Сигюн (на древнескандинавском Sigyn) – одна из второстепенных богинь. Она в первую очередь известна как жена бога Локи. Богиня Сигюн в скандинавской мифологии известна тем, что не оставила мужа даже во время его заточения. Именно в такой роли она упоминается в Старшей Эдде и Младшей Эдде. Сохранилось также несколько кеннингов (метафор) и графических изображений.

Содержание
  1. Образ Сигюн в скандинавских мифах
  2. Семья Сигюн
  3. В «Старшей Эдде»
  4. В «Младшей Эдде»
  5. Археологические памятники
  6. Теории
  7. Влияние на искусство и культуру

Образ Сигюн в скандинавских мифах

Сигюн появляется в мифах не так часто. Её имя, Sigyn, с древнескандинавского означало «(женский) друг победы». Элемент sigr переводился как «победа», а vina – «подруга».

В основном мифология Сигюн тесно связана с её мужем – богом обмана и лжи Локи. Локи принадлежит к ётунам, но ему позволили жить в Асгарде из-за ума и хитрости. Этот бог нередко помогал асам справиться со сложными ситуациями. Но, будучи покровителем коварства, он мог приносить другим много бед и проблем.

Из-за своих преступлений и обмана Локи в итоге был приговорён к заточению. Его связали кишками собственного сына по имени Нари или Нарви. Такой материал использовали из-за того, что только кишки своего ребёнка родитель никогда не разорвёт. Над головой Локи подвесили змею, с пасти которой на ётуна падает яд.

Несмотря на все злодеяния, Сигюн осталась верна мужу. Именно такой образ чаще всего изображают в легендах. Опечаленная, она сидит рядом со связанным Локи и держит над его головой чашу, собирая яд. Но, когда богине нужно отойти и вылить собранное, яд всё равно попадает на Локи. Из-за такой преданности Сигюн стала восприниматься как персонаж, вызывающий сочувствие, как несчастная, но верная жена и мать.

Связанный Локи (мотив с креста Госфорта). Уильям Коллингвуд.

Сигюн – не первая жена Локи. Супругу она родила двоих сыновей – Нарви и Вали (иногда называют другие имена – Нари и Нарви, Вали и Царви). Она происходит из рода асов. Это подтверждает, например, текст в «Языке поэзии» (Младшая Эдда). Там жители Асгарда собираются на пир к йотуну Эгиру, воплощению спокойного моря. Этот йотун находился с асами в дружеских отношениях. Среди тех, кто пришёл на пир и рассаживается, упоминается и асинья Сигюн.

Вот как перечисляют асов в «Языке поэзии»:

Асы пошли на пир, и воссели на троны двенадцать асов, коим надлежало быть судьями. Их зовут: Тор, Ньёрд, Фрейр, Тюр, Хеймдалль, Браги, Видар, Вали, Улль, Хёнир, Форсети, Локи. Были и богини: Фригг, Фрейя, Гевьон, Идунн, Герд, Сигюн, Фулла, Нанна.

Семья Сигюн

Матерью Сигюн называют Фрейю – богиню любви и красоты. Она одна из прекраснейших богинь и происходит из рода ванов. Фрейю считают второй после Фригг, царицы богов и жены Одина. Также эта богиня забирает себе половину воинов, павших на поле боя. Она покровительствует урожаю, плодородию. Асы изучали при помощи Фрейи сейд, искусство магии, которой владели до этого только ваны. Имя отца Сигюн – Ивальди.

Муж Сигюн – Локи, бог коварства и лжи, происходящий из рода йотунов. Локи взял её в жёны после того, как жил в браке с великаншей Агнрбодой. Вместе с Сигюн он жил в Асгарде по разрешению асов, которые ценили мудрость и хитрость Локи. Но затем на пиру у йотуна Эгира он разоблачил асов и асинь, а потом признался, что способствовал смерти Бальдра. После этого Локи приковали к трём камням под землёй. Там он находится до конца света (Рагнарёка). Сигюн была единственной, кто не оставил Локи. С тех пор она находится возле связанного мужа.

