Слейпнир (Sleipnir /ˈsleɪpnɪər/ (древнескандинавский: [ˈslɛipnez̠]; «slippy» or «the slipper»)) — чудесный восьминогий конь. Это самый быстрый скакун на свете, на котором ездит сам Один. Слейпнир также имеет божественное происхождение, хотя, по мнению некоторых мифологов, это хтоническое существо, в котором имеются черты, связанные с шаманизмом.
Слейпнир в скандинавской мифологии часто не отделим от Одина. До сих пор на отдельных хуторах существует присказка о том, что “Один скачет на Слейпнире” по темным холмам и долинам.
В мифах рассказывается, что чудесный конь является сыном жеребца Свадильфари и Локи, который принял облик кобылы и родил его — родил в Железном лесу.
В Рагнарёк Один выедет на битву с чудовищами и великанами верхом на Слейпнире — и этот бой будет последним для обоих.
Словарь
Слейпнир (Sleipnir, букв. «скользящий») — в скандинавской мифологии восьминогий конь бога Одина. Родился от Свадильфари (коня строителя жилища богов — Асгарда) и (превратившегося в кобылу) бога Локи. Один на Слейпнире участвует в конном соревновании с великаном Хрунгниром. Сын Одина Хермод скачет на Слейпнире в царство мертвых Хель, чтобы вернуть оттуда своего брата Бальдра. В Слейпнире очевидны хтонические черты, связанные с шаманизмом.
Восьминогий конь Одина
Слейпнир — в германо-скандинавской мифологии восьминогий конь Одина, порождение Локи.
Слейпнир в Старшей Эдде
О коне Одина говорится много и часто. Вот один из отрывков:
“Дерево лучшее —
ясень Иггдрасиль,
лучший струг —
Скидбладнир,
лучший ас — Один,
лучший конь — Слейпнир,
лучший мост — Бильрёст,
скальд лучший — Браги
и ястреб — Хаброк,
а Гарм — лучший пес.”
Вот отрывок из песни, которая называется “Сны Бальдра”:
“Один поднялся,
древний Гаут,
седло возложил
на спину Слейпнира;
оттуда он вниз
в Нильфхель поехал”.
В кратком прорицании вёльвы о Слейпнире говорится так:
“От Ангрбоды Локи
Волка родил,
а Слейпнир — сын Локи
от Свадильфари
ещё одно чудище,
самое злое,
на свет рождено
Бюлейста братом.”
Кто такой Слейпнир
Слейпнир — красивый и сильный конь. У него восемь ног, и он способен скакать прямо по воздуху с невероятной скоростью.
Слейпнир в мифологии скандинавов играет особую роль: он принадлежит Одину, и часто упоминается в обеих Эддах.
Есть интересная легенда, в которой рассказывается о том, как появился Слейпнир. Однажды Тор ушел воевать с великанами, и Асгард оставался крайне уязвимым для врагов. Вдруг во дворец пришел необычный гость: это был великан-каменщик, который предложил построить вокруг огромную и неприступную стену. Оплату за услугу он потребовал небольшую: всего-то солнце и луну, да богиню Фрейю в придачу. Локи посоветовал богам соглашаться.
У великана был конь, которого звали Свадильфари. Это был необычный конь: он легко таскал каменные глыбы, и с его помощью великан легко справлялся с работой.
Увидев это, боги собрались на совет, и во всем обвинили Локи: это по его вине они сейчас лишатся солнце и луны, так пусть он и придумывает, как обмануть великана. И Локи придумал.
Он обернулся красивой кобылой, и заманил Свадильфари в лес. Великан понял, что его обманули, и впал в ярость. К счастью, к этому моменту вернулся Тор, который проломил великану голову. А кобыла родила чудесного жеребенка с восемью ногами. Один взял его себе и назвал Слейпнир, что значит “Скользящий”.
Конь Слейпнир в мифологии скандинавов часто участвует в приключениях Одина. Однажды он отправился в Ётунхейм, и поспорил там с одним из великанов, что его конь, Слейпнир, быстрее. Великан разъярился и предложил верховному асу поучаствовать в скачке.
Слейпнир был, конечно, быстрее, но великан каким-то образом проскользнул в Асгард и до смерти напугал богов. Пришлось снова звать Тора…
Интерпретация образа
По мнению фольклориста и антрополога Х Э-Дэвидсон, Слейпнир в скандинавской мифологии — не просто атрибут верховного божества. Это “шаманский конь”. Ученый связывает восьминогого скакуна с шаманическими традициями севера. Есть некоторые параллели с бурятским восьминогим жеребенком — предметом исследования М.Элиаде.
Вероятно, речь идет о некоем сакральном образе эзотерической практики скандинавских шаманов (согласно эддическим текстам, шаманом был и сам Один). В своих “астральных путешествиях” шаманы использовали образы зверей и птиц. Вероятно, Слейпнир был именно таким конем.
Восемь копыт чудесного скакуна могли воплощать в себе образ носилок, на которых носили мертвых. Объяснение такое: носилки несут четверо, и всего у них восемь ног.
Возможно, Слейпнир олицетворял некий последний путь умершего на земле. Некоторые ученые проводят параллели между Слейпниром и другим конем, Хофварпнир, и делают вывод, что он мог быть посредником между мирами.
Это мнение кажется вполне логичным: Одина часто называют богом висельников. Он возглавляет дружину эйнхериев — мертвых воинов.
Спустя века образ древнего бога, командующего армией мертвых, трансформировался в страшную Дикую Охоту. Вплоть до начала 20 века жители отдаленных хуторов Исландии и Норвегии утверждали, что темными зимними вечерами Один, верхом на Слейпнире, носится по небу.