СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА» — технико-биологическая система, состоящая из человека (оператора или группы операторов) и машины, посредством к-рой он осуществляет трудовую деятельность. Под машиной понимают совокупность технических средств, используемых человеком в процессе деятельности. Диапазон систем, охватываемых понятием система человек—машина (СЧМ), весьма широк, от простых (типа рабочий—станок) до сложнейших производственных комплексов.
Технические средства СЧМ включают, кроме управляемого объекта (машины), комплекс устройств автоматического контроля и управления: датчики, выдающие сигналы о значениях параметров объекта, предмета труда и среды, исполнительные устройства, устройства защиты и блокировки, а также сбора, математической и логической обработки информации, устройства, обеспечивающие взаимодействие человека и техники — пульты управления, средства отображения информации и др. Главным управляющим звеном СЧМ является человек, знающий и понимающий цели деятельности, способный ориентироваться и принимать решения в сложных и непредвиденных обстоятельствах, воспринимать и обобщать информацию, представляемую в различных формах.
Эффективность СЧМ обеспечивается решением трех главных проблем: распределением функций по управлению между людьми и автоматическими устройствами (уровень автоматизации), согласованием характеристик этих компонентов, отбором и подготовкой операторов.
При распределении функций учитывают преимущественные возможности человека и автоматических устройств, особенности их взаимодействия, экономические и социальные факторы, надежность систем и условия безопасности работы человека. По мере роста уровня автоматизации все большее число второстепенных, утомительных для человека операций передается автоматам, что меняет роль человека в СЧМ. За ним остаются функции программирования работы автоматических устройств, принятия принципиальных решений и технического обслуживания.
Согласование характеристик техники и человека подразумевает обеспечение психофизиол. комфорта людей, т. е. создание таких условий, при к-рых операторы не чувствуют себя придатками техники и не испытывают чрезмерных физических и психических нагрузок. Особое внимание уделяют при этом оптимизации информационного потока* в целях предупреждения перегрузки оператора, приводящей кстрессу (см.), или недогрузки, вызывающей полусонное состояние и снижение внимания. Одновременно должны быть ограничены и доведены до допустимых значений силовые нагрузки при пользовании рычагами управления. Необходимо также стремиться к созданию комфортных условий для операторов (компоновка рабочего места, обзор, сиденье, поза и т. д.).
В конечном счете с помощью перечисленных мероприятий решается задача оптимизации функционирования СЧМ, т. е. поиска таких соотношений в системе, к-рые обеспечивают максимальную производительность труда при условии его полной безвредности для здоровья человека.
Эффективность СЧМ существенно зависит от подготовленности персонала, от его проф. пригодности для работы в СЧМ (см.Профессиональный отбор). Обучение работающих предусматривает, наряду с прослушиванием соответствующих курсов, и практику на специально создаваемыхтренажерах (см.).
См. такжеАвтоматизация производства,Инженерная психология,Кибернетика медицинская,Робот,Система,Труд,Эргономика.
Библиография: Введение в эргономику, под ред. В. П. Зинченко, М., 1974; Ломов Б. Ф. Человек и техника, М., 1966; Мейстер Д. Эргономические основы разработки сложных систем, пер. с англ., М., 1979;
Монмоллен М. Системы «человек и машина», пер. с франц., М., 1973;
Шеридан Т. Б. и Феррелл У. Р. Системы человек-машина, пер. с англ., М., 1980.
Д. И. Агейкин.
^
Источник: Большая Медицинская Энциклопедия (БМЭ), под редакцией Петровского Б.В., 3-е изданиематрица судьбы методичка