От Локи Сигюн родила двоих детей:

  1. Нари или Нарви – великан-ётун. Асы в качестве наказания для Локи превратили Вали, брата Нари, в волка. В этом облике Вали разорвал Нари. После смерти последнего боги использовали его кишки, чтобы сделать для Локи железные оковы. Локи не может из них вырваться, т.к. родитель не может порвать кишки своего дитя. В Младшей Эдде есть также йотун Нарви или Нёрфи, отец богини Нотты, воплощающей ночь. Иногда его и сына Локи считают одним и тем же персонажем.
  2. Вали – сын Локи, которого превратили в волка. Он разорвал затем своего сына Нари (Нарви). Иногда вместо имени Вали используется Нарви. В таком случае сыновей Локи и Сигюн зовут Нари и Нарви. Это свойственно, например, текстам Старшей Эдды («Перебранка Локи»). Но иногда и там в некоторых изданиях упоминается имя Вали для согласования с Младшей Эддой.

Иногда дети Сигюн и Локи называются Вали и Царви. Имена Нари и Нарви встречаются в кеннингах. Кеннингами называют метафоры, поэтические выражения, которыми заменяли более привычные понятия. Они часто встречаются в скальдической поэзии. Кеннинги с именем Нари и Нарви относятся к Локи и членам его семьи. Так, самого Локи в «Языке поэзии» (Младшая Эдда) называют «отцом Хель, Нари и Али». Хель, дочь Локи от великанши Ангрбоды, называют «сестрой волка и Нарви». Волк в данном случае – Фенрир.

В «Старшей Эдде»

В «Старшей Эдде» упоминания Сигюн можно найти в нескольких разных частях. Первая из них – «Прорицание вёльвы», которое описывает мир от его сотворения до гибели (Рагнарёка). Повествование ведётся от лица вёльвы, прорицательницы и колдуньи. В 35 строфе она рассказывает Одину о своих видениях. Среди них – образ погружённой в печаль Сигюн. Она сидит подле скованного мужа, Локи.

Вот как описан этот момент в «Прорицании вёльвы»:

35 Пленника видела

под Хвералундом,

обликом схожего

с Локи зловещим;

там Сигюн сидит,

о муже своем

горько печалясь, —

довольно ли вам этого?

Во второй раз Сигюн присутствует в «Перебранке Локи». Это больше сатирическое произведение. Исследователи считают, что оно было написано для развлечения читателей. Произведение посвящено пиру у йотуна Эгира. Тот сварил пива для асов и пригласил многих из них отведать напиток. Локи был среди приглашённых. Он по неизвестной причине убивает одного из слуг Эгира, после чего бога обмана изгоняют.

Локи вернулся и напомнил Одину, что они побратимы. Один не должен был начинать пить, пока Локи тоже не нальют пива. Но, когда последнему дали место за столом, Локи начал насмехаться над богами. Он говорил, что асы трусливы, а асиньи – распутны. Когда Тор разгневался, Локи припомнил его неудачи.

Рассерженные асы больше не были намерены прощать Локи. Они долго преследовали его и поймали, когда тот прятался в образе лосося. Для этого они использовали сеть, которую Локи сам изобрёл и сжёг. Квасир, мудрый карлик из рода ванов, смог восстановить её.

После поимки для Локи придумали суровое наказание, которое затронуло также и его семью. Сына Вали (Нарви) превратили в волка, и он, по-видимому, потеряв разум, напал на своего брата Нари и загрыз его. Кишки Нари использовали, чтобы связать Локи. У лица Локи была расположена змея. Это сделала богиня Скади, покровительница охоты. Из пасти змеи капал яд, падая на Локи и терзая его.

Локи и Сигюн. 1863 г. Мортен Эскиль Винге. Национальный музей Швеции. Стокгольм, Швеция.

Сигюн осталась возле мужа. Она пытается защитить его, держа чашу и собирая яд, чтобы он не падал на Локи. Но чаша время от времени переполняется. Тогда богине приходится отходить, чтобы выплеснуть яд. В это время отравленная слюна змеи всё равно попадает на Локи. Тогда бог бьётся в судорогах, что приводит к землетрясениям. Так будет продолжаться до Рагнарёка, когда Локи сможет освободиться.

Вот отрывок из «Перебранки Локи»:

После этого Локи, в образе лосося, спрятался в водопаде фьорда Франангр. Там асы поймали его. Он был связан кишками сына своего Нари, а сын его Нарви превратился в волка. Скади взяла ядовитую змею и повесила ее над лицом Локи. Из змеи капал яд. Сигюн, жена Локи, сидела там и подставляла чашу под капающий яд. А когда чаша наполнялась, она ее выносила, и в это время яд из змеи капал на Локи. Тогда он корчился так сильно, что вся земля дрожала. Теперь это называется землетрясением.

