —1957.

Библиогр.: Асмус В. Ф. Немецкая эстетика XVIII века, с. 259, М., 1963; Ионов Ю. В. Работы Фридриха Шиллера как врача, его медицинские диссертации и болезнь, Клин, мед., т. 59, № 6, с. 112, 1981; Лозинская JI.,Фридрих Шиллер, М., 1960; T e рАкопян И. Шиллер как историк, в кн.: Шиллер Ф. Собр. соч., пер. с нем., т. 5, с. 529, М., 1957; Шиллер Ф. П., Фридрих Шиллер, Жизнь и творчество, М., 1955.

^


Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиеимператрица матрица судьбы