В «Младшей Эдде»

«Младшая Эдда» также состоит из нескольких частей. Сигюн появляется в «Видении Гюльви» Гюльви – мифический конунг, который в беседах с богами узнаёт различные истории из скандинавской мифологии. Многие из них посвящены появлению мира и его окончанию, который ознаменуется последней битвой богов и чудовищ.

Вот описание Локи из «Видения Гюльви»:

Локи пригож и красив собою, но злобен нравом и очень переменчив. Он превзошел всех людей тою мудростью, что зовется коварством, и хитер он на всякие уловки. Асы не раз попадали из-за него в беду, но часто он же выручал их своею изворотливостью. Жену его зовут Сигюн, а сына их — Нари или Нарви.

В 31 главе упоминается, что Сигюн – супруга Локи. Здесь у них один сын – Нарви или Нари. Про Вали же говорится, что он просто сын Локи. Вариант истории, описанный в «Видении Гюльви», несколько отличается от «Перебранки Локи». Но здесь Вали также превращают в волка, а после разрывает своего брата. Кишки Нарви взяли, чтобы сделать из них путы для Локи, которого асы решили заточить под землёй. Бога коварства привязали к трём камням. Путы же со временем стали железными.

В «Видении Гюльви» Скади также вешает над Локи змею. Изо рта той капает яд, и Сигюн жена Локи стоит рядом, чтобы собирать яд. Когда чаша переполняется, богине приходится отойти, чтобы опустошить её. Яд падает в это время на Локи, и он от боли очень сильно дрожит. Древние скандинавы считали, что это и есть причина землетрясений. Так будет происходить, пока не наступит Рагнарёк.

Вот что написано в «Видении Гюльви»:

Локи уже нечего было надеяться на пощаду. Асы пришли с ним в одну пещеру, взяли три плоских камня и поставили на ребро, пробив в каждом по отверстию. Потом захватили они сыновей Локи, Вали и Нари, или Нарви. Превратили асы Вали в волка, и он разорвал в клочья Нарви, своего брата. Тогда асы взяли его кишки и привязали Локи к тем трем камням. Один упирается ему в плечи, другой — в поясницу, а третий — под колени. А привязь эта превратилась в железо.

Тогда Скади взяла ядовитую змею и повесила над ним, чтобы яд капал ему в лицо. Но Сигюн, жена его, стоит подле и держит чашу под каплями яда. Когда же наполняется чаша, она идет выбросить яд, и тем временем яд каплет ему на лицо. Тут он рвется с такой силой, что сотрясается вся земля. Вы зовете это землетрясением. Так он будет лежать в оковах до Гибели Богов».

В «Списках имён» есть список асинь, среди которых упоминается и Сигюн. Сигюн и асы перечисляются также в «Языке поэзии», где боги устраивают пир в честь Эгира, посетившего Асгард. В этом же произведении есть интересные кеннинги Локи с именем Сигюн:

  • муж Сигюн;
  • груз рук оков заклинаний – в этом кеннинге под грузом подразумевается сам Локи, а заклинания – Сигюн, т.е. она может быть богиней заклинаний;
  • бремя рук Сигюн – приводится в отрывке из поэмы «Хаустлёнг».

Археологические памятники

Изображение Сигюн можно найти на Госфордском кресте (или кресте Госфорта). Этот археологический памятник расположен в Госфорте (графство Камбрия, Англия). Сигюн можно найти на нижней части креста с западной стороны. Там видно длинноволосую женщину, которая стоит на коленях и держит на вытянутых руках какой-то предмет. Под её руками лежит связанный человек. Рядом с ними расположена змея. Часто именно так изображали внешность Сигюн. Здесь она, скорее всего, пытается помогать Локи, как и во многих легендах

Нижняя часть западной стороны Госфордского креста.

Теории

Сигюн в древнескандинавских источниках обычно выступает только в одной роли – как жена Локи. Из-за того, что Локи и Сигюн в мифологии оказались тесно связаны уже в достаточно ранних легендах, появилась теория относительно времени появления богини. Считается, что она относится к богам из более старой формы германского язычества.

Влияние на искусство и культуру

История Локи и Сигюн послужила вдохновением для разных произведений. Чаще всего они показывают, как муж богини Сигюн страдает от наказания, а богиня пытается облегчить его муки. Такие сюжеты показаны на многих картинах.

У Marvel Comics в 1978 г. появился персонаж с таким именем, связанный с героем, основанным на образе бога Тора. В честь Сигюн также называли различные объекты. В частности, это сорта озимой пшеницы и различные суда.

^